В чем заключается практическая функция философии. Мировоззренческая функция философии
Это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.
Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.
По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции , которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.
Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.
Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.
1. Гуманистическая подфункция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
2. Информационно -отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.
3. Идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.
4. Социально -нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.
5. Художественно -эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.
6. Аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения ; Реформация ; кризис капитализма конца XIX - XX вв. и др.).
7. Практическая подфункция - связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
8. Социальная подфункция - объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
9. Культурно -транслирующая функция - связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.
10. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод - это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.
Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.
Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.
Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.
1. Логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.
2. Эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.
3. Селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.
4. Интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом.
Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.
5. Прогностическая подфункция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.
6. Критическая подфункция , роль которой - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Философия выполняет ряд познавательных функций , родственных функциям науки . Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.
Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.
Контрольные вопросы
1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».
2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?
3. Всякое ли мировоззрение является философией?
4. Назовите уровни отражения действительности.
5. Что является предметом философии?
6. С постановки каких вопросов начинается философия?
7. Объясните, в чём заключается философский метод.
8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.
9. В чём состоит методологическая функция философии?
10. Как соотносятся между собой философия и наука?
11. Каково соотношение знания и веры?
Функции философии
Выделяют следующие мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.
На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека, вызывают чувство тоски, которая, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятель-ности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы
XX столетия.
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Коснемся лишь одного момента – общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим – следствие.
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государст-венное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собствен-ность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора). Однако наличие в этих философских системах тех или иных учений о государственном устройстве столь же мало говорит о полной выводимости таких взглядов из философской онтологии, гносеологии или даже из социальной философии, сколь и их учения об устройстве (или структуре) организма животного, имевших место у философов вплоть до первой половины
XIX века. Как в последнем случае наличие «натурфилософии» объясняется неразвитостью теоретической сферы биологии и в то же время необходимостью умозрительного решения конкретных проблем, так обстоит дело и с вопросом о разработке представлений о конкретном устройстве государства: это задача юридической науки и специалистов-политиков (в наши дни соответствующая наука получила название политологии).
Но дело даже не столько в уровне развития частных наук об обществе, сколько в том, что в рамках самой философии нет строго линейного, однозначного соотношения между отдельными ее частями. Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны (например, проблема смысла жизни и, с другой стороны, вопрос о соотношении сущности и явления в материально-предметном мире), постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.
Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информа-ционную функцию. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответст-вующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).
Методологические функции философии.
Методология - учение о принципах, методах познания и преобразования мира. В каждой науке используются свои методы познания. В философии тоже формулируются свои методы познания. В настоящее время философия изучает различные формы и методы познания. К ним следует отнести: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезу и теорию, наблюдение и эксперимент, аналогию и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма и ряд других. Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира, в обосновании учета общих принципов самоорганизации и развития мира при изучении любых частных объектов познания.
Методологические функции философии выражают назначение философии как общеметодологического основания науки:
Эвристическая функция: предполагает содействие росту научного знания, создание предпосылок для научных открытий в контексте взаимодействия философского и формально-логического методов, что приводит к интенсивному и экстенсивному изменению философских категорий и, как следствие, к рождению нового знания, имеющего вид прогноза (гипотезы). Необходимо, в этом смысле, отметить, что нет ни одной естественнонаучной теории, создание которой обошлось бы без использования общефилософских представлений о причинности, пространстве, времени и т.п. Доказано, что теории в естественных науках создаются на двойственном базисе - на единстве эмпирического и внеэмпирического. Роль внеэмпирического основания играет философия. Другими словами, философские представления играют конструирующую роль. Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание через такие философские отрасли как онтология, гносеология, а также через регулятивные принципы самих частных наук (к примеру, в физике, это принципы наблюдаемости, простоты, соответствия). Таким образом, гносеологические принципы философии играют важную роль не только в становлении теории, но и выполняют роль регулятивов, определяющих процесс ее дальнейшего функционирования.
Координирующая функция: предполагает координацию методов исследования в процессе научного поиска. До XX века, в науке отмечалось преобладание аналитического метода. Что привело к необходимости строго соблюдать соотношение: один предмет - один метод. Однако, в XX веке данное соотношение было нарушено. В исследованиях одного предмета используются уже несколько методов и, напротив, в исследовании нескольких предметов - один метод. Потребность в координации методов исследований вызвана не только усложнением традиционной для аналитического метода картины "метод-предмет", но и возникновением ряда негативных факторов, связанных в частности с растущей специализацией ученых.
В контексте координации методов научных исследований становится актуальной задача определения принципа соответствия применяемых методов друг другу и общей цели исследования. Дело в том, что у каждого метода есть свои фиксированные теоретико-познавательные и логические возможности, создание же комплекса методов позволяет расширить возможности конкретных методов. При этом, учитывая то, что все методы имеют различную эффективность, устанавливается их иерархия в контексте научного исследования. В завершение, необходимо отметить, что философский метод как способ успешного решения научных задач не должен применяться в отрыве от собственной методологии науки, в отрыве от общенаучных и специальных методов;
Интегрирующая функция: предполагает осуществление объединяющей роли философского знания, определение и устранение дезинтегрирующих факторов, выявление недостающих звеньев научного знания. Процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил путем ограничения предмета конкретной науки от предметов других наук. Однако, это привело к разрушению античной научной парадигмы, основным измерением которой было единство научного знания.
Мировоззрение - это система взглядов и убеждений, выражающая отношение человека (общества, социальной группы, этноса) к миру в целом и различным аспектам человеческого бытия.
Убеждение - это глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения.
Между знанием и убеждением есть существенное различие: не всякое знание становится убеждением – а, следовательно, и мотивом поведения. От знаний можно отказаться, а от убеждений - трудно.
Мировоззренческие взгляды:
· по носителю (субъекту) -
· по историческому типу
· по национальным особенностям
· по социальному характеру
·
Вопрос 1. Философия и мировоззрение.
Лучше разобраться в вопросе о том - что такое философия - нам поможет рассмотрение проблемы мировоззрения и мировоззренческой функции философии.
Функция по латыни - предназначение. В функциях выражается роль философии в жизни общества и человека. В первую очередь, необходимо понять смысл мировоззренческой функции философии. Мировоззрение относится к важнейшим философским понятиям, поскольку оно определяет смысл человеческого бытия. Самое простое определение мировоззрения присутствует в названии этого явления. Мировоззрение - это система взглядов (воззрений) человека на мир. Однако это простое и распространенное определение нуждается в существенном дополнении, поскольку не раскрывает полностью смысл мировоззрения. Мировоззрение не просто сумма или система знаний о мире, а особое отношение к нему человека, основанное на этих знаниях. Можно, например, иметь знание о человеке, о тех или иных общественных процессах, но не определить своего отношения к ним. В этом случае знания будут носить не мировоззренческий, а нейтральный характер. В структуре мировоззрения обязательно присутствует убеждение - без него нет мировоззрения.
Убеждение - это глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения. Между знанием и убеждением есть существенное различие: не всякое знание становится убеждением – а, следовательно, и мотивом поведения. От знаний можно отказаться, а от убеждений - трудно. Как отмечал К. Ясперс: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть».
Итак, мировоззрение - это система взглядов и убеждений, выражающая отношение человека (общества, социальной группы, этноса) к миру в целом и различным аспектам человеческого бытия.
Каким может быть мировоззрение?
Мировоззрение относится к одному из самых многообразных и противоречивых явлений в духовной жизни человека. Оно также многогранно, специфично, не похоже друг на друга, как не похожи характеры людей. Вместе с тем, все многообразие мировоззренческих взглядов можно классифицировать по следующим основаниям:
· по носителю (субъекту) - общественное (взгляды общества, социальных групп, этноса и т.п.) и индивидуальное мировоззрение;
· по историческому типу - мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций;
· по национальным особенностям - мировоззрение, подчеркивающее этническую специфику общества и личности, (например, мировоззрение российского, китайского или американского общества);
· по социальному характеру - атеистическое, религиозное, прагматическое, гуманистическое, консервативное, демократическое, революционное и т.п.
· по глубине отражения действительности - обыденное и научное мировоззрение.
Каким образом философия может влиять на формирование мировоззрения?
Во-первых, философия, как и другие формы общественного сознания, дает людям определенную сумму знаний о мире, обществе, человеке. Однако философские знания несут особую смысловую нагрузку (поскольку это предельно широкие и глубокие знания): в них содержатся сведения об основах и принципах бытия, сущности социальной организации жизни и человека, поэтому они играют доминирующую роль в мировоззрении людей, определяя ориентацию и характер других его компонентов.
Во-вторых, философия обобщает достижения и опыт, накопленные во всех отраслях научного знания и практики. Это позволяет ей осмысливать бытие человека в современном мире, отражать его характер и основные проблемы, создать широкомасштабную картину духовного и социального развития общества. Как говорил Гегель, «Философия - это эпоха, схваченная в мысли». Ни одна из конкретных наук - естествознание, математика, физика, социология, психология и т.д. такого рода способностью к объединению всех результатов человеческой деятельности не обладает.
В-третьих, на основе обобщения и всестороннего анализа итогов духовной и практической деятельности человека, философия способна выдвигать новые мировоззренческие идеалы и идеи общественного развития, готовить общество к новой судьбе, кардинальным переменам. Все значительные, судьбоносные повороты в общественном развитии, истории человечества - революции и реформы - возникали сначала в умах людей, в виде новых общественных идей, целей, надежд, а затем уже становились реальностью. Философия вооружает общественную мысль перспективами человеческого развития, его идеалами, осмысливает средства их достижения.
Существуют множество исторических фактов, которые свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека.
С историей философии связаны три эпохальных события, коренным образом изменившие мировоззрение людей и их судьбы. Первое событие - возникновение самой философии и переход в этой связи человечества от мифологии к новому типу мировоззрения. Мифологическое восприятие мира, объяснение всех происходящих в нем событий с помощью фантазии, вымысла, веры в сверхъестественные силы уступает место рациональному, философскому поиску причин, лежащих в основе, как природных явлений, так и человеческого бытия. К. Ясперс назвал время возникновения философии «осевым временем истории» , протекавшим между 800 и 200 годами до нашей эры. В этот период почти одновременно и независимо один от другого возникают духовные центры мировой цивилизации. В Китае в это время создавали свои учения Конфуций и Лао-цзы, в Индии появились Упанишады, жил и проповедовал Будда, в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба со злом, в Греции Фалес и его ученики первыми в развитии европейской культуры указали путь к новому мировоззрению. Например, Аристотель говорил о Фалесе как о человеке, которому принадлежит первая попытка найти, не прибегая к мифам, физическое начало всего сущего.
Новый взгляд на мир, кардинальный поворот в направлении поиска причин и сущности бытия, положил начало не только эры философствования, но и возникновению конкретных наук. Любая существующая в наше время наука, любое современное научное мировоззрение имеют свои исторические истоки в переходе человечества от мифологии к философскому, рациональному осмыслению мира.
Второе событие, коренным образом изменившее характер мировоззрения общества и личности, это - формирование и развитие в философии эпохи Возрождения идеи гуманизма. С этого времени возникает новая шкала мировоззренческих ценностей, в которой высшее место принадлежит человеку. Философия гуманизма провозгласила свободу личности, уважение достоинств и прав человека, заботу о благе людей и их всестороннем развитии. Заметим, что концепция гуманизма не могла возникнуть в рамках конкретной науки - физики, астрономии, математики и т.д. - для ее появления нужна интеллектуальная, духовная сила другого масштаба, способная не просто объяснять конкретные физические процессы, вычислять, измерять и т.п., а понять смысл самого человеческого бытия и возвысится до осознания ценности человека. Существенную роль в развитии идеи гуманизма сыграла религия. Однако в религиозном и философском представлении о человеке и гуманизме есть значительное различие. В религии земная жизнь человека не является главной, она как бы предтеча, приготовление к другой, истинной жизни в царстве небесном. Философский гуманизм исходит из того, что жить нужно «здесь и сейчас», человек - творец своей судьбы, жизни, он активная личность, созидающая добро и прекрасное. Перемены в мировоззрении людей под влиянием философии гуманизма особенно глубоко отразились в шедеврах мировой культуры - живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, поэзии Франческа Петрарки, прозе Данте, Рабле, Боккаччо, музыке Вивальди, трагедиях Шекспира. Именно в это время формируется модель университетского образования, наполненного благородной целью сформировать Homo sapiens - человека понимающего, способного постигнуть и мир вещей и свою сущность.
При этом необходимо отметить, что в истории философии есть крупные мыслители, ставившие под сомнение ценности гуманизма, видевшие в развитии этого явления причины упадка обществ, «обмельчания» и деградации человеческой личности. Можно назвать, например, такие имена, как Ф. Ницше, Н. Данилевский, К. Леонтьев, Ю. Эвола, А. Бенуа и др. Так, выдающийся русский философ Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) выступал ярким противником традиций гуманизма в философии, выводя, при этом, любопытную закономерность. По его мнению, «сверхличностные» (религиозные, государственные и т.д.) ценности должны быть выше гуманистически понятого личного блага. В «сверхличном служении» реализуется полноценная индивидуальность, а в личностном - только «серый индивидуализм». Леонтьев считал также, что преобладание государственной мощи над личностью есть необходимое условие развития как самобытной культуры нации, так и высокого культурного, нравственного и интеллектуального уровня отдельных его представителей. И наоборот – где «царят» права и свободы граждан, а власть государства – не тотальна (всеобща, деспотична), там закономерным исходом является разложение, увядание, «упрощение», «гниение», мещанская пошлость, общественная деградация – как преддверие скорой гибели. К подобным «увядающим» обществам он относил страны Запада - с их процессами демократизации, либерализации, индивидуализации, «обуржуазивания» и т.д. Большую опасность он видел в попытках заимствования западных образцов, трактуя это как «старческое заражение» относительно здорового российского организма, ускоряющего его смерть.
Третье знаковое событие, связанное с воздействием философии на глубокие перемены в общественном мировоззрении, это - формирование в философии Нового времени мировоззренческих идей, идеалов и ценностей, изменивших судьбы человечества и ставших основой современных взглядов на социальную жизнь людей. К ним относятся, прежде всего, идеи естественного права, общественного договора, правового государства, гражданского общества, социальной справедливости, идеалы свободы, равенства и братства людей. Под знаменем этих идей в Европе совершались социальные преобразования, определившие облик современной европейской цивилизации. Примечательно, что когда революционные преобразования стали приближаться к России, царское правительство поставило вопрос о запрещении преподавания философии в университетах. Министр внутренних дел Ширинский-Шихматов заявил тогда: «Польза философии не доказана, а вред возможен». И на преподавание философии, как на источник вольнодумства и смуты, в России наложили запрет, длившийся 14 лет.
Приведенные нами три исторических факта убедительно показывают, насколько велика и ответственна мировоззренческая миссия философии в развитии человеческой цивилизации, в судьбах народов и отдельных людей.
→ Основные функции философииФилософия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции .
Мировоззренческая функция философии
Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая . Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его . Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.
В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззрений. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.
Фундаментальная функция философии
Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.
Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.
Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.
Метод и методология познания - это та «нить Ариадны», которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.
Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.
Логическая функция философии
Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.
Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.
Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.
Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.
Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни . Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.
Интегративная функция философии
Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.
Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сводится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком основывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некоторый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в области фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштейна, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных исследований. Таким образом, философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.
Критическая функция философии
Философия выполняет и критическую функцию , стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.
Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.
Фотограф Chris Wells
Функция науки – это сфера деятельности, где проявляется интерес и совершается научное действие (изыскание); или комплекс исполнения поставленных задач и целей в зависимости от изменяющихся условий и величин.
- Мировоззренческая функция философии – это определение изыскательных и прикладных ориентиров человека в частности и человечества в общем путём исследования мировоззрения. То есть это совокупность критериев оценки восприятия мира человеком и культурой, создаваемой им как общностью (социумом);
- Гносеологическая функция философии – это научно верное осмысление окружающей действительности и её достоверное познание. Она отвечает за определение научности, вненаучности и отсутствия оной, то есть осуществляет экспертную оценку знания;
- Методологическая функция контролирует выработку и проверку способов достижения философией своих целей и исследований. Она разрабатывает методы и подходы, используемые в философском исследовании, а также осуществляет их оценку и апробацию;
- Информационно-коммуникативная – эта функция контролирует передачу и содержательность передаваемых данных между любыми агентами, вовлечёнными в её процессы. То есть выполняет распространение знания между разными дисциплинами как внутри философии, так и вне её, поддерживая сотрудничество между другими науками и их дисциплинами;
- Ценностно-ориентирующая функция является специфической и смежной для ряда дисциплин, среди которых аксиология, этика и эстетика, и выполняет роль оценочной деятельности по различным критериям широкого спектра явлений, в том числе и создания или исключения самой ценности. Если проще, то она отвечает за определение, обоснование и распространение иных ценностей кроме знания, которое по умолчанию является целью и ценностью любой науки. Например, эстетические ценности вроде понятия "прекрасное" недостижимы для понимания или обоснования некоторых наук типа химии или физики. В последнем примере без участия философии исследование культуры будет формальным и бедным;
- Критическая функция оценивает явление или процесс и сравнивает его с мнением философии, то есть, как следует из названия – подвергает критике, делает выводы и даёт заключение. Экспертная оценка философии шире нежели в других науках и ориентируется на различные критерии, которые для некоторых других дисциплин не имеют смысла;
- Интегрирующая функция заключается в том, что философия аккумулирует, компилирует и накапливает знания, включая их в свои концепции, то есть интегрирует. В сотрудничестве с другими описанными выше функциями она осуществляет распространение знания, гипотез и теорий в научной среде;
- Идеологическая функция занимается изучением, классификацией и оценкой систем взглядов и мнений различных социальных групп. То есть эта функция философии исследует идеологии. Легко понять, что она тесно связана с социальными дисциплинами, например, социологией;
- Прогностическая – функция философии, предоставляющая прогнозы на основании известных данных. Модели и прогнозы, составляемые с помощью этой функции. шире и лучше интегрируются как в культуру, так и в научное знание нежели другие теоретические построения;
- Проектировочная функция философии отвечает за создание замыслов, систем идей и образов. Она очень схожа с предыдущей, в действительности они выступают парой, взаимодействуя в процессе теоретического прогнозирования, проектирования и моделирования;
- Воспитательная функция ставит своей целью воздействие на формирование взглядов человека и его групп. Одна из самых древних функций ставшей очевидной с самого появления философствования, которое изначально предполагало поучение осмысленному и понятому. Таким образом в древности распространялось научное знание по понятным причинам (ограниченному количеству владеющих грамотой, отсутствие или закрытость институтов образования и другим).
Функции философии происходят из её дисциплин и тесно связаны с предметами и объектами каждого конкретного направления, в то же время имеют свою неповторимую специфику. Рассматривая их, необходимо учитывать сказанное выше.