Влияние цвета комнаты на человека. Советы по влиянию цветом на физическое и психоэмоциональное состояние. Влияние коричневого цвета
Влияние цвета на физиологию человека
Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.
Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.
Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).
Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.
Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.
Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.
Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.
"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете
Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.
Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.
Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.
Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.
Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.
Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.
Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.
Рассмотрим рис.1
Пояснения к рисунку:
Тонизирующее воздействие
Успокаивающее.
Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.
Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.
Психологическое воздействие цвета
Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984
Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).
Многие из нас очень любят старые фильмы. В них есть история, глубокий смысл, истинные чувства. Один лишь недостаток – сняты они в чёрно-белом формате. Не увидишь всех особенностей в костюмах актёров, не насладишься красотами природы. Именно поэтому сейчас таким популярным стало «раскрашивание» старых фильмов. А представьте, если бы вся наша жизнь стала чёрно-белой. У женщин не было бы мучительного выбора, в каком наряде пойти на праздник. А мужчины не подбирали бы, стоя перед зеркалом, галстук к костюму. Решилось бы большинство проблем, связанных с дизайном квартир, рабочих помещений и т.д. Но хотим ли мы такого «бесцветного существования»? Какую роль играет цвет в жизни человека?
Цвет окружает нас повсюду, определяет наше настроение, самочувствие, влияет на уровень работоспособности и даже продолжительность жизни. Восприятие мира в цвете отличает людей от большинства животных.
Так что же такое ЦВЕТ?
Цвет – это особое ощущение, возникающее в головном мозге человека после обработки сигнала, посланного сетчаткой глаза при возбуждении ее внешним стимулом.
Казалось бы, объективные характеристики: внешний раздражитель – сигнал – ответ мозга. Однако мы прекрасно знаем, что все люди предпочитают разные цвета, что проявляется в их одежде, интерьере дома. Одним больше нравятся спокойные, пастельные цвета, другие тяготеют к ярким, кричащим оттенкам. Отчего же это зависит? Мы объективно по-разному воспринимаем цвета или же выбор цвета – наше субъективное предпочтение? Этот вопрос интересовал ученых ещё с древних времен и по сей день остается спорным.
От чего зависит восприятие цвета человеком?
Учёные установили, что на наше цветовое восприятие оказывают влияние как физические факторы (возраст, состояние здоровья, общее самочувствие), так и социально – психологические (особенности характера, тип темперамента и т.д.).
Например, было замечено, что пожилые люди склонны выбирать спокойные тона (синий, серый, коричневый), большинству же молодых больше нравятся яркие, активные цвета (красный, жёлтый).
Люди, испытывающие физическое недомогание или психологический дискомфорт, выбирают тёмные, блёклые оттенки.
Особый интерес представляет взаимосвязь между цветовыми предпочтениями и психологическими особенностями личности.
Скажи мне, какой твой любимый цвет и я скажу - кто ты
Данная связь легла в основу многих проективных психологических методик. Самой известной из которых является методика М.Люшера, где человеку предлагается распределить по степени предпочтительности несколько цветных карточек. На основе полученного ряда делается вывод о его личностных особенностях.
А какие цвета нравятся Вам? Выбор того или иного цвета может охарактеризовать человека как с положительной, так и с отрицательной стороны. Все мы не безупречны – имеем свои достоинства и недостатки. Ведь, если задуматься – идеальные люди были бы слишком скучны. А Ваши предпочтения в цвете правильно Вас характеризуют?
Цвет |
Положительные характеристики |
|
Красный |
активность, эмоциональность, влюбчивость, предприимчивость |
агрессивность, вспыльчивость |
Зелёный |
уравновешенность, лидерские качества |
склонность к подчинению себе окружающих |
Жёлтый |
жизнерадостность, оптимизм, общительность |
импульсивность, несдержанность |
Синий |
спокойствие, вдумчивость |
пассивность |
Коричневый |
надежность, выносливость |
консерватизм |
Серый |
скромность, практичность |
низкий жизненный тонус |
Фиолетовый |
достоинство, скромность |
неустойчивость |
Белый |
легкость, чистота помыслов, невинность |
холодность |
Чёрный |
элегантность, содержательность |
скрытность |
Голубой |
правдивость, человеколюбие, открытость |
плаксивость |
Розовый |
доброта |
инфантильность |
Оранжевый |
динамичность, активность |
несерьёзность |
Знание подобных особенностей может существенно помочь Вам в общении, особенно с незнакомыми людьми. Наблюдая за тем, каковы доминирующие оттенки в одежде собеседника, интерьере его квартиры, на машине какого цвета он ездит, можно многое о нём рассказать. Кстати, люди, преуспевающие в бизнесе, политике, журналистике, в своей деятельности активно используют принципы психологии цвета, что позволяет им достигать максимальной для себя выгоды.
Например, Вам необходимо решить какие-либо профессиональные или личные вопросы с конкретным человеком. Вы скорее получите положительный результат, если будете общаться «на его волне», т.е. так, как привык он, его языком. Допустим, он одет в исключительно черно-белой гамме. С большой степенью вероятности можно предположить, что это - человек серьёзный, конкретный, деловой, поэтому говорить с ним нужно строго по существу. Речь должна быть правильная, чёткая. Он будет к Вам более расположен, а значит, с большей охотой пойдет на уступки. Если же перед Вами человек в ярко-жёлтых брюках и майке в горох, с ним лучше вести себя непринужденно, просто. Эффективнее будет неформальное общение на его языке. Конечно же, во всём нужно знать меру и не следует до точности копировать поведение и речь собеседника – это вызовет негативный ответ.
Так же нужно учитывать, что цвет не всегда даёт стопроцентную информацию о человеке. Если брать одежду, то абсолютно неинформативными являются форменные вещи (белый халат врачей, мундир военных и т.д.), т.к. такие люди не сами подбирают фасон и оттенки. Да и к тому же, каждый человек стремится к разнообразию и не ходит постоянно в одежде одного цвета. Анализировать следует преобладающие цвета, а не каждую деталь одежды.
Влияние цветов на психику человека было замечено еще в древние времена разными шаманами, знахарями и колдунами. Они могут вызывать радость и огорчение, приносить успокоение или же раздражение, обладая поразительными возможностями.
Разноцветная жизнь
Каждый человек замечал воздействие цвета, когда надевал красный джемпер, притягивая к себе взгляды окружающих. Для западного общества мрачно будут выглядеть люди, одетые в черных тонах, а вот белоснежное платье невесты говорит о торжественном моменте и чистоте события. Если вас интересует психологическое воздействие цвета, то ответы на многие вопросы вы найдете в представленной статье.
Почему так происходит?
Все то, что непонятно, манит человека, разжигая познавательный интерес. Влияние цветов на психику человека обусловлено излучением электромагнитных волн каждым цветом. Эти волны в силу своей длины имеют различное воздействие. Они обладают целебными свойствами, поскольку мы не только видим цвет глазами, но и ощущаем кожей электромагнитное излучение. Подобрав "правильные" цвета конкретно для себя, человек может почувствовать себя более здоровым и веселым.
Психологическое воздействие цвета заключается в том, что он является своеобразной "эмоциональной пищей", и, соответственно, чтобы нормально функционировать, нашему организму нужны различные оттенки в разной пропорции. Они могут помочь восстановить душевный баланс личности и даже некоторые аспекты физического здоровья. Еда, элементы одежды, мейк-ап, окружающая мебель воздействуют на состояние человека. Благодаря многим исследованиям теперь мы знаем достаточное количество информации о том, каково воздействие цвета на психику человека. В связи с этим можно комбинировать тона и улучшать настроение и общее самочувствие.
О чем нам поведают красный и желтый?
Элементы окружающего мира красного цвета вызывают возбуждение в психике и являются неким принуждением к активности. Благодаря ему напрягаются мышцы и ускоряются движения, а это приводит к повышению работоспособности.
Находясь в помещении, где есть красное освещение, люди показывают высшую производительность. Но со временем, когда организм адаптируется к этому оттенку, уровень производительности падает, а решение задач усложняется. Это объясняется цветовым утомлением.
Если вам нужно преодолевать трудности, быть более решительным и выносливым, то советуем вам использовать в своей жизни красный цвет.
Чтобы стимулировать активность головного мозга, пробудить интеллектуальные возможности, увеличить уровень восприятия зрением, применяйте желтый цвет. Противопоказания: невралгия и перевозбуждение коры. Ну а если вам сопутствуют разочарования и огорчения, то желтый подойдет в самый раз.
Для чего нужен зеленый и синий?
Цвет весенней зелени обеспечивает нормализацию кровяного и глазного давления, дыхания, пульса, увеличение остроты восприятия, концентрации внимания и интеллектуального потенциала. Хотите спокойствия, расслабления и отдыха - смело используйте зеленый, ведь именно он даст то, что вам нужно. Воздействие цвета играет огромную роль в нашей повседневной жизни.
Глубокий синий цвет, постоянно влияя на психику, может привести к высокому уровню утомляемости или даже к депрессии в некоторых случаях. Но если с вами произошло сильное потрясение, то этот цвет может восстановить силы. Он снизит напряжение в мышечной ткани, притупит болевые ощущения, ослабит пульс и успокаивающе подействует на спонтанные импульсы в пылкой личности.
Влияние фиолетового, голубого и коричневого цвета
Фиолетовый цвет имеет противоречивое воздействие на состояние человека, так как может и повысить выносливость, и понизить работоспособность, подавить интеллектуальные возможности или даже привести к депрессивным состояниям.
Чтобы уменьшить тревожные ощущения, снизить кровяное давление и утолить боль, используйте вещи голубого цвета. Но не переборщите, ведь длительное влияние такого цвета приводит к усталости и угнетению некоторых функциональных возможностей человеческого организма.
Коричневый цвет заявляет нам о потребности в релаксе, телесном комфорте. Поэтому если чувствуете такие потребности, то подумайте о том, как принести этот цвет в свою жизнь и немного отвлечься от рабочих моментов.
Контраст черного и белого
Любителям белого цвета свойственна потребность в свободе, разрыве обременительных связей и желание начать все с чистого листа. Если вы хотите что-нибудь забыть и освободиться из оков воспоминаний, окружите себя белым цветом.
Черный тон характеризует человека, который восстает против собственной судьбы. Этот цвет обладает важными лечебными свойствами, так как поглощает другие оттенки и действует на организм достаточно положительно.
Определив свои цветовые предпочтения, их стойкость или изменчивость, вы сможете распознать собственные эмоциональные и физические реакции, общее самочувствие и настроение.
Влияние цвета на психику детей
Дети постоянно окружены различными цветами, они познают мир, и следует с умом подходить к цветовому решению детских комнат, мебели, игрушек и одежды. Нет никаких сомнений, что влияние цвета на психику ребенка - один из самых актуальных вопросов для молодых родителей. По данным норвежских ученых, малолетние дети, находящиеся на учете в органах внутренних дел, или несовершеннолетние преступники останавливали свой выбор на черном цвете. Люди, которые имеют склонность к самоубийству, тоже выбирают этот тон.
Влияние цветов на психику человека, особенно маленького, основано на нескольких принципах. Во-первых, повседневная жизнь малыша должна быть наполнена большим количеством разных оттенков, важно одно - грамотное их сочетание.
Во-вторых, стены и потолок в детской комнаты должны быть либо белые, либо светлые, но никак не темные, поскольку это будет влиять как на эмоциональное состояние малыша, так и на его познавательные способности.
В-третьих, используйте голубой цвет, и он поможет спасти вас и вашего малютку от стрессовых воздействий, избавит от болевых ощущений.
В-четвертых, стабильное состояние нервной системы вам обеспечат зеленые оттенки и бело-голубые краски. Зеленый цвет, взятый отдельно, сможет отрегулировать давление и снять усталость.
В-пятых, психологи утверждают, что влияние цвета на психику выражается и в воздействии на развитие речи. Поэтому актуальными станут игры-ассоциации в период от одного до трех лет (например, клубника-красный, солнце-желтый).
В-шестых, если у вашего малыша наблюдается вялость, плохой аппетит, апатичность и резкие скачки настроения, то вам поможет использование красного, желтого и оранжевого цвета.
Зная тонкости цветового воздействия, родители, воспитатели смогут стабилизировать настроение, если нужно, то успокоить или развеселить.
Некоторые хитрости с цветом
Чтобы почувствовать влияние цветов на психику человека, не нужно надевать на себя вещи только одного тона, ведь стильный шарф или сумка красного цвета уже внесут изменения и повысят ваш жизненный потенциал. Главное - сделать акцент. Можно "разбросать" в комнате яркие элементы, например подушки или игрушки, и тогда энергия цвета наполнит помещение.
В гостиной или спальне можно использовать лампочки или светильники разных цветов. Подобный эффект имеют красочные наклейки для оконных стекол, ведь не каждый человек может позволить себе разноцветные витражи.
Ученые советуют изменить цвет спальни, если у вас плохой сон, на спокойные оттенки (нежно-фиолетовые, розовые, светло-голубые).
Отлично подымут настроение и работоспособность желтые подсолнухи и платьице оранжевого цвета. Замечательный вариант наполнения повседневной жизни яркими цветами - это декоративные кристаллы и ювелирные изделия из драгоценных (или не очень) камушков.
Получив в свое распоряжение такую информацию, зная свои потребности, вы можете составлять букеты, которые будут излучать именно те краски, что нужны для вас. Чтобы после еды чувствовать себя легко, добавляйте побольше цветных продуктов, ведь они легче перевариваются.
Также с помощью цвета вы можете посылать сигналы окружающим людям, поэтому используйте косметику (лаки, тени, помады) с умом. Дома можно применять аромамасла лаванды или герани, ведь они излучают голубой и красный цвет, соответственно.
Заключение
Вышеизложенная информация довольно-таки полезная, ведь влияние цвета на психику огромное. И если у вас испортилось настроение или плохое самочувствие, вы с легкостью сможете отрегулировать его с помощью воздействия красок, ярких и насыщенных или бледных и спокойных.
В дизайне каждого интерьера важен грамотный выбор цветов и оттенков. Они способны подсознательно формировать настроение, модифицировать восприятие тех или иных вещей и способствовать концентрации внимания. Цвет может маскировать недостатки или изъяны интерьера, совершенствовать дизайн помещения и оптимизировать внутреннюю атмосферу.
Цвет и эмоциональное состояние человека
В комплексе с силой света, цвет существенно сказывается на внутреннем (психическом и физическом) состоянии, находящегося в помещении человека. Например, солнечное утро, голубое небо без облаков бодрит и поднимает настроение, а пасмурное, «серое», наоборот, подавляют, вызывают эмоциональную апатию, ухудшают настроение.
Многочисленные исследования показали, что восприятие цвета зависит непосредственно от генетической и приобретённой памяти человека. Любое реакционное проявление на него обязательно имеет определённое основание – общественные (традиционные), родовые (внутрисемейные) и личные (внутренние) причины. Именно на этом факте основывается одно из направлений психотерапии, именуемое как цветотерапия.
Грамотно выбранное цветовое решение в оформлении интерьера, кроме воздействия на психику, опосредовано влияет на физиологию и физическое состояние. Учёными было замечено, что угнетение жизненной активности на всех уровнях организма наступает при доминировании «депрессивных» цветов в интерьере (серый, коричневый, чёрный). В противоположность им, «стимулирующая» расцветка (жёлтый, красный, оранжевый) активизирует, повышает тонус, улучшает настроение.
Свойства и особенности цвета в интерьере
1. Красный – возбуждение, стимуляция, и побуждение к действиям. В подсознании человека ассоциируется с агрессией и кровью, моментально активирует агрессивные инстинкты, доставшиеся от первобытных предков. Этот цвет предпочитают энергичные и темпераментные люди.
Применять красный в интерьере комнаты нужно с большой осторожностью. Следует перед работами по оформлению тщательно проанализировать назначение каждого помещения, психологические особенности проживающих и общие характеристики помещения. Например, насыщенно-красный цвет активизирует пищеварение и улучшает аппетит, поэтому в столовой или обеденной комнате его целесообразно использовать везде – обои, аксессуары, мебель, посуда и т. п. Разумеется, без фанатического избытка, иначе эффект проявится в виде астении и необоснованной раздражительности. А вот использование любых оттенков красного, особенно ярких, противопоказано в местах отдыха и расслабления.
Читайте также: 8 советов, помогающих удобно обустроить дизайн интерьера маленькой спальни
2. Жёлтый – тепло, оптимизм, стимулирование интеллекта. В сознании человека напрямую связан с теплом, солнечным светом и ощущением счастья. Идеально подходит жёлтый цвет и его «мягкие» оттенки (бежевые, охряные, кремовые) для дизайна детской комнаты и унифицированных общих помещений.
3. Оранжевый – является переходом от красного к жёлтому. В его свойствах можно найти проявления, характерные для близких цветов. Так, оранжевый, по аналогии с жёлтым, стимулирует и дарит тепло, но, в то же время способен вызывать страсть, возбуждать, подталкивать к физической деятельности.
Воспринимая этот цвет, подсознание человека создаёт приятные ассоциации со спелыми фруктами, приятным настроением, теплом. Яркие оттенки оранжевого, в виде небольших акцентов уместны в области спортивной зоны или рабочего уголка, где они будут вызывать позитивные эмоции и настраивать на продуктивную работу.
Внимание! С осторожностью нужно применять комбинации оранжевого с зелёным, поскольку они крепко связаны с образом поздней осени, увядания, приближающихся холодов и уныния!
Читайте также: Как сделать шкаф своими руками (подробная инструкция с фото)
4. Розовый – доброта, романтичность, нежность, наивность и невинность. Он великолепно успокаивает и расслабляет, взывает к умиротворённости и мягкости. В этих особенностях также заключается негативизм этого цвета – побуждение к лени, низкой активности и упоению спокойствием. Используется в зонах отдыха или для нейтрализации ярких акцентов на рабочем месте.
5. Голубой – цвет безоблачного неба, символ прохлады, прозрачности, приветливости и доброты. Он способствует полноценному отдыху после физических, эмоциональных или умственных нагрузок, снимает мышечное напряжение, нормализует работу сердечно-сосудистой системы.
6. Белый – несомненно, это чистота, свобода, лёгкость и свежесть. Визуально расширяет площадь пространства, создаёт реалистичный эффект простора и воздушности в интерьере. Лучшего фона, чем белый не существует – он усиливает свойства и достоинства других выразительных цветов.
Совет! Необходимо очень аккуратно комбинировать белый с насыщенным красным, так как это непременно вызывает досадные ассоциации с больницей – боль, страдание, ограниченность, болезнь, неполноценность и др.!
7. Серебристый – ассоциация с праздничной атмосферой, светлыми мечтами, новогодним отдыхом. Разумеется, полностью серебряным интерьер никто не делает, хотя, в стиле hi-tech эта расцветка используется активно.
8. Серый – прежде всего, это меланхолия и печаль. Пробуждает чувства, возникающие во время пасмурной погоды, затяжных ливней, поздней осени. Такой цвет специалистами не рекомендуется применять в интерьерах жилых комнат. Исключение составляет комната гиперактивного человека, где серые детали будут успокаивать и настраивать на работу.
9. Синий – тормозящий, холодный, успокаивающий. В малых количествах снимает стресс и успокаивает, а в больших – нагрузка для психики и помеха для концентрации внимания.
Согласно фэн-шуй, каждый цвет излучает определенные вибрации, которые оказывают влияние на здоровье и настроение человека. Если вы ощущаете в своей квартире дискомфорт или же чувствуете, что ваше внутреннее состояние меняется в худшую сторону как только вы заходите домой, то возможно вам пора сменить цвет стен. Каждый цвет имеет свое значение в фэн-шуй. Есть цвета, приносящие в дом уют и радость, а есть те, которые провоцируют на агрессию, вызывают апатию и стресс. Давайте разберемся какие цвета в доме помогут создать атмосферу комфорта и гармонии.
Значение цветов в фэн-шуй
Белый цвет излучает энергию радости и добра. Кроме того, он побуждает к активным действиям, придает бодрости и сил. Последователи фэн-шуй не рекомендуют делать этот цвет основным в комнате. Его обязательно нужно разбавлять яркими акцентами или сглаживать холодными оттенками. Белый цвет нельзя использовать в спальне и гостиной, его лучше использовать в отделке прихожей или ванной комнаты.
Черный цвет в фэн-шуй дает ощущение печали, скорби и тоски. Однако несмотря на это, он также помогает расслабиться и избавиться от негативной энергии. Этот цвет в небольших количествах можно использовать в спальне, гостиной и в ванной комнате.
Серый цвет символизирует спокойствие и умиротворение. Он отлично впишется в интерьер спальни и гостиной. Но для того, чтобы его вибрации благотворно воздействовали на вас, разбавьте его другими цветами.
Красный цвет – цвет страсти, активности и агрессии. По мнению специалистов фэн-шуй, этот цвет принесет радость и счастье только в супружеской спальне Он подарит чувственность и страсть двум влюбленным. В остальных комнатах этот цвет будет провоцировать агрессию и раздражительность.
Желтый цвет символизирует радость, уют и гармонию. Этот цвет поднимает настроение и наделяет человека энергией. В фэн-шуй квартиры его смело можно назвать цветом успеха. Желтый предпочтительнее использовать в гостиной, в рабочем кабинете, на кухне и в прихожей.
Оранжевый является отличным антидепрессантом. Он стимулирует к плодотворной деятельности и заряжает позитивом. Это цвет рекомендуется использовать на кухне или в рабочем кабинете. Категорически нельзя оранжевый применять при отделке спальни и ванной комнаты – расслабиться вам в этом случае не удастся.
Коричневый цвет снимает усталость и дает ощущение стабильности и уверенности в себе. Этот цвет можно использовать при отделке ванной комнаты. Категорически нельзя использовать коричневый в интерьере спальни, особенно супружеской – он ослабит сексуальное влечение и пагубно повлияет на внешний вид.
Синий цвет успокаивает, снимает стресс и восстанавливает силы. Его рекомендуется использовать в интерьере спальни и ванной комнаты. Категорически нельзя применять его в отделке кухни, так как он снижает аппетит.
Фиолетовый цвет – символ гармонии, мудрости и душевного равновесия. Если вы занимаетесь медитацией, то стены комнаты этого цвета вам помогут быстро добиться мастерства в постижении высших знаний. Доминирующим делать его не стоит. Лучше использовать светлые тона и разбавлять фиолетовый другими цветами.
Зеленый цвет – символ жизни, энергии и роста. Вместе с этим он прекрасно успокаивает, восстанавливает силы и умиротворяет. Учение фэн-шуй рекомендует использовать его в интерьере спальни, детской комнаты, кухни и гостиной. Также он благотворно подействует на человека в рабочем кабинете.
Правильно подобрав цвет интерьера по фэн-шуй , вы можете создать у себя дома атмосферу радости, гармонии и комфорта. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и
31.03.2014 14:59
Согласно фэн-шуй квартиры, ванная комната и туалет являются чуть ли самыми важными местами в помещении. ...
Китайское учение фэн-шуй помогает найти потоки благоприятной энергии и направить их в нужное русло. Отталкиваясь от этого, можно создать...