Виды медитации. Восточные практики в западном исполнении
Уверена, нет такого человека, который не слышал этого слова — медитация. Многие знают, что она пришла к нам с Востока, считая ее особым состоянием, в котором пребывают йоги, сидя в позе лотоса. Но это очень поверхностный взгляд. Что такое медитация, что она дает человеку и как медитировать вы узнаете из этой статьи.
Медитация – общее название очень широкого диапазона приемов, которые направлены на расслабление тела и успокоение разума. Медитировать – не значит грезить наяву. Это в первую очередь действие, духовная практика, которая посредством определенных поз и движений позволяет совершить некое внутреннее путешествие, пробудить телесную память, очистить разум и душу от лишнего, наносного и приблизиться к истинному в себе.
«Если вы включите лампу и уберете все объекты, которые ее окружают, лампа все равно будет давать свет. Что же случится, если вы уберете из своего сознания все объекты, мысли и фантазии? Останется только сознание. Такое чистое состояние сознания и есть медитация» - Ошо
Усмирение интеллекта
Существует много способов начать это путешествие внутрь себя (тибетские практики, медитация дзен, индо-бирманская випассана…), но все они предполагают несколько этапов : сохранение определенной позы тела, период концентрации, отстраненное наблюдение своих мыслей и, наконец, собственно медитацию. Уточню, что медитировать можно и в движении, например, во время прогулки, утренней пробежки, и уж совсем не обязательно делать это в позе лотоса, которую многим обычным людям сложно принять.
Медитация сама по себе не является целью, она лишь способ, который помогает нам оказаться в особом «просветленным» состоянии сознания. Самое важное в этом процессе – сосредоточиться на своем внутреннем мире и «остановить» мышление , чтобы уйти от повседневного, привычного взгляда.
«Это возможность обрести себя подлинного. В этот момент отключаются самые разные фильтры (ограничения и установки), которые с детства регулируют нашу жизнь. Мы получаем возможность почувствовать и то, что есть на самом деле у нас внутри, и то, как устроен мир вокруг. Наш взгляд больше не зависит от навязанных установок». — Игорь Жуков, этнопсихолог.
То есть, цель медитации — временное отключение той части нашей психики, которая постоянно перерабатывает информацию, соприкосновение с безмыслием, понимаемым одновременно как «пустота» и «бесконечность». Не у всех получается сразу «успокоить» свой буйный мозг, бег своих мыслей, но если медитировать регулярно, встречи со своим внутренним я будут происходить все чаще.
В отличие от релаксации (больше нацеленной на снижение мышечного тонуса, внутреннего напряжения), медитация требует бдительности и сосредоточенности. В этот момент наше сознание изменено, но (в отличие от транса ) изменено нами лично, по собственной воле. Медитирующий человек сам контролирует себя и свои реакции, и никто не может им манипулировать.
«Если крепко держать вожжи нашего интеллекта – словно несущегося галопом скакуна, мы постепенно можем открывать все большее и большее свободное пространство между его «прыжками». — Жак Шок, преподаватель йоги более трех десятков лет
Когда вы сможете погружаться во внутреннее состояние по-настоящему глубоко, может начать казаться, что вам не нужно дышать. Это потрясающее чувство. Разумеется, вы продолжаете дышать, ваше сердце продолжает биться, но это происходит само собой, вы не ощущаете собственного тела. Вы просто ЕСТЬ, вы энергетическая сущность, не привязанная к физической форме. Когда вы достигаете такого состояния, создается впечатление, что ваши мысли и эмоции тоже исчезают.
Так что же остается? Остается ваша истинная сущность – ваше сознание.
Как это отражается на здоровье
Меняя внутренний мир человека, медитативная практика благотворно влияет и на его тело.
Виктор Макаров, психотерапевт: «Замечено, что занятия медитацией способны уменьшать головные, менструальные боли, снижать кровяное давление и частоту сердечных сокращений, снимать беспокойство и облегчать хронические, например, простудные болезни. Это действительно может быть важным дополнением к традиционным методам лечения».
Игорь Жуков, этнопсихолог: «Многие болезни связаны с бесконтрольностью наших эмоций и желаний, а медитация помогает этот эффект преодолевать. Когда мы погружаемся в себя, нормализуются и биохимические процессы нашего организма, включаются механизмы саморегуляции, которые разладились по тем или иным причинам».
Фредерик Розенфельд, психиатр: «Исследования последних 30 лет показали, что медитация снижает уровень стресса, помогает при некоторых видах фобий, вдвое снижает вероятность рецидива депрессии, повышает иммунитет. Однако постоянная медитация показана не всем: у некоторых людей с хрупкой психикой она может вызвать приступы тревоги, ощущение потери ориентиров. Не стоит ею заниматься и в моменты депрессивных или экзистенциальных кризисов (развод, увольнение, потеря кого-то из близких)».
Очищение сознания
Мы полны повседневных тревог, сожалений и угрызений совести. Мы слишком часто думаем о себе плохо. Эти мысли и переживания мешают жить активной, результативной и в конечном итоге счастливой жизнью. Более того, эти негативные мысли дробят наше ощущение полноты сознания, не дают нам видеть ясно, развиваться, двигаться вперед. Медитация вводит человека в состоянии энстаза.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПОМОГУ
Энстаз по своей природе парадоксален: это одновременно пустое (освобожденное) и наполненное до краев бытие-сознание. В этом состоянии человек способен наблюдать все происходящее в нем (ощущения, эмоции, мысли) одновременно активно и отстраненно.
«Мы способны все видеть и принимать, но в нас нет привязанности, желания что-то схватить и удержать, нет ни алчности, ни отвержения. Все приходит и проходит, как плывущие по небу облака. Мы занимаем позицию созерцания и приятия, наблюдая непостоянство всего сущего. Усвоив такой внутренний взгляд (и немного потренировавшись), легко сочетать медитацию почти с любым занятием. Как говорят мудрые люди, можно медитировать, даже когда чистишь картошку!» — Фредерик Розенфельд
Получить эту внутреннюю свободу может оказаться сложнее, потому, что на пути к состоянию энстаза необходимо проникнуть в теневые, недоступные сознанию зоны собственного «Я». И то, что мы там обнаружим, может стать для нас не всегда приятным сюрпризом.
Медитация может менять параметры мозга
Психологи и психиатры из университета Висконсин-Мэдисон (США) на протяжении 20 лет изучают нейрофизиологические особенности мозга тибетских монахов. Магнитно-резонансное сканирование показывает, что у монахов с опытом более 10 000 часов медитации структура и функции мозга отличаются от показателей контрольной группы (что доказывает пластичность нашего мозга). Во время медитации у монахов резко нарастают гамма-волны, что свидетельствует о высоком уровне сознания в этот момент, и активность в левой лобной доле – зоне коры головного мозга, отвечающей за положительные эмоции, – значительно выше, чем в правой, связанной с отрицательными. Систематические занятия медитацией развивают зоны мозга, ответственные за внимание и принятие решений, улучшают способность к концентрации.
«В сущности, в медитации нет ничего таинственного, чего нельзя было бы объяснить в строгих терминах западной науки. Наши данные позволяют понять, почему люди тратят время на медитацию: просто она положительно влияет на их повседневную жизнь». Ричард Дэвидсон
У человека, который стремится к обретению полноты сознания путем медитации, меняется иерархия ценностей. На первый план выходит то, что значимо именно для него. Он обретает созерцательный взгляд на мир, перестает торопиться, получает большее удовлетворение от себя и жизни. И начинает чувствовать себя ближе к другим людям.
Регулярная медитация ведет к пониманию смысла происходящего , избавляет от наносного, поверхностного, вырабатывает вкус к самому главному. Мы все больше испытываем насущную потребность ощутить в себе некую высшую силу. Каждый из нас находит то, во что он верит: атеист – «ничто», буддист – просветление, христианин – тайну Христа.
«Сегодня медитацией овладевают не только обращенные в буддизм или близкие к нему люди, но также иудеи или христиане, которые стремятся с помощью этой восточной практики научиться той внутренней тишине, в которой только и можно ощутить присутствие Бога». — Фредерик Ленуар, социолог
Путешествие, в которое приглашает нас медитация, не навязывает нормы и правила, не призывает и не является способом уйти от проблем, но, напротив, дает нам возможность увидеть ситуацию обновленным, очищенным взором и найти решение.
Как медитировать?
Начинать основательно заниматься практикой медитации лучше с помощью учителя-специалиста. Ниже советы для тех, кому интересно получить лишь самое общее представление о том, как это делается.
- Выберите удобный момент. Медитировать можно утром, чтобы начать день в наилучшем расположении духа; вечером, чтобы избавиться от накопившегося напряжения; в середине рабочего дня, чтобы «подзарядиться». Вообще медитировать можно где и когда угодно, как только вы ощутите потребность умиротворить душу. Стоит все же выбирать какой-то определенный момент и определенную продолжительность сеанса (например, десять минут перед завтраком).
- Создайте подходящую обстановку . Медитировать лучше в постоянном месте, например в тихом помещении, сидя лицом к стене. Выбирайте просторную и удобную одежду, снимите обувь. Вам поможет и неназойливый музыкальный фон. В метро, поезде или автобусе, несмотря на шум и множество людей, тоже можно медитировать. Концентрируясь на своем дыхании, слушая ритм вдохов и выдохов, вы заметите, что ваше сознание постепенно успокаивается: сосредоточенность на дыхании позволяет меньше отвлекаться на другое. Даже в пробке, за рулем, можно прислушаться к себе, почувствовать, как позвоночник соприкасается со спинкой кресла, ощутить вибрацию мотора, ветерок на лице, заметить цвет проплывающих по небу облаков… Словом, увидеть настоящее мгновение во всей его простоте и одновременно богатстве граней, которых в повседневной жизни мы привычно не замечаем.
- Расслабьтесь. Начните с релаксации: если есть возможность, лягте на спину, зевните, снимите напряжение. Закрыв глаза, дышите носом, спокойно и глубоко. Расслабьте живот, постарайтесь хорошо ощутить все точки опоры тела и его вес. «Скользите» по разным частям тела, «освещая» их лучом своего внимания: вверх от ступней до затылка, затем по рукам до кончиков пальцев.
- Выберите позу . В традиции буддизма принято медитировать в позе лотоса, но можно выбрать и другие – главное, чтобы поза помогала ощутить телом то, что вы стремитесь обрести душой, – устойчивость, открытость, прямоту.
- Зафиксируйте взгляд. Глаза полузакрыты, взгляд устремлен вперед на некую воображаемую точку (в метре от вас). Все внимание медитирующего обращено вовнутрь, но при этом он не должен терять связи с окружающим миром.
- Сосредоточьтесь на своем дыхании . Это один из важнейших элементов медитации. Ощутите свое дыхание, не нарушая его естественного (меняющегося) ритма: постепенно оно будет замедляться, станет легче. Воздух при вдохе распространяется к низу живота, что снимает мускульную напряженность и создает ощущение гармонии. Сосредоточенность на дыхании помогает сопротивляться нашей склонности отвлекаться от любого процесса, в том числе от медитации.
- Освобождайте душу . Дисциплинируя тело с помощью позы и дыхания, мы получаем возможность сосредоточиться на душе, очистить ее от лишнего. Сознание медитирующего не стремится ни удержать, ни оценить пришедшую мысль. Оно лишь созерцает – без привязанности и страсти – то, что перед ним проходит. Попробуйте проникнуться этим настроением. Если такое упражнение пока вызывает дискомфорт, снова сосредоточьтесь на дыхании и дождитесь момента, когда ваш разум будет готов обрести покой и продолжить поиск истины.
Резюмируем:
Благодаря освоению и регулярной практике медитации вы сможете наслаждаться:
- избавлением от стресса
- самообладанием
- внутренним покоем
- улучшением состояния здоровья
- улучшением творческих способностей
- чистотой мышления
- развитой интуицией
- и чувством восторга и блаженства
Сделайте медитацию своим ежедневным ритуалом. Выйдите за пределы тела и сознания, и вы измените свою жизнь.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Cпециально для женщин, испытывающих трудности в отношениях.
ПОМОГУ
Закончить тяжелые отношения без разрушений себя - Пережить развод или вернуть мужа - Отремонтировать плохие отношения - Стать уверенной в себе и ценной - Найти мотивацию и силы, что бы сделать свою жизнь такой, как вы хотите.
Медитация – это погружение в объект и сосредоточение на его сути. Объектом медитации может быть что угодно, человек, вещь, какой-либо процесс, или любое живое существо.
В восточной медитации присутствует . Задача человека научиться концентрироваться на объекте и возвращать свой разум к нему, после каждой попытке его отклонения от объекта концентрации. Практикуя восточную медитацию, мы приобретаем способность контролировать свои мысли, чувства, эмоции, действия. Благодаря этим упражнениям увеличивается сила разума, появляется контроль над собственной психической энергией.
Восточная медитация это процесс постепенный. Результатов добиваются не за один день. Людям, начинающим практиковать упражнения по медитации нужно запастись терпением, а так же решимостью для достижения этих целей.
Правила восточной медитации
Все упражнения по медитации нужно выполнять в спокойной обстановке, чтобы вас не отвлекали посторонние звуки, не мешали люди. Воздух в комнате должен быть свежим, температура комфортной. На вас должны быть удобные, не стесняющие движений одежды. Восточной медитацией лучше всего заниматься под музыку, ранним утром на восходе солнца, или в 7-8 вечера. Желудок должен быть пустым, или полупустым. Нельзя в возбужденном состоянии, вы должны быть спокойны. Поза для медитации должна быть максимально удобной для вас.
Для практических упражнений используйте особые священные места. Их можно создать в своей душе путем воображения. В таких местах легче всего войти в особое состояние просветления.
Упражнение восточной медитации мой храм
Данное упражнение является основой для развития дальнейших техник восточных медитации . Закройте глаза и представьте себе такое место, в котором вам будет очень хорошо. Это может быть красивый уголок природы, волшебный остров, сказочный дворец. Только обязательно в этом месте должна быть дверь. Представьте, что ключ от этой двери есть только у вас и ни у кого больше. Вы открываете эту волшебную дверь и оказываетесь в вашем чудесном месте. Оно наполнено чистым, белым светом, который проникает в вас, исцеляя от болезней и даря вам душевный покой. При этом дыхание ваше должно быть спокойным. Но это еще не все упражнение восточной медитации, а его начало.
Следующий шаг – расслабление.
- Вы должны полностью расслабить свое тело от ступней до макушки.
- Только тогда, когда вам это удастся, можете приступить к концентрации на объекте.
- Оптимальное время для медитации 30 минут.
- Во время этого упражнения вы можете полностью раствориться в пространстве.
- Это целительное состояние для вашего организма и души.
Когда вы закончите восточную медитацию , не спешите сразу вставать. Медленно досчитайте до 50, затем глубоко вдохните. Ощутите свое тело от ступней до макушки. Откройте глаза и почувствуйте себя здоровым человеком, полным сил. Соблюдая эти правила, вы выполните упражнение восточной медитации с максимальной для вас пользой.
В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу . Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.
Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают "трансцендентальная медитация", мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.
Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?
Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии . Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.
Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской "духовности". Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, "поза кобры", "коровьей головы", "собаки мордой вниз" и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.
К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на "расширение сознания", "сверхчувственное восприятие" и "открытие внутренних пространств". Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую "божественность", слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге "Христианская йога": "Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. < …> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать" .
В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является "со-хам, со-хам", то есть "Я – это Он, Я – это Он". Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории – самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать "как боги" (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.
Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом . Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма – всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.
Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм, которые обратились к ней с такими словами: "Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно – отречься от Христа". С изумлением женщина спросила: "Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?" Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии – пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.
Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: "Это нужно, чтобы придти к полному совершенству". Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. "Нет, – произнесла она, – я не смогу отречься". "Ах так, – неожиданно отреагировали посетители, – тогда мы будем тебя мучить". В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.
Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное – какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться – вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол – мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: "Господи, помилуй!", и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.
***
Читайте также по теме:
- Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой - Седмица.Ru
- Занятие йогой является хулой на Духа Святого - митрополит Пирейский Серафим
- Йога - Архиепископ Тиранский и всея Албании Блаженнейший Анастасий Яннулатос
- Индуизм причинил много зла - Старец Паисий Святогорец
- Йога - духовно опасная практика - священномученик Даниил Сысоев
- Можно ли христианину заниматься йогой? - протоиерей Дмитрий Смирнов
- Йоги и экстрасенсы заражают россиян своим безумием - Иоанн Адливанкин
- Нужна ли православному христианину йога? - Андрей Шишков
- Разочарование в йоге - Виталий Юренко
- Йога - путь к смерти - Собор блг. князя Александра Невского
- Йога - оздоровление или оккультное зло? - Андрей Солодков
- Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
- Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"? - Виталий Питанов
- Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? - Виталий Питанов
- Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости - Виталий Питанов
- Пять путей "спасения", которые предлагают современные гуру - Вишал Мангалвади
- О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки - Михаил Медведев, Татьяна Калашникова
- Восточная медитация наступает на христианство - Серафим Роуз, иеромонах
- Как я домедитировался до галлюцинация и мыслей о самоубийстве - Павел Андреев
***
Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность – время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: "Посмотрим, что у тебя получится". Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.
Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.
К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: "Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой – самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание – все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию" .
Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье.
Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем "выжигаются семена кармы", и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как личности. Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.
Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога "лицем к лицу" (1 Кор. 13:12), то есть общение с Богом – это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.
Существенную роль в йоге играет медитация. Медитация (от лат. meditatio – размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.
Если молитва есть обращение к Богу, то медитация – беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.
Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV–XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты – священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он – проявление духа Кришны, а Рами – воплощение возлюбленной Кришны – пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.
Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные грехи, про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.
Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.
Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.
В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного – в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.
Использованная литература
1. Дешане Жан-Мари. Христианская йога. – Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.
2. Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 – 39.
Все следующие виды медитации происходят из Азии, часть из них имеет тысячелетнюю историю. Между тем они также широко распространены в Европе.
«Таичи» (Tai Chi) – форма движения, основанная на медитации
«Таичи» обозначает древнекитайское обучение искусству движения, которое базируется на традиционной китайской медицине.
Если перевести по смыслу, «Таичи» – это манипуляция жизненной энергией. Считается, что с помощью медленных и плавных дыхательных упражнений и движений, которые легко выполнять, регулируется энергетический поток в теле и вследствие этого достигается благополучие.
Проходят защемления в теле. Как и в «Цигун» (смотрите ниже), в «Таичи» достигается гармонизация - жизненной энергии (Chi), которая течет в нашем теле. В «Таичи» сила находится фактически в спокойствии. Самые медленные, грациозные движения определяют упражнения. Медитации подчеркивают весь процесс.
Устраняются преграды для циркуляции жизненной энергии, она снова может течь без помех. Вследствие этого кровяное давление понижается, функции легких и сердца улучшаются, излечиваются и такие типичные недуги мужчин-руководителей, как боли в желудке, бессонница, нервозность. Восточное учение о здоровье принесет пользу вашему телу и психике.
«Цигун» (дыхательная терапия и терапия медитации)
Под «Цигун» понимают комбинацию движений, контролируемого дыхания и медитации. Вследствие этого активизируются процессы обмена веществ и убираются помехи на пути энергии.
«Цигун» можно перевести как искусство активизации жизненной энергии. С помощью древнего лечебного учения вы принимаете из окружающей среды энергию, чтобы этим увеличить собственные энергетические резервы.
Все эти легко поддающиеся изучению упражнения тела, дыхания и визуализации возникли из состояния покоя. «Цигун» укрепляет физическое и психическое равновесие, а также иммунную систему и способность к концентрации. Эта форма медитации подходит для каждого, но, прежде всего, для тех, у кого совсем нет времени для спорта или кто не занимается им по состоянию здоровья.
«Цигун» является оздоровительным средством почти от всех недугов от А до Я, от кошмарных снов до зубной боли, от легких, хронических и/или тяжелых заболеваний: диабета, истощения, проблем с суставами, паралича лицевого нерва, прострела (люмбаго), заболеваний кости, неврозов, ушного шума, избыточного веса и защемлений.
Йога
За известным методом разрядки, который нашел уже много приверженцев, скрывается, как говорят, «хорошее здоровье» с Дальнего Востока.
Йога происходит из индийской культуры и состоит из теории и основанных на ней методов совершенствования человека. Физические упражнения и техники дыхания в йоге имеют только одну цель – объединить тело, дух и душу.
Самая известная форма йоги у нас в стране – хатха - йога. Она состоит из поз для растяжения и укрепления, которые тренируют и согласовывают внутренние органы и выпускают энергию жизни, называемую «Ирана», а также из дыхательных упражнений и медитации.
Под медитацией понимается, как мы уже знаем, искусство прекращения мыслительных оценок, отключения внешних влияний. Мы не должны думать, что учимся узнавать себя через размышление в ходе медитации, находить покой и ясность. Напротив, все эти способности, согласно дальневосточному учению, всегда находятся в нас, но скрыты за пеленой повседневности и стресса.
Йога – универсальное лечебное средство, помогающее при незначительном повышении кровяного давления, головной боли или боли в спине, которые происходят от защемления нервных окончаний, чрезмерной нагрузки мышц, внутреннего напряжения, а также средство, применяемое для профилактики заболеваний и для ослабления симптомов стресса.
Основой элементов йоги являются мягкие растяжения, которые подогревают тело. Так как это последовательный конструктивный процесс, ни одна группа мышц не перенапрягается. Тремя элементами одного урока йоги являются:
- Позы йоги, мы называем их асаны; специальные техники дыхания «Пранаяма» (Ргапауаша, от Ргапа – жизненная энергия); упражнения медитации.
Урок йоги должен занимать от 30 до 120 минут, согласно индивидуальным потребностям.
Существует два основных вида медитации: аналитическая и однонаправленная. Однонаправленная медитация характеризуется концентрацией сознания на одном объекте и называется Шаматхой. Если вы будете на протяжении трех лет медитировать с полной отдачей, то за это время возможно достигнуть безмятежности. Без этого попытки практиковать высшую Йога-тантру, Дзогчен и Махамудру вряд ли приведут к успеху. Можно сказать, что Шаматха - это ключ ко всем медитативным практикам.
Для успеха в занятиях медитацией необходимо, с одной стороны, хорошо знать цель медитации, с другой стороны - знать как медитировать. Сначала рассмотрим цель медитации. Первичная цель медитации - это успокоить, привести в порядок свой ум. Наш ум имеет огромный потенциал, высвободить который можно лишь посредством тренировки. Поскольку наш ум не тренирован, то находится в хаотическом состоянии, постоянно занят различными концепциями. В качестве примера рассмотрим небольшой пруд. Если взбаламутить воду, то ил смешается с водой, и вода в пруду станет грязной, непрозрачной. Вот примерно в таком же состоянии находится наш нетренированный ум. Он загрязнен различными ложными взглядами, негативными эмоциями и т.п.
Хотя вода в пруду изначально чиста, но, смешавшись с илом, она стала грязной. Если воду оставить в покое и дать илу осесть на дно, то она снова станет прозрачной. Подобным образом можно очистить и ум. Если дать ему успокоиться, то все концепции, негативные эмоции “осядут” и ум станет чистым, ясным и прозрачным. Средством для успокоения и очистки ума является медитация.
Благодаря медитации ваш ум станет умиротворенным. Замечательные свойства состояния Шаматха таковы, что когда оно достигается, сознание и тело проникаются радостью и блаженством, безгранично превосходящими радость от любых мирских удовольствий. Все феномены будут понятны вам подобно тому, как в прозрачной воде хорошо просматривается все дно пруда. Когда ум успокоится, и вы достигнете состояния Шаматха, вы даже сможете вспомнить свои предыдущие жизни.
Итак, Шаматха делает наш ум умиротворенным и чистым. Но лишь одна однонаправленная концентрация не может обеспечить такое состояние сознания, при котором вы в принципе свободны от омрачений.
Однонаправленную медитацию следует сочетать с аналитической. С ее помощью мы обучаемся быть терпимыми, негативные жизненные ситуации превращать в тренировку ума.
Аналитическая медитация не требует каких-то особых условий, вы можете ею заниматься, даже когда смотрите телевизор, размышляете перед сном и т.д.
Теперь перейдем к рассмотрению однонаправленной концентрации.
Как развить однонаправленную концентрацию
Немного подробнее расскажу о пользе развития однонаправленной концентрации. Эта польза многообразна. Например, когда медитирующий разовьет в себе Шаматху, то он достигнет совершенной податливости тела и ума, т.е. безмятежности , которая не может сравниться ни с каким мирским счастьем. Его умственные способности приходят в состояние, при котором он способен читать мысли других, а ум медитирующего обретает при этом особое свойство проникать в суть самых туманных вещей и явлений с необыкновенной легкостью. В философии буддизма говорится, что когда мы анализируем причину страдания, то мы прослеживаем ее до эмоций, причиняющих страдание, которые в свою очередь приводят нас к своему источнику - неведению. Таким образом, неведение является корнем любого страдания. Для того чтобы вообще прекратить страдание, мы должны убрать причину страдания, каковой является неведение. Для того чтобы это осуществить, нам необходима хорошая концентрация, ясный ум и мудрость, без которых невозможно достичь освобождения или прекращения страдания. Таким образом, можно сделать вывод, что Шаматха играет ключевую роль в практике буддизма.
А теперь о технике развития однонаправленной концентрации. Сначала я расскажу о шести условиях , способствующих развитию этого состояния.
1. Благоприятное место , в котором следует пребывать тем, кто хочет развить Шаматху. На начальном этапе это не столь важно, но в будущем, когда вы будете интенсивно медитировать, выбор хорошего места для медитации будет очень важен. Лама Цонкапа специально разработал учение о выборе места для тех, кто хочет достичь серьезных реализаций. Оно должно обладать пятью характеристиками:
можно легко добыть пищу;
рядом должен быть источник воды;
окружающая среда не должна нести угрозу для жизни;
близость к месту, где находится Духовный Наставник или друзья и единомышленники;
тихая, чистая и мирная местность.
2. Малые желания (отсутствие привязанности к доброкачественной или обильной пище и прочему).
3. Довольствование тем, что имеется .
4. Оставление всяких видов деятельности .
5. Соблюдение чистой нравственности (ненарушение обетов и т.п.)
6. Отказ от мыслей об удовлетворении желаний (созерцание пагубности желаний).
Медитация на дыхании
В целях успокоения ума следует предварительно заняться медитацией на дыхании. В состоянии возбуждения или гнева вам весьма трудно будет сконцентрироваться на одном объекте, поэтому даже не пытайтесь заниматься однонаправленной концентрацией, кроме отвращения вы ничего в себе не разовьете.
Приняв правильную позу, прежде всего выдохните. Затем медленно вдыхайте, концентрируясь на кончике носа. Когда вы почувствуете, что вдох превращается в выдох, сконцентрируйтесь на движении воздуха на выдохе. При этом ваш ум как бы движется вместе с воздухом.
В целях поддержания концентрации следует считать количество вдохов и выдохов. Выдыхая в первый раз, вы мысленно произносите: один. Потом вдох-выдох - два и т.д. При этом следите за дыханием сознательно, и автоматически ум начнет успокаиваться. Если вы сумеете при полной концентрации вдохнуть и выдохнуть 21 раз, то вы непременно успокоите свой ум.
Вы должны полностью осознавать вдох и выдох, не отвлекаясь на различные мысли. Это противоядие от гнева, а также и от депрессии, в которую легко впасть в наше время.
Медитацией следует заниматься не слишком долго, чтобы она не стала для вас наказанием. По утрам свои занятия начните с медитации на дыхании. Вдох и выдох должны быть непрерывными, плавными, спокойными, без прерывистых толчков воздуха. Дыхание должно быть практически незаметным. В случае насморка дышите ртом.
Во время медитации не давайте волю своему воображению. Время от времени открывайте глаза и смотрите на реальный мир. Когда вы закрыли глаза и начали медитировать, не старайтесь силой исправить то, что происходит в вашем воображении. Если визуализация вышла из-под контроля, надо на некоторое время открыть глаза.
Для развития состояния Шаматха нам потребуется правильное соблюдение следующих пунктов:
I. Поза;I. Семичленная поза будды Вайрочаны
II. Объект медитации;
III. Техника развития концентрации.
Здесь требуется соблюдение семи аспектов:
1. Сесть на слегка приподнятую мягкую подушку. Ноги скрещены в позе лотоса, или полулотоса. Те, для кого это не очень неудобно, могут просто сидеть на стуле. Важно, чтобы неудобство тела не отвлекало вас от медитации.
2. Спину следует держать прямо для того, чтобы каналы (нади) также располагались прямо, и ветры, циркулирующие по ним, могли перемещаться беспрепятственно.
3. Плечи держать ровно и расслабленно, голова должна быть слегка наклонена вперед. Слишком сильный наклон головы вперед приводит к сонливости, тогда как чрезмерное отклонение головы назад действует возбуждающе.
4. Кисти рук должны быть расположены ладонями вверх на уровне пупка, причем правая ладонь располагается поверх левой, большие пальцы рук должны соприкасаться, поскольку это препятствует потере энергии в теле.
5. Глаза следует держать слегка прикрытыми и расслабленными, взгляд направлен на кончик носа. При открытых глазах в вашем поле зрения будет много объектов, что станет сильным отвлекающим фактором для вас. При закрытых глазах может возникнуть опасность засыпания.
6. Рот, подбородок и язык должны быть расслаблены и находиться в естественном положении. Рот - слегка приоткрыт, кончик языка – касается верхнего неба, что обеспечивает контроль за слюноотделением.
7. Локти не должны касаться тела, поскольку это нарушает циркуляцию воздуха и приводит к сонливости.
Эту позу для медитации впервые описал Будда в тексте, посвященном Йога-тантре, который называется “Просветление Вайрочаны”.
II. Объект медитацииДля развития состояния Шаматха требуется некий конкретный объект. Во многих священных текстах говорится, что Будда Шакьямуни является наилучшим объектом медитации. Для начала нужно визуально рассмотреть объект медитации и хорошо его запомнить. Это должно быть изображение Будды либо на картинке, либо в виде статуэтки, при этом желательно не менять в дальнейшем выбранный вами образ. Этот объект следует визуализировать размером с большой палец руки на уровне бровей, на расстоянии вытянутой руки. При этом стремитесь создать в уме живой образ Будды. Следует ощущать данный образ светящимся и устойчивым, т.к. в противном случае он будет качаться как на ветру. От изображения исходит вибрирующий свет, Будда светится как бы сам по себе. Создать такой образ на начальном этапе занятий довольно трудно.
Итак, как начать медитацию? Сначала следует заняться простейшими упражнениями для тренировки ума: посмотреть на изображение Будды, затем закрыть глаза и представить его себе.
Ваш ум осуществляет следующие действия: ищет изображение, находит, четко его видит, затем закрепляется в этом видении. Т.е. мы имеем четыре этапа медитации : поиск, реальное видение, удержание и собственно состояние медитации (т.е. удержание объекта в расслабленном состоянии).
Итак, необходимо представить, что перед вами живой светящийся Будда небольшого размера. Не надо концентрироваться на усилении света, иначе начнутся картинки-галюцинации с радужными вспышками света. Это все очень красиво, но не то. Изображение просто должно быть ярко видимым. Представьте, что Будда находится как бы на сцене и на него направили свет, чтобы он был четко виден. Это живой Будда, он не столько источает свет, сколько вы ощущаете исходящие от него любовь и сострадание. Это очень важно: ощущать любовь, которая на вас нисходит. Представьте, что вы пришли к человеку, который к вам хорошо относится, и ту атмосферу дружелюбия, которая при этом возникает. Такое же примерно состояние должно быть при вашей медитации.
Важно помнить, что вы концентрируетесь на ментальном, а не чувственном образе. Зрение здесь внутреннее. Глаза расслаблены. Попытка визуализировать Будду подобна очищению воды от частиц грязи. Когда омрачения ума уйдут, вы сможете рассмотреть Будду. Помните, что при визуализации Будды он на самом деле присутствует рядом, это не просто абстрактное видение!
Заниматься медитацией лучше при включенном свете. Вначале можно медитировать с закрытыми глазами, но в дальнейшем следует переходить к медитации при полуприкрытых глазах. Откройте глаза, посмотрите на изображение, затем уберите его и восстановите в памяти, не закрывая глаз. Теперь с этим ментальным изображением начинайте прикрывать глаза. Медленно, спокойно. Сразу увидеть ясное ментальное изображение трудно, это нормально, со временем ваш ум успокоится и вы сможете видеть более четко.
Занятия не должны превышать 3–5 минут. Если даже медитация хорошо получается, надо ее завершить. Потом расслабьтесь, подвигайте плечами (голову втянуть, плечи поднять). Важно время от времени восстанавливать циркуляцию крови.
При медитации следует не допускать, чтобы вместо образа Будды появлялось нечто другое. Фантазии недопустимы. Нельзя допускать также различных трансформаций образа Будды. Так, в Санкт-Петербурге один человек рассказал мне, что во время его медитации изображение Будды стало расти, дотронулось до него и он физически ощутил это прикосновение. Это - галлюцинации, наличие которых говорит, что медитация проходит неправильно.
Перед медитацией желательно успокоить свой ум. Зажгите благовония, проведите дыхательную медитацию, как я вам уже объяснял ранее, затем посмотрите на изображение Будды и почитайте мантры (например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ).
Для накопления заслуг делайте простирания. Сначала соединенными ладонями нужно прикоснуться к телу в четырех местах: над головой, у лба, у горла и у сердца. Затем вы протягиваете руки вперед и вниз, становитесь на колени, опираясь на руки, все тело простирается на земле. Когда вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вместе, большие пальцы соприкасаются, потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю.После чего вы встаете. Каждый жест здесь имеет определенный смысл.
Над головой находится корона Будды. Когда вы соединяете над ней ладони, то тем самым получаете благословение на достижение состояния просветления.
У лба - это символ тела Будды.
У горла - это символ речи Будды.
У сердца - это символ ума Будды.
Делая простирания, вы создаете причины для обретения тела, речи и ума Будды. Такая символика связана с практикой тантры и позднее будет объяснена подробнее. Телу, речи и уму Будды соответствуют мантры: ОМ - телу, А - речи, ХУМ - уму.
Простирания являются символом уважения к Будде, они помогают справиться с высокомерием и гордостью.
III. Техника развития концентрации1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий от них.
2. Девять этапов развития концентрации.
3. Использование шести сил.
1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий к ним
Для медитативной практики жизненно важным является знание ошибок медитации и того, как применять противоядия для их устранения, чтобы наши усилия не прошли даром. Вот эти пять ошибок :
1) Лень.
Это препятствие часто возникает в начальный период практики Шаматха. Оно удерживает нас от занятий практикой концентрации, и на начальном этапе лень является одним из крупнейших препятствий.
2) Забывчивость .
В данном контексте под забывчивостью мы понимаем забывание объекта медитации во время процесса медитации. Эта ошибка очень часто возникает, когда наше памятование (осознавание) слабое. Поэтому развитие памятования является важным противоядием от этой ошибки.
3) Ментальное отупение и отвлечение .
Эти два момента являются самыми главными ошибками при однонаправленной концентрации. На них следует остановиться подробнее, чтобы иметь о них ясное представление.
В их грубой форме, мы довольно легко можем идентифицировать ментальное отупение и отвлечение, но в их тонкой форме это сделать гораздо труднее. Здесь требуются четкие определения, как ментального отупения (сонного состояния сознания), так и отвлечения (возбужденного, блуждающего состояния сознания). Грубое ментальное отупение - это состояние ума, которому не хватает ясности. Тонкое ментальное отупение - это состояние ума, сохраняющее ясность, но интенсивность этой ясности недостаточна. Четкое представление тонкого ментального отупения приходит во время медитативного опыта.
Грубое ментальное отвлечение - это состояние ума, при котором полностью теряется объект медитации. Тонкое состояние отвлечения - это состояние ума, при котором объект медитации не утерян, но интенсивность отсутствует из-за того, что ум слегка уходит в сторону какого-то объекта привязанности.
Для обнаружения состояний ментального отупения и отвлечения во время медитации следует развить бдительность (внимательность), которая является верным противоядием от этих ошибок.
4) Неприменение противоядий, когда в них есть необходимость.
Это разновидность лени, которая часто возникает на пятой и шестой ступенях концентрации. Во время медитации посредством силы бдительности медитирующий замечает препятствия по мере их возникновения, но не предпринимает попыток к применению противоядий. Эта лень может оказаться мощным тормозящим фактором. Поэтому нам следует быть очень осторожными и избавляться от препятствий, как только мы их обнаруживаем.
5) Применение противоядий, когда в них нет необходимости .
Это может произойти, когда мы уже достигли восьмой и девятой ступеней практики. Наш ум уже привык к применению противоядий на предыдущих, более низких ступенях. Следовательно, у нас появляется тенденция применять противоядия часто, когда уже нет необходимости. На данной ступени уже не следует беспокоиться и выискивать противоядия, мы просто должны продолжать медитацию в расслабленном состоянии, без контроля. Это расслабление называется равновесием, которое и является противоядием к описываемой ошибке.
Восемь противоядий от пяти ошибок:
1) вера;
2) усердие;
3) энтузиазм;
4) спокойствие;
5) осознавание;
6) бдительность;
7) применение противоядий;
8) равновесие.
Первые четыре противоядия являются главными противоядиями от лени. Здесь вера рассматривается в контексте развития веры в особые свойства Шаматхи. Посредством этой веры развивается усердие, сильное стремление к достижению Шаматхи. Затем чтобы достичь этого состояния, возникает естественным образом энтузиазм. Медитирующий достигает состояния Шаматха и спокойствия, которое является четвертым и последним противоядием от лени.
Осознавание
Осознавание является противоядием ко второй ошибке и является одной из жизненно-важных практик развития Шаматхи. Если мы не обладаем осознаванием, то невозможно развить концентрацию. В Ламриме говорится, что осознавание должно иметь три свойства:
Свойство объекта. Это объект медитации, с которым знаком ум.
Свойство аспекта. Это ум, который ясно удерживает объект медитации.
Свойство функции. Это ум, пребывающий на объекте медитации.
Вкратце, осознавание означает “знакомство с объектом, удержание его и не отвлечение”.
Бдительность
Бдительность является противоядием к третьей ошибке. Она - как шпион, который дает нам информацию, когда ментальное отупение или отвлечение появляются во время нашей медитации. Однако нам требуется особое противоядие для устранения ментального отвлечения и отупения. Для устранения ментального отупения лучшим противоядием является радостное состояние ума, которое достигается путем размышления о положительных свойствах Шаматхи, драгоценности человеческой жизни, непостоянстве и смерти и т.п. Если в результате применения этих противоядий наше ментальное отупение еще не устранилось, тогда мы используем силовой метод, предложенный в свое время Асангой: визуализируйте в межбровье точку белого цвета размером с булавочную головку, испускающую свет в десяти направлениях. Это поможет прояснить ум.
Иногда чтобы избавиться от ментального отупения, достаточно умыть лицо или поместить объект медитации немного выше. Что касается ментального отвлечения, то чтобы избавиться от него, следует размышлять об ущербности объекта привязанности, раздумывать о страданиях сансары и т.д. Если в результате применения указанных противоядий ментальное отвлечение еще не ушло из нашей медитации, тогда нам следует перестать медитировать, сделать небольшой перерыв и заняться дыхательной медитацией. Многие опытные йоги рекомендуют дыхательную медитацию, как очень эффективный метод для контроля над скачущими мыслями.
В одном из текстов Абхидхармы упоминается шесть шагов в дыхательной медитации. Первый шаг - это просто считать вдох-выдох, например, до 21 раза. Как только ум становится более спокойным, следует перейти к следующему шагу. На этой стадии мы уже не считаем, а просто наблюдаем дыхание. Третий шаг заключается в том, чтобы наблюдать не только за дыханием, но и за его ритмичностью. На четвертом шаге мы исследуем наши чувства и ощущения, возникающие в различных частях тела в процессе дыхания. На пятом шаге следует анализировать, как меняется дыхание от движения к движению, какие оно вызывает ощущения, и как эти ощущения меняются. Последняя стадия называется стадией сдвига. Здесь мы перемещаемся с медитации на дыхании к медитации на более глубоких объектах, таких как великое сострадание или пустота присущего существования. Эта дыхательная медитация непременно успокоит наш ум и сделает его более ясным и проникающим, способным к дальнейшей однонаправленной концентрации.
При блуждании ума попробуйте применить такой способ. Обычно объект медитации находится на уровне бровей. Надо его опустить ниже и ослабить напряженность удержания. Другой вариант - прекратить медитацию и выключить свет. Блуждание ума возникает от привязанности. Поэтому в темноте следует поразмышлять о непостоянстве, что ослабит привязанность к мирским удовольствиям и объектам.
Последние два пункта: Применение противоядия и Равновесие - являются противоядием от двух последних ошибок медитации, которые я уже объяснил.
2. Девять этапов развития концентрации
В Ламриме Чже Цонкапа объясняет, как развить концентрацию в девять этапов. Он дает особое название каждому этапу концентрации, за которыми кроется глубокий смысл. Вот они:
1) Закрепление мысли на объекте.
2) Продолженное закрепление.
3) Поправляемое закрепление.
4) Прочное закрепление.
5) Обуздание ума.
6) Успокоение.
7) Полное успокоение.
8) Однонаправленное сосредоточение.
9) Ровное сосредоточение (равновесие).
1) Закрепление мысли на объекте
На первом этапе трудно с самого начала получить ясное изображение, и вам кажется, что ум вам не подчиняется и медитация идет вяло. Но на самом деле это хороший знак, говорящий, что вы прогрессируете. Просто вы проходите стадию узнавания недостатков ума, понимаете, насколько он был занят всякой чепухой. Поэтому, если у вас получилась грубая картинка, вы должны быть ею удовлетворены и стараться ее удержать.
Когда мы легко можем направить свой ум к выбранному объекту и способны некоторое время концентрироваться на нем, это означает, что мы достигли первого этапа. На этом этапе наша концентрация длится одну минуту.
2) Продолженное закрепление
Здесь мы убираем ошибку забывания объекта медитации. Когда вы уже нашли, удержали и сохраняете объект медитации, то старайтесь сделать его ясным и четким. Не следует увеличивать его яркость резко, старайтесь добиваться ее увеличения небольшими шажками, постепенно.
Находясь на 2-й ступени, вы время от времени будете скатываться в сторону первой. То вы способны удерживать объект в течение 4 минут, то - лишь в течение одной. Это нормальное явление, пусть оно вас не огорчает. По мере того, как наша концентрация слегка улучшается, и мы способны без отвлечений концентрироваться на объекте более двух минут, - это означает, что достигли второго этапа концентрации и можно переходить к третьей.
3) Поправляемое закрепление
На третьем этапе в результате того, что наше осознавание стало сильным, мы можем не только концентрироваться более десяти минут, но также в состоянии вернуть ум обратно к объекту медитации сразу после того, как он покинул его.
Основная разница между первым и вторым этапами - во времени медитации (одна и две минуты соответственно). А разница между вторым и третьим этапами состоит в том, что промежуток времени, когда не осознается потеря объекта медитации, становится все меньше и меньше. Т.е. как только вы почувствуете, что внимание ослабляется, вы сразу же усиливаете его. На втором этапе объект может на какое-то время вообще пропасть, вы можете даже забыть, где находитесь и что делаете. Вы как бы улетаете куда-то и можете заметить это лишь через некоторое время. На третьем этапе, как только вы собираетесь куда-то улететь, то сразу замечаете это и возвращаетесь обратно.
4) Прочное закрепление
На четвертом этапе - это улучшенное закрепление мысли вследствие многократного сосредоточения. Мы можем концентрироваться уже в течение двух часов. Полностью преодолено грубое ментальное отвлечение, однако ментальное отупение и тонкое ментальное отвлечение могут еще часто возникать во время медитации, поэтому еще приходится периодически смотреть на объект. Усилив внимательность, отвлечения уже не должны допускаться.
5) Обуздание ума
На пятом этапе наш ум хорошо дисциплинирован, и мы практически можем концентрироваться, когда хотим и сколько хотим. Однако тонкое ментальное отупение все еще может возникать. Поэтому наша бдительность должна проявляться еще сильнее, чем на ранних стадиях, для того, чтобы выявить эти препятствия.
6) Успокоение
На шестом этапе наша концентрация становится очень ясной, и тонкое ментальное отупение больше не присутствует во время нашей медитации, однако тонкое ментальное отвлечение все еще возникает. Следовательно, на этом этапе мы должны основной упор делать на устранение этой тонкой ошибки. Еще нет должной интенсивности, которая и вырабатывается на этом уровне.
7) Полное успокоение
На седьмом этапе мы можем преодолеть даже тонкое ментальное отвлечение. Однако наша концентрация еще не очень стабильна и нам приходится все время быть бдительными, отбрасывая возникшие по неосмотрительности изъяны сосредоточения.
8) Однонаправленное сосредоточение
На восьмом этапе нам еще приходится делать небольшое усилие, чтобы достичь естественного сосредоточения. Во время медитации наша концентрация полностью свободна от всех ошибок и становится более стабильной, чем прежде. Поэтому нам не следует применять каких-либо противоядий, не следует даже проверять, не возникают ли ошибки. Этот этап называется поглощенностью .
9) Ровное сосредоточение (равновесие)
На девятом этапе у нас уже нет необходимости применять какие бы то ни было усилия, чтобы начать или продолжить нашу концентрацию. Сосредоточение становится ровным, естественным и самоподдерживающимся.
Посредством силы равновесия наша концентрация продолжается спонтанно, следовательно, это приведет к ментальному и физическому покою. Медитация становится очень мощной. Вы можете удерживать объект столько времени, сколько хотите. Когда мы достигаем подобного покоя, который был вызван нашей спонтанной концентрацией, то это состояние называется Шаматха. На этом этапе наш ум становится таким ясным и проникающим, что мы чувствуем себя в состоянии сосчитать каждый атом на земле.
Можно сказать, что на этом этапе достигается состояние “естественного парения”. Здесь можно провести аналогию с полетом птицы. Сначала птица набирает высоту и машет крыльями, поддержание полета требует усилий. Когда же птица достигает достаточной высоты, то она свободно парит в воздухе практически без усилий. Этому “парению” и соответствует 9-я стадия медитации.
3. Использование шести сил
Для того, чтобы улучшить нашу концентрацию для осуществления девяти этапов, у нас есть необходимость полагаться на специальные методы шести сил и четырех видов внимания.
Шесть сил таковы:
1) сила слушания;
2) сила вникания;
3) сила внимательности (осознавания);
4) сила бдительности;
5) сила усердия;
6) сила навыка (узнавания).
Давайте посмотрим, как эти силы связаны с девятью этапами концентрации.
1) На первом этапе очень важна сила слушания . Посредством этой силы мы узнаем как медитировать, как закрепить мысль на объекте.
2) Сила вникания помогает нам освоить второй этап концентрации. Вы должны думать об объекте не только во время самой медитации, но и в любое свободное время среди повседневных дел. Так, когда вы хотите выучить поэму, вы вдумываетесь в нее все больше и больше, а затем уже начинаете запоминать. Чем больше вы обдумываете объект медитации, тем быстрее освоите его.
3) Сила внимательности является одной из самых необходимых и осуществляющих прочное закрепление на объекте медитации. Она помогает овладеть третьим и четвертым этапами концентрации. Эта сила имеет три характеристики: ясность, удержание объекта, неотвлечение. После того, как мы разовьем в себе внимательность, мы сможем возвращать наш ум обратно к объекту медитации, как только отвлечемся, что также значительно улучшит наше сосредоточение.
4) Сила бдительности помогает в осуществлении обуздания и успокоения ума, т.е. она помогает преодолеть пятую и шестую ступени и перейти к седьмой. Преодоление этих трех ступеней напоминает починку телевизора, его настройку, когда мы стремимся к четкости и ясности изображения.
5) Сила усердия помогает нам в освоении седьмой и восьмой стадий концентрации. На этих двух этапах наша концентрация очень четкая и чистая, но требует небольшого усилия вначале, чтобы дать старт медитации и продолжить ее без перерывов.
6) Благодаря силе навыка на девятом этапе, мы достигаем завершенной способности концентрироваться без усилий и перерывов, т.е. достигаем ровного сосредоточения, без какого-либо беспокойства.
Существует четыре вида внимания , о которых не следует забывать:
Напряженное
Прерывающееся
Непрерывное
Естественное
Первые два этапа являются этапами, требующими больших усилий. Поэтому первый вид внимания называется напряженным. На третьем, четвертом, пятом, шестом и седьмом этапах концентрации, когда мы занимаемся медитацией, наше сосредоточение прерывается из-за ментального отупения и отвлечения. Следовательно, эти пять этапов концентрации являются этапами прерывающегося внимания.
Непрерывное внимание означает занятие медитацией без каких-либо перерывов. На восьмом этапе концентрации наша медитация не будет прервана ментальным отупением или отвлечением. Поэтому внимание непрерывно. На последних этапах концентрации у нас уже нет необходимости опираться на какое-либо усилие, чтобы концентрироваться. Таким образом, девятый этап концентрации является естественным. Если мы стараемся развить Шаматху с четким знанием упомянутых методов, то мы этого добьемся через два или три года.