История возникновения и развития ландшафтного дизайна парков и садов. История ландшафта
В России
История ландшафтного дизайна в России.
Этапы ине сильно отличаются от европейских.
В Древней России преобладали сады и огороды, но со временем появляются декоративные деревья. Широко используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды предназначались для разведения рыбы, купания или полива. Но уже в 17 веке создаются увеселительные сады. В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады. Измайловский сад состоит из зверинца, ботанического сада лабиринта. Кроме этого есть много водоемов и виноградники . При Петре происходит создание классических регулярных садов, которые строят иностранцы. Возникает Садовая контора. Она занимается закупкой растений за границей для обустройства парков Москвы и Петербурга. В это время появляются «устроители садов и парков», которые в наше время называются ландшафтными дизайнерами, а также профессиональная литература, которая считает, что задача устроителя сада заключается в его сотворении его с чистого листа.
Какие же основные стили использовались в истории ландшафтного дизайна в России ?
1.Барокко - активные торговые отношениями с Голландией, и участие голландских ландшафтных архитекторов в устроении увеселительных садов наложило определенный оттенок на все дошедшие до нас архитектурные памятники. Например, Санкт-Петербург построен с регулярной городской планировкой, Плюс используется водный компонент для проектирования искусственных каналов. Примером ландшафтного дизайна этого стиля можно считать Петергоф и Царское Село. Такому увлечению способствовали, прежде всего, мягкий климат и низменный рельеф, при котором хорошо приживалась самая разнообразная растительность. Сады были не «показными», скорее «домашними». Подчеркивали педантизм и аккуратность (которых в России всегда не хватало).
История ландшафтного дизайна в России развивалась постепенно. Довольно плоский рельеф требовал усложнения, поэтому начинаются использование искусственных форм, не очень больших по размерам. Также применялись искусственные формы, такие как вертюгадены и булингрины. В садах было много пышной растительности, которая м использовалась для огибных аллей-берсо, беседок, и живых изгородей. Кроме этого было много цветов, по большей части душистых. С середины 18 в., вошли в моду луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты).
Кроме этого в истории ландшафтного дизайна в России получил довольно большое распространение пейзажный стиль ландшафтного дизайна. Главной его особенностью является сохранение естественности. Этот стиль пришел к нам с востока. При его использовании главное - сохранить природную естественность природы. Например, пруд свободных очертаний, сотворенный руками человека выглядит таким же диким, как и натуральный. Сложность, которая возникает - все изменения необходимо максимально приблизить к природе. Используется асимметричное расположение предметов. Пейзажный стиль в противоположность голландскому барокко пробуждает романтические чувства и сентиментальность. В таком саду царит мир, свобода и гармония. Основным примером этого стиля может послужить дворянские усадьбы 19 - начала 20 века.
После революции появляется новый стиль в истории ландшафтного дизайна в России – формальный. Он отличался строгостью, геометричностью и симметричностью форм, а также некоторой статичностью элементов. Деревья приобретали правильные геометрические формы. Сады и парки при этом имеют строгий, торжественный вид, это настраивают человека на ощущение порядка и организации. Сейчас в России можно встретить сад практически любого стиля.
Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.
А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.
Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.
В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.
Однако в нашем современном понимании – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.
Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.
В каждой стране свой стиль
В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.
Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.
Древние сады
Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.
В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.
Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.
В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.
В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.
И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди , делившие парк на зоны с разным ландшафтом.
В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.
Сады Средневековья и Нового времени
Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.
В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.
К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.
История ландшафтного дизайна в России
В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.
В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями : нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.
Ландшафтный дизайн Новейшего времени
Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.
Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.
Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.
Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.
Тема 1. История ландшафтного дизайна
КУРС
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
«ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»
Ландшафтный дизайн - искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве.
В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина.
Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдающей.
С самых давних времен, еще на заре цивилизации, когда развитие производственных отношений достигло сравнительно высокого уровня, человек стал искать вокруг себя радость и красоту.
В древнем мире, надо заметить, такого понятия не было, не было и профессии ландшафтного дизайнера, были талантливые зодчие, делали они дизайны, которые считались чудом света, например, Висячие сады Семирамиды! Сколь велик гений человека того времени, если уже на протяжении многих тысяч лет искусство ландшафтных творений поражает современное воображение. С древних времён сады являлись традиционной формой организации окружающего пространства с помощью зелёных насаждений. Особую популярность они получили при дворах правителей и вельмож стран Востока. Далее садоводство, как искусство, распространились практически повсеместно. При этом долгое время важную роль играла утилитарность садоводства (потребление фруктов и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов.
Из далекой Месопотамии и Египта искусство украшения земли вокруг дома пришло в Древнюю Грецию, где и получила громадный толчок в своём развитии. Газоны, декоративные кустарники, скульптуры в саду, фонтаны и бассейны – всё многообразие садовой архитектуры тех времен до сих пор сохраняется в нашем быте.
Готика внесла в ландшафтный дизайн земельного участка очень немного, тут больше внимания уделялось геометрии сада, симметрии и правильности форм. Но в эпоху Возрождения сады и парки появились и в городской застройке. Роскошь парков в поместьях и на виллах вельмож стала общедоступной, городские сады и парки становятся излюбленным местом приема гостей, массовых встреч и веселых гуляний. Садовое зодчество широко использует пространство, появляются красивые аллеи, укромные дорожки, беседки, лоджии и другие архитектурные сооружения.
Далее эпоха Возрождения дает начало стилю барокко, который был отличен тем, что сделал уклон в ландшафтном дизайне земельного участка в сторону взаимосвязи ансамбля зданий и окружающей среды. Переход искусственного ландшафта в естественный, использование контрастов для усиления визуального эффекта, совершенствование орнаментального декора, высаживание растений в виде различных геометрических фигур, широкое применение разновидностей водной архитектуры, устройство террас – всё это принесла в ландшафтный дизайн земельного участка эпоха барокко.
После периода феодализма пришел буржуазно-капиталистический строй, который внес в общество прагматизм и экономию, подчинение всего общественного устройства извлечению максимальной выгоды. Для эпохи капитализма вообще характерны контрасты, а в частном случае ландшафтного дизайна это тоже очень заметно. Разбогатевшие буржуа стремились создать для себя максимально роскошные условия жизни, новые помещики без дворянских титулов порой превосходили в десятки раз титулованных графов и князей по богатству и делали самые немыслимые вещи в погоне за красивой жизнью. Золотые фонтаны и хрустальные беседки появились как раз в этот период, хотя прогрессом ландшафтного дизайна земельных участков их назвать трудно, это скорее отклонение от нормы.
Профессия ландшафтного дизайнера или, как тогда называлось, архитектора в том виде, как мы её воспринимаем сегодня, появилась в конце XIX века. Самым важным приоритетом в ней было провозглашение комплексного подхода к созданию удобной и красивой среды обитания человека . Не просто создание некоего набора помпезных украшений сада или парка, а именно искусство обустройства ландшафта, применение в нем классических законов гармонии формы, цвета и функционального содержания всех составляющих элементов. Красивый участок возле дома создает особую праздничную атмосферу на душе, препятствует унынию и придает стимул к самосовершенствованию. Это понимали древние, это знаем и мы сегодня, но сам стиль и дизайнерские решения развивались, что и привело к рождению строго научного современного подхода к дизайну ландшафтов нашего времени.
1. Что такое ландшафтный дизайн 2. В чём заключается задача ландшафтного дизайна 3. В каких странах появилось садоводство? 4. Какие элементы ландшафтного дизайна появляются в Древней Греции и Древнем Риме? 5. Опишите ландшафтный дизайн эпохи Возрождения? 6. Какие изменения в ландшафтной архитектуре произошли в эпоху Барокко? 7. Какие элементы ландшафтного дизайна принёс буржуазно-капиталистический строй? 8. В каком веке появилась профессия ландшафтного дизайнера? 9. Что считалось самым важным приоритетом в профессии ландшафтный дизайнер?
______________________________________________________________________________
«Графический дизайн» - Коммуникационные качества цвета. Введение. Сравнение по цвету. Глубина восприятия. Вывод по сравнению. Схематическое изображение. Схема: работа дизайнер в цепи дизайнер – заказчик - потребитель. Вывод по схеме. Рекламный календарь. Дизайн для человека. Актуальность. Дизайн на службе обществу. Гипотеза.
«Дизайн-проект» - Пример рабочего проекта (Виды 2 3 4). Дизайн-проект офиса рекламного агентства. Дизайн-проект квартиры в Коломенском. МЫ выявляем все ВАШИ пожелания, предпочтения, привычки, получаем представление о ВАШЕМ вкусе, стиле жизни, увлечениях, профессии. Дизайн-проект квартиры в Солнцево. Дизайн-проект квартиры на Кленовом бульваре.
«Направления дизайна» - Ландшафтный дизайн. Графический дизайн и его направления. Промышленный дизайн. Направления дизайна. Виды дизайна. Творческий потенциал. Экодизайн. Визаж. Моменты жизни. Дизайн экстерьера. Фитодизайн. Дизайн причёсок. Дизайн. Графический дизайн. Веб-дизайн. Дизайн интерьера. Дизайн одежды. Дизайн среды.
«Дизайн и его виды» - Ландшафтный дизайн: создание искусственных и реконструкция разрушенных ландшафтов, декоративная дендрология; Графический дизайн: шрифты, полиграфия, веб – дизайн, визуальная идентификация,товарные знаки, визуальные коммуникации; Дизайн среды: дизайн городской среды, дизайн интерьеров, световой дизайн, колористика и суперграфика;
«Дизайн спальни» - Декор интерьера спальни. Рекомендуется применять спокойные, неяркие, умиротворяющие тона: персиковый, розовый, голубой, фиолетовый с золотом. Арт-деко характерны легкость и изящество. Можно использовать лепнину: колонны, декоративные карнизы, постаменты, барельефы, молдинг, статуи. Произведения искусства: скульптуры, картины.
«Дизайн в СССР» - 60-е годы. ВНИИ технической эстетики. Аксиоморфологическая концепция. Дизайн в 20 годы. Союз дизайнеров СССР. Пропедевтический курс. Выдающиеся дизайнеры. Деятельность так называемой «Сенежской студии». Государственная система художественного конструирования. Современные здания. Дизайн в СССР. Высшие художественно-технические мастерские.
История садово-паркового искусства
начинается немного позже, чем начало свою историю человечество. Отправной точкой можно считать обустройство первой стоянки первобытного человека. Он переделывал окружающий ландшафт под свои нужды, главным образом защищаясь от агрессивной внешней среды, чем и положил начало ландшафтному дизайну в целом и утилитарному направлению в нём, в частности.
С развитием земледелия рос и уровень жизни граждан, появлялись возможности для проявления творчества. Первые сады появились в месте с первыми культурными цивилизациями на территории Египта и древней Месопотамии примерно в XX -XV веке до н.э..
Сады Египта были выполнены в формальном стиле и имели замкнутую композицию. Центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, все элементы сада - пруды, аллеи, клумбы, открытые павильоны - располагались в подчинении определённого ритма. Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функций.
На территории Месопотамии или двуречья, садовый дизайн связан с расцветом культуры Ассирии и Вавилонии произошедший в VIII – VII веке до н.э.. В развитии архитектурной композиции применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах, насыпных платформах, которые возвышались над поверхностью улиц и имели ступенчатую структуру по отношению друг к другу. Именно на этой основе, в 605-562 гг. до н.э., в Вавилоне был создан самый знаменитый ансамбль - «висячие сады» Семирамиды. Он располагался на четырех ступенях террас, которые сужались кверху. На нижних террасах были посажаны деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Построен он был на сырцовом кирпиче, материале не прочном, поэтому к сегодняшнему дню, от него совершенно ничего не осталось. Также существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являлись прообразами парков пейзажного стиля.
В Персии и Индии
был высокий уровень садово-паркового искусства
. Основой их строго геометричной планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густо посаженными деревьями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью пользовались старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.
Садово-парковое
искусство
Древней Греции
, в связи завоеваниями А. Македонского, в своей значительной части подверглось сильному Азиатскому влиянию. Но поскольку грекам изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, садово-парковый дизайн Древней Греции отличался значительно более свободной планировкой и структурой композиции. Характеризовался он такими объектами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – цветочные растения были основным элементом при их озеленении.
Здесь также использовалось террасирование, на них высаживали деревья цветы, устраивали фонтаны. Эллинский сад выделялся насыщенностью — нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми»
Садово-парковое искусство
в Древнем Риме
поистине расцветало с I в. до н.э. по I в. н.э.. Здесь устраивались следующие виды садов: священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы и крытые аллеи, часто стало применяться топиарное искусство. Свидетельством высокого развития ландшафтного искусства может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы(банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.
Садово-парковое
искусство
в раннем Средневековье
. Европейцы основательно подзабыли традиции античных времён, назначение сада стало исключительно утилитарным — обеспечить его владельца пищей. Сады устраивались небольшие, только при монастырях и у небольшого количества феодальной знати, на территории замков. В своих садах, для обеспечения внутренних нужд, монахи выращивали овощи, а также лекарственные травы. Кроме того, в садах росли розы, мальва, гвоздика, пионы, фиалки и лилии. Широко культивировались яблони и груши для изготовления сидра; тутовое дерево и вишню высаживали только в садах знати. Сад в основном делился на четыре части дорожками. В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сады были уединенными, тихими, созерцательными. В феодальных садах выращивали цветы в клумбах, устраивали аллеи, обвитые виноградом, выращивали яблони, устраивали розарии. Позднее, в крупных замках, стали обустраивать крупные сады именуемые – прато. Здесь тоже появляются декоративные элементы – перголы, трельяжи, цветники, водоёмы и фонтаны.
Садово-парковое
искусство
в мусульманском мире
. В мусульманском же мире, в это время, наоборот наблюдался культурный расцвет, многие города от Индии до Испании могли гордиться своими садами. Концепция сада Арабской Испании – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик – патио. Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям: мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр. Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных моментов мавританского сада.
Садово-парковое
искусство
эпохи Возрождения.
С Востока, многочисленные крестовые походы приносили европейцам новые культурные веяния. Данное обстоятельство подтолкнуло к наступлению в Европе эпохи Возрождения. Немного раньше, чем у остальных, в XIV веке, культурный подъём начался в Италии, в садово-парковом искусстве это привело к началу образования стиля Барокко. Данный стиль предполагал, что сад должен быть логическим продолжением дворца, то есть иметь комнаты, коридоры и соответствующее роскошное убранство. Материальные затраты на устройство сада, стали сопоставимы с постройкой самого дворца. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах. Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д’Эсте — восемь. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам 1 – 3,5га. Аллеи того времени проектировались узкими и короткими, дворец, обыкновенно, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.
Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений: высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц. Наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и прочих, также являлась необходимой составляющей. Расцвет Барокко это расцвет топиарного искусства, растительность приобретала фантастическую форму. Использовались ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью.
Из Италии барокко перекочевал во Францию, где наиболее ярким объектом является сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. Начиная с 20-х годов XVI века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные в Версале, совершенствовались. Заданное направление, с развитием оформилось, в отдельный, известный всему миру стиль — Французский классицизм.
В последнем десятилетии XVIII в. новые веяния Английской культуры привели к возникновению пейзажного стиля ландшафтного дизайна. За основу выбрана естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки — криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используются малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Наиболее известными представителями нового направления в ландшафтном дизайне стали Уильям Кент и Ланселот Браун. Созданная Кентом концепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойствен- на прямая линия. Браун был автором знаменитого сада в Латон Ху, расположенного на площади в 1600 акров. В саду много интересных водоемов, посадок на холмах, извилис- тых лощин, по которым разбросаны группы деревьев. Здесь же — великолепные образцы каменистых водных растений розарий, лесистая часть сада с цветущими кустарниками (махровая вишня, рододендроны и азалии). Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев. Планировка садов и парков в пейзажном стиле проводилась масштабно, включая в себя устройство озер путем строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями.
Садово-парковое
искусство
XIX в.
В начале XIX в. начал падать интерес к манере Брауна в ландшафтной архитектуре. Возник викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. Но в таком виде сад просуществовал недолго. Основной вклад англичан в развитие ландшафтного дизайна — это газон и бордюр из однолетних травянистых растений.
Принципы формирования ландшафта, использованные в пейзажном стиле, распространились на всю «западную» цивилизацию и до сих пор пользуются заслуженной популярностью. Необходимо отметить, что ландшафтное искусство на Востоке (Китай, Япония, Корея), развивавшееся своим оригинальным путём, остановилось на принципах, по смыслу, схожих с концепцией естественности.
В ходе XIX-го столетия городская жизнь становилась всё более масштабной, это привело, к соединению городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства, и придало ландшафтной архитектуре и дизайну нынешний уникальный статус. Следую данным тенденциям, во второй половине XIX-го века Американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».
На рубеже XIX – XX вв. родилось и перемешалось множество стилей и направлений ландшафтного искусства, большинство из них были скоротечны, но некоторые из них прижились и хорошо нам известны, такие как, например – модерн. В XX веке ландшафтный дизайн развивался и видоизменялся, постоянно откликаясь на веяния технического и культурного прогресса, воплощая в себе эмпирические модели быстро изменяющегося мира, естественно перетекая, в нынешнюю постмодернистскую эпоху.
Садово-парковое
искусство
в России
. В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.
В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.
При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.