Вера православная - сретение владимирской. Владимирская икона пресвятыя богородицы
Владимирская икона Пресвятой Богородицы – самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни. Не единожды чудесным образом Владимирская икона сохраняла русское войско от неминуемых поражений.
Память Владимирской иконы Пресвятой Богородицы отмечается несколько раз в году (3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст.). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
В 1395 году хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю, он быстро достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность татарских войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Великий князь молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю Русскую». 26 августа ее близ Москвы встретили крестным ходом митрополит Киприан со «всем клиросом и причтом церковным», с князьями и народом.
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Мудрецы ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском Успенском Соборе Московского Кремля. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.
В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею. Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах.
У редкой православной иконы есть целых три дня празднования в течение церковного года. А у Владимирской иконы Божией Матери именно столько — в честь троекратного избавления Руси от нашествия врагов по молитвам Заступницы. Сегодня речь пойдет о самом первом, празднуемом 8 сентября по новому стилю (26 августа по старому), в день освобождения Руси от нашествия Тамерлана.
Хотя Владимирская икона слывет в народе «самой русской», написана она была, по преданию, еще евангелистом Лукой. Причем сделал он это на доске от стола, за которым принимал трапезу Иисус Христос вместе с Богородицей и праведным Иосифом Обручником. Хранит Церковь и слова Пречистой Матери при виде благолепного образа: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет». Так и случилось.
Сразу икона хранилась в Иерусалиме. Византийский император Феодосий Младший в середине V века перенес ее в Константинополь. А уж на Руси она оказалась в XII веке в качестве подарка Юрию Долгорукому от патриарха Константинопольского Луки Хризоверха. Сначала в 1131 году ее установили для поклонения верующих в монастыре в Вышгороде, недалеко от Киева. А уже в 1155 году она оказывается во Владимире. Правда, перемещение святого образа оказалось весьма знаменательным событием.
В этот северный город икону привез князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Он решил оставить Киевскую Русь и направлялся в Суздальскую землю, как вдруг в пределах Залесской Руси лошади, везшие святыню, остановились. Верующий правитель приказал совершить молебен перед иконой, испрашивая разрешения на дальнейший путь. И Богородица ответила на его слезные молитвы, явившись во сне. Она поведала о Своей воле остаться во Владимире, а точнее, на месте Своего явления, и «обитель инокам исполнить» с храмом в Свою честь. И святой Андрей Боголюбский в 1158 году воздвиг «Белокаменную Царицу», как называют местные жители Успенский собор.
Множество чудес совершалось по молитвам перед иконой Богородицы. Они начались еще в Вышгороде. Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Немудрено, что Владимирскую Богородицу считали заступницей всей страны. Икону обновляли, появились многочисленные списки с нее, которые тоже прославились чудотворениями.
Явлено это было всему народу в 1395 году. В конце XIV века землю Российскую сотрясали татарские набеги. Победы перемежались поражениями, но когда против Москвы выдвинулся сам Тамерлан с полчищами татар, над Русью нависла реальная угроза.
К счастью, в сердцах людей жила искренняя вера и надежда на помощь Божию. Православными тогда были правители не только по долгу Крещения. Сам Великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел обратиться к Богородице и приказал принести чудотворную икону Пречистой Девы из Владимира в стольный град. Весь путь Богородицы (а он длился десять дней) сопровождался усиленным постом духовенства, властей и народа. Вдоль дороги на коленях стояли люди и взывали к Богородице: «Матушка Богородица, спаси землю Русскую». Как свидетельствует летопись, «весь град изыде противу иконы на сретение ею, мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыханьми немолчными и рыданием».
Было это 26 августа. Крестный ход провел чудотворную икону до Успенского собора Кремля… И в это время совершалось чудо: встреча (иначе говоря сретение) у городских стен на Кучковом поле Матушки Богородицы с уставшими чадами Божиими; встреча отчаяния и страхов с реальной надеждой и успокоением перед взором Честнейшей Херувим; встреча добра и зла, ибо в этот же самый час грозному Тамерлану было сонное видение. Он почивал в своем шатре и ясно увидел над огромной горой Светоносную Жену в несказанном величии — вокруг Нее были бесчисленные сонмы ангелов с огненными мечами, у ног Ее спускались святители со златыми посохами. Лучезарная Дева велела Железному Хромцу оставить пределы России. Отчаянный полководец, наводивший трепет на многие народы, проснулся в ужасе. Он созвал всех мудрецов, гадалок и старейшин татар и повелел разъяснить, что это значит. Ответ их был таков: Жена эта — Заступница православных, Матерь Бога. Тамерлану и никому из смертных Ее не одолеть. И тогда Тамерлан велел войскам отступать. Удивились татары, бахвалившиеся храбростью своего свирепого полководца. Всплеснули руками счастливые москвичи. Летописец записал: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»
На месте чудотворной встречи 26 августа 1395 года был построен Сретенский монастырь. Также в память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана был установлен церковный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сама икона осталась в Москве, множество раз оказывая помощь во время набегов иноземных врагов.
«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
Уж как было не возлюбить и не спасти искренне верующих и взывающих с мольбой чад Божиих! Маленькие дети обнимают очень трогательно и доверчиво, когда держишь их на руках, крепко держатся за шею и нежно прислоняются к щеке мамы в порыве чистейшей детской любви. На Владимирской иконе Богомладенец именно так прильнул к Пречистой Деве. Его взгляд всецело устремлен на Нее. Именно такую детскую чистую веру выказывали россияне перед лицом неумолимой опасности. И именно так крепко держит в Своем сердце и в Своих объятиях Пресвятая Богородица «всех с верою притекающих».
8 сентября – день приснопамятный для Церкви и Отечества нашего по великому историческому событию.
В конце четырнадцатого столетия, в глубине Азии один отважный военный предводитель, по имени Тамерлан, сумел многочисленные татарские племена соединить под своим управлением в одно громадное полчище. Чтобы с этим полчищем покорить все царства.
Действительно, перед напором диких выходцев азиатских степей ни одно из бывших тогда государств не могло устоять.
Подобно саранче, татары, предводительствуемые свирепым Тамерланом, сокрушали все, попадавшееся им на пути.
Тысячи цветущих городов Азии обращены были ими в пепел. Многолюдные государства сделались пустыней.
Тамерлан, названный современниками бичом Божиим, двигался все ближе и ближе к Европе. И, прежде всего, обратил свой хищнический взор на Отечество наше.
В 1395 году он вступил в пределы России, чтобы покорить Московское государство. Все пришли в ужас, услышав о нашествии беспощадного и несокрушимого врага. Тамерлан уже достиг берегов Дона и ознаменовал свой путь кровью и опустошением городов и селений русских.
Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил со своим войском навстречу врагу. И остановился на берегу Оки близ Коломны.
Но не на свою силу уповал благочестивый князь, а единственно ожидал спасения от Господа. Пребывал с войском своим в непрестанной молитве. Благочестивый князь всем заповедал молиться об отвращении нашествия страшного врага.
Во всем Московском государстве, особенно в первопрестольном граде Москве, народ с утра до вечера пребывал в храмах. Совершали молебны о князе и его воинстве.
Особенно наступивший пост пред праздником Успения Божией Матери был посвящен самому строгому воздержанию, самым усердным молитвам и покаянию, для умилостивления гнева Божия.
Среди наступавшего бедствия предки наши не могли забыть древних милостей Божиих, которые много раз являемы были Отечеству нашему – заступлением Богоматери, Защитницы рода христианского.
В то время, в пределах Московского государства, в городе Владимире была чудотворная икона Божией Матери. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Икона прославленная многими чудесными знамениями.
По воле Великого князя и митрополита Московского Киприана, для ограждения от угрожающего бедствия и утешения скорбящих граждан столичного града, чудотворная икона была принесена из Владимира в Москву.
Перед стенами города, где ныне стоит Сретенский монастырь, на месте, в то время называемом Кучковым полем, чудотворная икона была встречена духовенством и всеми гражданами.
Все молились со слезами и падали на колени, не переставая взывать:
– Матерь Божия! спаси землю Русскую. И не тщетной была эта прилежная всенародная молитва граждан московских.
В тот самый день, как совершалась эта знаменательная встреча в Москве чудотворной иконы Владимирской, Тамерлан, без всякой видимой причины, достигший уже цели своего отдаленного похода, к немалому изумлению своих полководцев и войска, надеявшихся на большую добычу от грабежа столицы, приказал своим полчищам немедленно отступать.
Летописец объясняет, что непобедимый завоеватель был вынужден поспешно отступить из-за грозного видения ему Божией Матери.
В виде дивной Жены, окруженной толпами молниеносных воинов, Богородица преграждала Тамерлану путь.
Благочестивые предки наши совершенно четко признавали в этом событии непосредственное явление державного промысла Божия. По молитвам и заступлению Богоматери проявил Господь Свою спасительную силу к ограждению веры Православной в Отечестве нашем. Как раз в ту минуту, когда Отечество находилось на краю гибели.
В течение столетий, это древне бывшее явление милости Божией живо сохранялось в памяти нашего народа. Памяти, ежегодно оживляемой церковным торжеством Крестного хода из Кремля в Сретенский монастырь, сооруженный в память нынешнего события.
В безбожное советское время Крестные ходы считались преступлением. Но и после возрождения духовной жизни в России, только раз в 1995 году был совершен такой Крестный ход. Под проливным дождем на него собрались сотни тысяч людей. Тогда в монастырь привезли и чудотворную икону. Сохранилась уникальная видеосъемка этого чудесного события.
Владимирская икона Божией Матери ждет возвращения на свое законное место в алтаре Успенского Собора Московского Кремля. И возрождения ежегодных Крестных ходов из Кремля в Сретенский монастырь.
26.08.1395 (8.09). - Сретение Владимірской иконы Божией Матери
Владимірская икона Божией Матери в истории России
Владимірская икона Божией Матери – величайшая святыня нашей Церкви и нашего народа. Она написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». Вышиною образ чуть более одного метра, шириною около 70 см. Оклад на нем золотой, древней греческой работы, осыпанный драгоценными камнями, высокой цены; на полях его вычеканены 12 Господских праздников.
В 1131 г. икона была прислана на Русь из святому князю Мстиславу (†1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города . Сын в 1155 г. принес икону во Владимір и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимірской. В 1395 г. икону впервые принесли в . Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимір и Москву.
Празднование Владимірской иконе Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимірской иконы при перенесении ее из Владиміра в Москву для заступничества от нашествия Тамерлана (Тимура).
В 1395 г. свирепый хан Тамерлан вступил в пределы России, приведя народ в ужас. Разорив рязанскую землю и направляясь к Москве, он приблизился к берегам Дона. вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился и об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.
Москвичи, устрашенные слухами о несметных силах Тамерлана, молились усердно об избавлении от нашествия иноплеменников и постились; митрополит почти не выходил из церкви. Великий Князь, не надеясь на свои силы, просил прислать св. Владимірскую икону Божией Матери. После литургии и молебна во Владиміре праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Безчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!".
Летописцы засвидетельствовали, что в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.
Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ своим полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимірской иконы Пресвятой Богородицы.
Впоследствии Владимірская икона не раз являла свое заступничество русскому народу в различных бедствиях и войнах. Спасительницей столицы проявила себя чудотворная икона и в 1408 г. (), и в 1451 г., когда к Москве подступил царевич Мазовша с огромным войском ногайского хана. Татары уже зажгли посады Москвы и радовались, что у них будет много пленников и золота.
Недавно изданный учебник для вузов сообщает, что в 1451 г. Москва «чудом не была захвачена». Правда, каким чудом, не уточняет. А летописи описывают, как во время пожара совершал крестные ходы по стенам города, а московские воины и ополченцы бились с татарами до ночи, ожидая на следующий день нового приступа. Но утром под стенами врагов не оказалось. Летописец повествует, что они услышали необычайный шум и "вообразили, что это Великий Князь идет на них со своим войском". Сам же Великий Князь, у которого войско было немногочисленно, да и стояло далеко, после ухода татар, как сообщает предание, плакал перед Владимірской иконой... Эту победу русские люди также отнесли к заступничеству Богоматери.
В летопись чудес от Владимірской иконы вписало и . Когда разорвал ханскую басму и отказался платить дань Орде, 1480 г. на Москву устремились полчища хана Ахмата. Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской областями), войско хана сосредоточилось в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры выстроились русские войска. В передних рядах воины держали икону Владимірской Божией Матери.
Происходили отдельные стычки, было небольшое сражение в нижнем течении, но основные части обоих войск – и русского, и татарского – по-прежнему занимали свои позиции на разных берегах. Долго и напряженно стороны ждали решающей битвы; но никто из противников не хотел нападать первым, переходя через реку. Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Русское войско остановилось, а татарское продолжало отдаляться. И вдруг грозные ордынские всадники помчались прочь без оглядки, паникуя и словно бы трепеща от страха, хотя никто на них не нападал, никто не преследовал. Русскими воинами это событие было истолковано как явное выражение нового покровительства Владычицы Небесной Земле Русской. Благодарные соотечественники после стояния на Угре назвали это место "поясом Богоматери". «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, – писал летописец. – Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию».
В 1521 г. святая икона защитила Москву от нашествия Мухаммад-Гирея.
После революции чудотворная икона, написанная св. апостолом Лукой, была помещена в , ныне она в специально открытом для нее храме на территории галереи. В великие престольные праздники святыня появляется в Успенском соборе Кремля.
Нельзя не отметить и реакцию святыни на недавнее историческое событие осенью 1993 г. – . В эти дни Владимірская икона была принесена из Третьяковской галереи в Богоявленский собор Кремля. Накануне расстрела парламента, 3 октября, патриарх Алексий II в присутствии мэра Лужкова и других ельцинистов, участников государственного переворота, «коленопреклоненно молился перед иконой о спасении России». Как позже об этом написал Алексий II в предисловии к книге о переговорах сторон в этом госперевороте, «православные москвичи молились в Богоявленском Патриаршем соборе перед великой святыней земли русской – чудотворной Владимірской иконой Божией Матери. Не раз в истории России по молитвам перед этой иконой наша страна получала от Божией Матери избавление от военных опасностей и других великих бедствий. Убежден, что и в этот раз, несмотря на свершившуюся трагедию, Русь была спасена Пречистой Девой» ("Тишайшие переговоры", М., 1993). После молебна обнаружилось заметное ухудшение состояния чудотворной иконы, а после расстрела парламента, сопротивлявшегося "реформам" Ельцина-Гайдара-Чубайса, разграбление и разрушение России пошло полным ходом...
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимірской
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.