Буксировка транспорта. Правила буксировки механических транспортных средств
Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего *(118).
К буксировке механического транспортного средства прибегают в случаях, когда самостоятельное движение данного транспортного средства по каким-либо причинам невозможно или нецелесообразно.
Следует подчеркнуть, что используемое в Правилах понятие "буксировка" относится только к буксировке механических транспортных средств и не распространяется на случаи эксплуатации транспортных средств с прицепами (полуприцепами).
В соответствии с пунктом 7.1 ПДД для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство, на буксируемом механическом транспортном средстве независимо от времени суток должна быть включена аварийная сигнализация, а при ее неисправности сзади должен быть укреплен знак аварийной остановки (п. 7.3 Правил). Скорость движения при буксировке механических транспортных средств не должна превышать 50 км/ч (п. 10.4 Правил).
Следует отметить, что условия движения транспортных средств в процессе буксировки существенно отличаются от движения одиночных транспортных средств. Например, при использовании гибкой или жесткой сцепки это связано с ограничением обзорности с рабочего места водителя буксируемого транспортного средства и снижением возможности маневрирования для данного состава транспортных средств. При применении метода частичной погрузки достигается наиболее полное приближение условий движения тягача с буксируемым транспортным средством к условиям движения одиночного транспортного средства. Однако при этом следует учитывать увеличение массы и габаритных размеров, а также снижение управляемости, устойчивости и ухудшение тормозных характеристик по сравнению с движением одиночного транспортного средства.
В качестве гибкой сцепки могут применяться стальной трос, пеньковый или синтетический канат, лента из синтетических волокон. Используемое при данном виде буксировки сцепное звено должно обладать достаточным запасом прочности.
Буксировка на гибкой сцепке требует от водителей тягача и буксируемого транспортного средства определенных навыков. Рывки при начале движения могут вызвать разрыв сцепного звена. Здесь следует учитывать также, что у автомобилей, оснащенных вакуумным или гидровакуумным усилителем тормозов, при неработающем двигателе значительно увеличивается усилие на педали тормоза, и водителю тягача необходимо соблюдать особую осторожность при движении, избегать резких маневров и торможений, а водителю буксируемого транспортного средства - сконцентрировать внимание на следовании строго по траектории тягача.
Более надежной и безопасной является буксировка на жесткой сцепке. При использовании жесткого буксира меры безопасности остаются в основном такими же, как и при буксировке на гибкой сцепке.
Наиболее удобной является буксировка методом частичной погрузки. При этом в кузов буксирующего автомобиля может быть погружена либо передняя, либо задняя часть (при исправном рулевом управлении) транспортного средства.
Автомобили технической помощи (эвакуаторы) оборудуют специальным буксирно-подъемным устройством, которое позволяет буксировать транспортное средство с вывешенной передней частью или задним мостом (когда неисправна трансмиссия или задний мост). Такой способ буксировки является разновидностью способа буксировки с частичной погрузкой.
При буксировке методом частичной погрузки необходимо, чтобы буксируемый автомобиль был надежно закреплен от перемещения, не превышал габаритной ширины тягача и не имел отклонений по отношению к продольной оси буксирующего транспортного средства. Необходимо исключить задевание его задней частью поверхности дороги и обеспечить видимость габаритных огней для других участников движения.
Необходимость присутствия водителя за рулем буксируемого транспортного средства при движении на гибкой сцепке вполне очевидна по причинам, изложенным выше. При использовании жесткой сцепки, когда конструкция сцепного звена не обеспечивает движение буксируемого транспортного средства по траектории движения тягача, например, при использовании буксирной штанги, также необходимо присутствие водителя. В случае использования для буксировки жесткого буксирного устройства типа "треугольник" присутствие водителя в буксируемом механическом транспортном средстве необязательно (хотя и желательно), так как такое буксирное устройство обеспечивает следование буксируемого транспортного средства по траектории движения автомобиля-тягача.
Водитель, находящийся за рулем буксируемого механического транспортного средства, должен иметь удостоверение на право управления транспортным средством данной категории и другие документы, предусмотренные пунктом 2.1.1 ПДД.
При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего *(119).
Учитывая пониженную эксплуатационную надежность состава транспортных средств при буксировке, Правила запрещают перевозку людей в указанных случаях. Допускается нахождение людей при буксировке других транспортных средств, например, в легковом автомобиле, а также в кабине буксируемого грузового автомобиля.
При буксировке механического транспортного средства методом его частичной погрузки перевозка людей в буксируемом транспортном средстве запрещается в связи с тем, что их безопасное размещение невозможно из-за продольного наклона буксируемого транспортного средства. Запрещение перевозки людей в кузове буксирующего грузового автомобиля связано с возможным перемещением буксируемого автомобиля или подъемно-буксирного устройства в процессе движения.
При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах четырех - шести метров, а при буксировке на жесткой сцепке - не более четырех метров *(120).
Указанная длина связующего звена при гибкой сцепке является оптимальной для безопасной буксировки и возможных маневров буксируемого транспортного средства. Слишком большая длина буксирного звена может привести к значительному отклонению траектории движения буксируемого автомобиля от траектории тягача.
Длина жесткого связующего звена ограничена для исключения значительных отклонений буксируемого транспортного средства от траектории тягача. Минимальная длина жесткой сцепки Правилами не ограничена. Однако по соображениям безопасности она не должна быть менее половины габаритной ширины тягача.
Буксировка запрещается:
1) транспортных средств, у которых не действует рулевое управление *(121) (допускается буксировка методом частичной погрузки);
2) двух и более транспортных средств;
3) транспортных средств с недействующей тормозной системой *(122), если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства.
При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается - только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
1) мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
2) в гололедицу на гибкой сцепке *(123).
Очевидно, что недействующее рулевое управление исключает возможность буксировки транспортного средства на гибкой или жесткой сцепке. В этом случае буксировка возможна только с вывешиванием передней части автомобиля или путем частичной погрузки на платформу буксирующего транспортного средства.
При неисправностях или повреждениях, в результате которых передние или задние колеса теряют возможность вращаться, буксировка транспортного средства также может осуществляться посредством вывешивания или частичной погрузки соответствующей части транспортного средства на платформу буксирующего. В случае неисправности заднего моста (например, при его заклинивании) или задней подвески буксировка возможна только с вывешиванием задней части транспортного средства.
При буксировке двух или более транспортных средств значительно увеличивается длина автопоезда, что отрицательно влияет на пропускную способность дорог и безопасность дорожного движения. В связи с этим одновременная буксировка двух и более транспортных средств запрещена.
При недействующей тормозной системе буксировка может производиться лишь на жесткой сцепке или методом частичной погрузки и только в случае, когда фактическая масса тягача в два и более раз превышает фактическую массу буксируемого транспортного средства, что при движении состава транспортных средств обеспечивает достаточную эффективность торможения.
Буксировка двухколесных мотоциклов и использование их в качестве тягача при буксировке запрещается в связи с малой устойчивостью подобных транспортных средств и их конструктивной неприспособленностью для крепления каких-либо буксирных устройств. Относительно небольшая масса позволяет при необходимости погрузить неисправное двухколесное транспортное средство на грузовой автомобиль и доставить к месту ремонта или стоянки.
Мотоциклы с боковым прицепом буксировать разрешается (можно использовать их и в качестве тягача). Однако следует помнить, что гибкая сцепка существенно усложняет управление мотоциклом, а жесткая сцепка из-за конструктивных особенностей не может быть применена.
Буксировка в гололедицу возможна только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки. Запрещение использовать в гололедицу гибкую сцепку связано в основном с увеличением вероятности заноса буксируемого транспортного средства при неработающем двигателе и опасности попутного столкновения с буксирующим транспортным средством.
Перевозка людей.
Перевозка людей - ответственный вид перевозок. Именно поэтому данный вид перевозок в обязательном порядке подлежит лицензированию не только в целях государственного регулирования этого вида деятельности, но и с целью защиты интересов пассажиров, обеспечения безопасности дорожного движения и соблюдения экологических норм. Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом.
К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое транспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
1) красный - перевозка пассажиров на коммерческой основе (стандартная лицензия);
2) синий - перевозка собственных работников предприятий, учреждений и организаций для производственных (служебных) целей (ограниченная лицензия).
Установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие перевозки пассажиров без лицензии или с нарушением необходимых требований о лицензировании, несут ответственность по части 2 и части 3 статьи 14.1 КоАП РФ *(124).
Организация, осуществляющая перевозку, обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы, обеспечить водителя необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы) *(125).
На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должны быть составлены паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест и особенностей дорожных условий.
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории "С" (при перевозке более восьми человек, включая пассажиров в кабине, - категорий "С" и "D") и стаж управления транспортными средствами данной категории более трех лет.
Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.
В зависимости от числа перевозимых пассажиров, Правила требуют наличия у водителя удостоверения категорий "С" или "С" и "D", причем категория находится в прямой зависимости от числа перевозимых людей. Непременным условием допуска водителя к осуществлению пассажирских перевозок на грузовых автомобилях является также и стаж управления транспортными средствами категории "С" не менее трех лет.
Независимо от уровня подготовленности, перед выездом на маршрут водители грузовых автомобилей, перевозящих людей, должны быть дополнительно проинструктированы должностными лицами автотранспортной организации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения при данных перевозках *(126).
Во всех случаях водители, осуществляющие перевозку людей, должны знать и выполнять условия лицензии, хорошо знать маршрут движения и его особенности.
Порядок допуска военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях устанавливается Министерством обороны России. Действующий порядок предусматривает, что для допуска к перевозке людей военные водители, имеющие водительское удостоверение категории "С", должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. Военнослужащим, сдавшим экзамены, выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Указанное удостоверение действительно только на период воинской службы *(127).
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях (п. 22.2 Правил).
Требования к оборудованию грузового автомобиля с использованием его для перевозки людей изложены в пункте 4 Основных положений. При оборудовании грузовых автомобилей с бортовой платформой для перевозки людей следует учитывать, что расстояние от сиденья до верхнего края борта должно быть не менее 0,3 метра. Увеличение указанного размера уменьшает опасность выпадения пассажиров в процессе движения, например, при резком изменении скорости или при повороте. Но некоторый модели грузовых автомобилей (например, ГАЗ-3302) имеют малую высоту борта, что затрудняет выполнение требований этого пункта. Поэтому для обеспечения указанных требований необходимо нарастить борт так, чтобы обеспечить нормируемое расстояние от верхнего края борта до сиденья.
Следует по возможности избегать перевозки детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, так как данный вид перевозок сопряжен с повышенной опасностью для пассажиров и требует от них соблюдения элементарной осторожности и дисциплины (п. 5.2 ПДД). Дети иногда неадекватно воспринимают окружающую обстановку, и это может повлечь несчастные случаи при движении.
Необходимо здесь сказать, что при перевозке детей в исключительных случаях, Основные положения требуют специальное оборудование кузова грузовой машины с бортовой платформой в части регламентации высота борта от уровня пола не менее 0,8 метра.
Организованная перевозка группы детей, как это установлено пунктом 22.6 ПДД, должна осуществляться только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, обеспечивающим защиту детей от падения.
Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест *(128).
От соблюдения требований данного пункта зависят удобство пассажиров при перевозке и, как следствие, их безопасность в процессе движения. Расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля Правилами не регламентированы, однако общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность транспортного средства. Как правило, сиденья располагают поперек кузова и закрепляют их за борта платформы.
Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены *(129).
Водитель транспортного средства несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения, как мы уже говорили выше. При перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки и высадки пассажиров также возлагается на водителя. Водитель перед началом любой поездки должен лично убедиться в том, что все его указания пассажирами выполнены, а количество пассажиров не превышает числа мест для сидения в кузове, и подробно ознакомить пассажиров с правилами посадки и высадки, оговорить условные сигналы о необходимости остановки транспортного средства. В процессе движения водитель, по возможности, должен контролировать поведение пассажиров в кузове.
Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов (п. 22.5 Правил).
Перевозка лиц, сопровождающих свой или чужой груз или следующих за его получением, допускается на грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей. Необходимым условием перевозки лиц, сопровождающих груз, является наличие мест для сидения, расположенных ниже уровня бортов, по числу находящихся в кузове людей. Лица, сопровождающие груз, должны быть предупреждены о порядке посадки и высадки из кузова автомобиля.
При перевозке людей в груженом транспортном средстве груз должен быть надежно закреплен от перемещения.
Следует указать, что перевозка людей, не связанных с получением или сопровождением груза, в грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, запрещается.
Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки "Перевозка детей". При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий *(130).
Требование о необходимости установки опознавательных знаков "Перевозка детей" введено для выделения в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, перевозящих детей. При остановке таких автомобилей водители других транспортных средств должны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу (см. п. 14.7 ПДД).
Поскольку дети не всегда способны контролировать свои действия, то взрослые сопровождающие лица должны внимательно следить за соблюдением детьми обязанностей пассажиров.
В соответствии с пунктом 22.7 Правил водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.
Посадка и высадка пассажиров до полной остановки транспортного средства представляют опасность и могут привести к получению травм пассажирами.
Движение автобусов с открытыми дверьми может привести к выпадению пассажиров. Всякие попытки сесть на ходу в движущееся транспортное средство также могут привести к самым отрицательным последствиям.
Запрещается перевозить людей:
Вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
Сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не считая детей до двенадцатилетнего возраста. При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем.
Запрещается перевозить детей до двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла, а также на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства.
Пассажиров разрешается перевозить только на предусмотренных конструкцией транспортного средства местах для сиденья в кабине транспортного средства, в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне, а также на мотоцикле. При этом число людей не должно превышать количества, установленного инструкцией предприятия-изготовителя транспортного средства. Так, например, на сиденье рядом с водителем автомобиля КАМАЗ-5320 или ЗИЛ 431410 можно перевозить двух пассажиров. Дети до 12 лет могут перевозиться сверх указанного числа пассажиров. При этом масса пассажиров не должна превышать нагрузку, установленную предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой *(131).
Перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также переднем сиденье легкового автомобиля без специальных детских удерживающих устройств связана с повышенной опасностью травмирования ребенка и поэтому запрещена. Характеристики любого ребенка, как правило, не могут обеспечить его удобную и надежную посадку на заднем сиденье мотоцикла и правильное применении стандартных ремней безопасности на переднем сиденье автомобиля, рассчитанных на взрослых пассажиров. Кроме того, на мотоцикле при перевозке ребенка затруднен контроль за его поведением со стороны водителя.
Перевозка грузов.
Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям транспортного средства не должны превышать величин, установленных предприятием - изготовителем для данной машины *(132).
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и разделом 22 ПДД "Перевозка людей", Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит (как и перевозка людей) перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Выдача лицензий на грузовые перевозки находится в ведении Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ и осуществляется в том же порядке, что и лицензий на пассажирские перевозки.
При определении значений рассматриваемых параметров следует руководствоваться технической характеристикой транспортного средства, перевозящего груз. Характеристика транспортного средства определяется предприятием-изготовителем с указанием:
1) грузоподъемности - максимально допустимой массы перевозимого груза (для легкового автомобиля число мест и масса перевозимого груза в зависимости от количества перевозимых пассажиров; для автобуса - номинальная и предельная вместимость);
2) снаряженной и разрешенной максимальной массы транспортного средства;
3) распределения снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.
Знание водителем данных показателей технической характеристики своего транспортного средства чрезвычайно важно для обеспечения безопасности дорожного движения и точного выполнения требований Правил.
Рассматриваемые параметры тесно связаны между собой, поэтому превышение массы полезной нагрузки, и как следствие, превышение разрешенной максимальной массы транспортного средства ведет к ухудшению параметров активной безопасности транспортного средства (его устойчивости, управляемости и тормозных характеристик).
Одним из важнейших показателей технической характеристики транспортного средства является значение нагрузки на ось (то есть нагрузки на дорогу, передаваемую колесами одиночной, наиболее нагруженной оси). Этот показатель связан и с массой перевозимого груза и с распределением полезной нагрузки на транспортное средство.
Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения (п. 23.2 Правил).
Правильное размещение груза, его надежное крепление, учет свойств и состояние груза - залог обеспечения безопасности дорожного движения при грузовых перевозках. О перевозке груза сказано в пункте 23.3 Правил. Однако при перевозке определенных видов грузов могут предъявляться дополнительные повышенные требования, регулируемые соответствующими нормативными документами (см. также комментарии к пункту 23.5 ПДД).
Водитель обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки и контролировать его размещение, крепление и состояние, как перед началом движения, так и в процессе перевозки.
Перевозка груза допускается при условии, что он:
Не ограничивает водителю обзор;
Не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
Не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
Не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение *(133).
При размещении груза необходимо контролировать сохранение обзора не только спереди, а также сбоку и сзади, вплоть до установки при необходимости дополнительного зеркала заднего вида справа. Необходимо равномерно распределять груз на транспортном средстве, причем так, чтобы центр тяжести транспортного средства с грузом находился как можно ниже. В легковом автомобиле груз не должен мешать водителю в пользовании рулевым управлением, тормозной системой, сигнальными и осветительными приборами. Кроме того, груз не должен закрывать внешние световые приборы. Если в пути выйдут из строя приборы световой сигнализации, то для подачи сигналов можно воспользоваться услугами пассажира, сидящего в кабине автомобиля или просто остановиться и перераспределить груз так, чтобы сигналы были видны другим водителям.
Грузы, создающие шум, образующие пыль, загрязняющие дорогу и окружающую среду, должны перевозиться специализированными транспортными средствами или с использованием специальной тары. В ряде случаев (например, перевозка сыпучих грузов) возможно использование кузовов, закрытых плотным брезентом.
Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на один метр или сбоку более чем на 0,4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета *(134).
Габаритную ширину измеряют от края освещаемой поверхности включенного габаритного огня. В габариты транспортного средства не входят съемные элементы (наружные зеркала и т.п.). За установленные габариты по ширине могут выступать шины вблизи контакта с дорогой, детали индикаторов давления в шинах; приспособления противоскольжения, надетые на колеса; боковые указатели поворотов и габаритные фонари (не более чем на 50 мм); устройства для закрепления таможенных пломб на грузе; резиновые накладки кузова, резиновые брызговики колес (не более чем на 50 мм на сторону).
Если перевозка осуществляется в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, для своевременного обнаружения негабаритного груза другими участниками движения соответствующие опознавательные знаки должны быть дополнены фонарями или световозвращателями. Их цвет (спереди - белый, сзади - красный) должен соответствовать цвету внешних световых приборов, расположенных спереди и сзади транспортных средств (кроме указателей поворотов и фонаря освещения государственного регистрационного знака).
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 метра (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте четыре метра от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 метров, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на два метра, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами РФ.
Все движения транспортных средств, перевозящих груз, габаритные размеры которого превышают параметры, указанные в данном пункте Правил, рассматриваются как перевозка крупногабаритного груза.
Требования к перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов регламентируются Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ *(135). В соответствии с указанной Инструкцией водители транспортных средств, перевозящие крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, должны иметь при себе, кроме документов, предусмотренных пунктом 2.1 ПДД, соответствующее разрешение на перевозку и пропуск, которые выдает Минтранс России согласно Федеральному закону "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения" от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ *(136).
Разрешения на осуществление внутренних перевозок выдают соответствующие органы управления автомобильными дорогами по месту нахождения перевозчика. После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с подразделением ГИБДД, на территории обслуживания которого начинается маршрут перевозки. При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства. ГИБДД может установить дополнительные требования, касающиеся времени движения (с учетом загрузки дорог), скорости движения, наличия сопровождения и т.д. При международных перевозках пропуск выдает Главное управление ГИБДД МВД России.
При прохождении маршрута перевозки груза через железнодорожные переезды, по железнодорожным мостам, путепроводам или по автодорожным путепроводам, находящимся на балансе железной дороги, согласование производится также и с начальником дистанции пути железной дороги, если:
1) ширина транспортного средства с грузом или без груза составляет пять метров и более, высота от поверхности дороги - 4,5 метра и более;
2) длина транспортного средства с одним прицепом превышает 20 метров или автопоезд имеет два и более прицепа, а также в других, специально оговоренных в Инструкции случаях.
На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки "Крупногабаритный груз" и "Длинномерное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений.
Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, а также в случаях, установленных Инструкцией, и транспортные средства, их сопровождающие, в соответствии с пунктом 16 Основных положений должны быть оборудованы проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.
Порядок осуществления контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов в процессе движения определен постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах". Согласно данному постановлению на федеральных и других автомобильных дорогах создаются стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, а также стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
Контроль за соблюдением допустимых максимальных масс и осевых нагрузок транспортных средств при проезде по федеральным дорогам общего пользования производится подразделениями ГИБДД и органами Росавтодора на стационарных и передвижных пунктах весового контроля.
На стационарных пунктах, где контроль осуществляется с помощью автоматизированных систем, в случае выявления нарушения правил перевозки грузов сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство и совместно с инспектором-оператором пункта проверяет наличие у перевозчика разрешений и пропуска.
На передвижных пунктах весового контроля выявление тяжеловесных транспортных средств осуществляется сотрудником ГИБДД визуально с последующей его остановкой, проверкой документов и взвешиванием транспортного средства на переносных весах.
Требования к перевозке опасных грузов регламентируются "Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" *(137). Указанные Правила перевозки опасных грузов не распространяются на перевозки ограниченного количества опасных грузов на одном транспортном средстве. В них прямо указано, что при определении ограниченного количества конкретного вида опасного груза возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, к которому Россия присоединилась в 1994 г. Например, без соблюдения требований указанных Правил может осуществляться перевозка 333 литров автомобильного бензина, 1000 литров дизельного топлива, 1000 килограммов сжиженного или 1000 литров сжатого кислорода и т.п.
В соответствии с ГОСТ 19433-88 все опасные грузы разделены на девять классов:
1 - взрывчатые материалы;
2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;
6 - ядовитые вещества и инфекционные вещества;
7 - радиоактивные материалы;
8 - едкие и (или) коррозионные вещества;
9 - прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировке разделяются на подклассы, категории и группы.
Перевозка "особо опасных грузов" осуществляется с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемых в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом". При перевозке автомобильным транспортом "особо опасных грузов" грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту нахождения груза.
Документом, подтверждающим в необходимых случаях допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов, является свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, форма которого утверждена "Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом".
Выдача свидетельств производится подразделениями ГИБДД по месту регистрации в порядке, установленном Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ *(138).
В соответствии с законодательством разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Госатомнадзора РФ.
Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку. Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГИБДД МВД России в следующих случаях:
1) при перевозке "особо опасных грузов";
2) при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях - гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.);
3) при перевозке, выполняемой колонной более трех транспортных средств.
На транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, устанавливается опознавательный знак "Опасный груз", который содержит в зашифрованном виде информацию о характере перевозимого груза и экстренных мерах по ликвидации последствий инцидентов с этим грузом.
Транспортные средства, перевозящие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и вещества высокой степени опасности (а также в случаях, установленных специальными правилами, и транспортные средства их сопровождающие) должны быть в соответствии с пунктом 16 Основных положений оборудованы проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета.
Опасные грузы должны перевозиться только специальными или специально приспособленными для этих целей транспортными средствами. Так, автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации.
Перечисленные и иные требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, регламентируются упомянутыми выше "Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом".
Раздел 22 ПДД дополнен пунктом 22.9 следующего содержания: "Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Современные автомобили напичканы электроникой, обеспечивающие экономичную и эффективную работу двигателя. В случае практически невозможно самостоятельно завести и доехать до СТО. Поэтому неисправность автомобиля, возникшая в дороге, нередко приводит к необходимости её транспортировки с помощью автомобильных эвакуаторов. А если ЧП произошло вдалеке от города, то приходится доставлять машину исключительно посредством буксировки.
Буксировка транспортных средств может проводиться несколькими вариантами в зависимости от типа применяемых .
- Наиболее популярный метод доставки неисправной автомашины – буксировка на гибкой сцепке
.
Для его осуществления применяется гибкий железный или капроновый трос. Такой вариант буксировки применим, когда у буксируемой автомашины тормоза, ходовая часть и рулевое управление находятся в рабочем состоянии. Во время буксирования водитель неисправного автомобиля должен находиться за его рулём и осуществлять безопасное следование за буксировщиком. При этом во избежание наезда на буксир длина буксировочного троса должна составлять не менее 4 метров. Слишком длинный трос (6 м и более) может привести к сложностям на крутых дорожных изгибах, а также в условиях плотного потока машин на многополосных дорогах мегаполисов. - Следующий метод буксировки – это буксировка на жесткой сцепке .
- Жёсткая сцепка представляет собой соединение буксирующего и буксируемого автомобилей посредством металлического буксировочного устройства, собранного из труб или уголков. Обычный жёсткий буксир представляет собой простую штангу или треугольную конструкцию с проушинами. При буксировании «карандашом» (буксир с одной штангой) водитель неисправного автомобиля должен управлять им, находясь за рулём. Более жёсткий треугольный буксир позволяет проводить буксировку на жесткой сцепке без размещения водителя за рулём буксируемого автомобиля.
- Правила также предусматривают возможность буксировки способом погрузки буксируемого автомобиля на грузовик
.
При этом погрузка может быть как полной, так и частичной. При полной погрузке автомобиль полностью находится в кузове буксировщика, что аналогично перевозке транспортного средства на эвакуаторе. При частичной погрузке в кузов тягача заносится только передняя или задняя половина буксируемой автомашины. Оставшаяся часть следует на своих расторможенных колёсах.
Требования безопасности к буксировке транспортных средств
Все виды буксировок должны проводиться с соблюдением определённых правил, которые направлены на обеспечение безопасности как персонала, производящего транспортировку, так и самих транспортных средств, а также других машин, участвующих в дорожном движении. Общим правилом буксировки является ограничение максимальной скорости движения при транспортировке до 50 км/час. должна быть включена на обоих транспортных средствах во время движения. Если на неисправной машине она не работает, то на ней сзади должен быть выставлен знак аварийной остановки.
Требования к буксировке на гибкой сцепке
Буксировочный трос должен соответствовать марке и модели буксируемого автомобиля по грузоподъёмности.
- Прочность троса должна выдерживать нагрузку, на 20% превышающую вес автомобиля. Поэтому, выбирая трос для выполнения гибкой сцепки, в первую очередь обращайте внимание на его прочность, а не на его красоту и дешевизну. Например, если ваш представительский Мицубиси Лансер Х весом в 1,85 тонн, сломался в дороге, то вам нужен трос, выдерживающий не менее 2,22 тонны груза.
Фирменные троса обычно рассчитаны на нагрузку до 3-х тонн, поэтому их применение соответствует требованиям безопасности. Однако при его выборе необходимо обязательно проверить состояние и качество закрепления карабинов, которые первыми выходят из строя при максимальных нагрузках. Немаловажное значение имеет удобство его применения и качество заделки витых ниток троса. Качественное изделие при его натяжении от руки создаёт ощущение амортизации - Крепить трос к буксировщику и буксируемой машине нужно таким образом, чтобы при следовании за буксировщиком водитель неисправного автомобиля мог видеть машины, следующие по встречной полосе.
- Обычно трос крепится к левой проушине передней и правой проушине задней машины. Если у буксировщика нет сзади специальных проушин или колец для закрепления троса, то его можно закрепить за фаркоп для прицепов или, в исключительном случае, за задние рессоры моста. При этом нужно принять меры, чтобы трос не мог выйти из сцепки при его ослаблении за счёт своих упругих свойств.
Нужно иметь в виду, что существуют модели машин, которые не предусмотрены для использования в качестве буксирующего тягача. На них вы не найдёте такого места, куда можно было бы закрепить буксировочный трос. Поэтому останавливать и пытаться использовать их для буксира не стоит. Крепить трос на неисправной машине нужно также за специально предусмотренные для этого случая проушины или крючки на раме под бампером. Зацеплять трос за бампер или элементы передней подвески не следует, так как можно легко оторвать бампер или сломать подвеску.
- Буксировочный трос постоянно должен находиться в комплекте аварийной технической аптечки. Но по закону подлости, как всегда, в нужный момент он отсутствует. В такой ситуации, которая практически наблюдается нередко, приходится использовать другие подручные средства. Заменой троса могут служить стропы, ремни безопасности, канаты. Крепить их следует с помощью самозатягивающихся узлов. Транспортировку производить с особой осторожностью, не допуская резких торможений и ускорений
Буксировка автомобиля с АКПП
Видео: Буксировка механических транспортных средств
Многие владельцы автомобилей с коробкой-автоматом считают, что производить буксировку таких машин запрещено. Причиной такого мнения является то, что при неработающем двигателе масляный насос не функционирует и не подаёт масло в коробку передач и трансмиссию. В результате не происходит охлаждения и смазки трущихся деталей трансмиссии, которые продолжают вращаться в процессе буксировки. Перегрев этих деталей приводит к повышенному их износу и преждевременному выходу из строя.
Эти соображения вполне резонны и соответствуют инструкциям по эксплуатации автомобилей с автоматическим переключением передач, которые рекомендуют для транспортировки использовать эвакуатор. Однако это не значит, что буксировка автомобиля с АКПП категорически запрещается. Это может касаться только определённых моделей машин. В принципе выполнять буксировку машин с АКПП возможно при соблюдении определённых требований и правил предосторожности.
Основные правила буксировки машин с автоматической коробкой:
- проверить уровень масла в коробке передач. Она должна соответствовать норме;
- повернув ключ в замке зажигания, освободить рулевую колонку от блокировки;
- поставить ручку КПП в нейтральное положение N;
- при транспортировке пользоваться неписаным правилом «фифти-фифти», т.е. проезжать без остановки не дальше 50 км со скоростью 50 км/ч. На остановках принимать меры к охлаждению трансмиссии;
- запрещается заводить автомобиль с коробкой-автоматом с буксира.
Данные правила буксировки автомобиля с АКПП следует выполнять в случаях крайней необходимости, когда нет возможности вызвать эвакуатор или найти грузовую машину для транспортировки методом полной или частичной погрузки. Не стоит экономить на эвакуаторе, так как ремонт трансмиссии и АКПП обойдётся дороже.
Видео: Ошибки при буксировке на гибкой сцепке
› Буксировка автомобиля – правила и советы
У хорошего и предусмотрительного водителя в автомобиле, кроме обязательных аптечки, огнетушителя, запаски и знака аварийной остановки, найдется также буксировочный трос. Особенно актуальным этот инвентарь становится зимой, когда неприятности на дорогах случаются значительно чаще.
Тем не менее, буксирование не всегда возможно и даже запрещается правилами дорожного движения в таких случаях:
Если фактический вес буксируемого транспортного средства, у которого неисправна тормозная система (или таковая отсутствует вообще) превышает половину фактического веса буксирующего транспортного средства;
В случае использования гибкого сцепления во время гололеда или на скользкой дороге (в таком случае нужно использовать либо жесткое сцепление, либо хотя бы частично погрузить буксируемое транспортное средство на платформу или на специальное опорное приспособление);
Во время снегопада и отсутствия видимости через лобовое стекло;
Если вдлинну все сцепленные транспортные средства превышают 22 м (для маршрутного транспорта – 30 м);
Мотоциклами без присоединенного бокового прицепа, а также буксирование велосипедов и мопедов, или же мотоциклов без бокового прицепа;
Буксирование нескольких транспортных средств за раз или буксирование транспортным средством с прицепом;
Транспортное средство, у которого возникли проблемы или неисправности с рулевым устройством. Такое транспортное средство можно буксировать, частично погрузив его на платформу или на специальное опорное приспособление;
Буксирование автобусами прицепов любого типа.
Также правилами дорожного движения установлены четкие требования к буксировочному тросу: расстояние между двумя транспортными средствами при жестком сцеплении не должно превышать 4 м, а при гибком сцеплении расстояние должно быть в пределах от 4 до 6 м. Такие требования к длине буксировочного сцепления являются абсолютно оправданными. Слишком длинное сцепление (как гибкое, так и жесткое) затрудняет маневры при повороте, и буксируемое транспортное средство может съехать с трассы, подрезав траекторию поворота. Также, если гибкий трос будет слишком коротким, то увеличивается риск столкновения буксируемого транспортного средства с автомобилем-буксировщиком.
Кроме этого, согласно ПДД каждый метр гибкого сцепления должен отмечаться сигнальными флажками или щитками размером 20х20 см. При этом на эти флажки или щитки должны быть нанесены по диагонали чередующиеся красные и белые полосы из световозвратного материала высотой 5 см.
Роль троса не может выполнять канат или обычная веревка. При выборе буксировочного троса лучше отдать предпочтение тросу, изготовленному из нейлона, так как этот материал более крепкий и главное эластичный. К тому же он не занимает много места в автомобильном багажнике. Карабины (серьга и крюк) должны быть стальными кованными. Различить кованный стальной крюк от литого из легкого сплава можно по весу – первый весит около полкилограмма, а из легкого сплава – 100-150 г. Также у крюка должна быть подпружиненная собачка, чтобы он не выскакивал из крепления при рывке троса. Плохим признаком является наличие заусениц и следов грубой обработки. При выборе буксировочного троса, лучше отдать предпочтение варианту подороже и магазину с хорошей репутацией, потому что если во время движения разрушится крюк, эластичный трос может «выстрелить» остатками крюка по лобовому стеклу буксируемого автомобиля или же по заднему стеклу буксировщика. На упаковке троса должно стоять обозначение предельно допустимой нагрузки. Для буксирования малолитражки вполне достаточно, чтобы трос выдерживал нагрузку 1500 кг, так как лучше порвать трос, чем оторвать бампер. При выборе буксировочного троса необходимо также учесть диаметр петли для крепления троса на Вашем автомобиле и убедиться, что крюк карабина пройдет в это отверстие.
В случае неисправности (или полного отсутствия) тормозной системы буксирование нужно осуществлять исключительно с помощью жесткого сцепления (или же с частичной погрузкой на платформу). Стоит ли упоминать, что независимо от вида сцепления (жесткого или гибкого), за рулем транспортного средства на буксире должен находиться водитель (кроме тех редких случаев, когда конструкция жесткого сцепления позволяет транспортному средству на буксире точно повторять траекторию движения транспортного средства, которое буксирует, независимо от величины и угла поворотов).
И так, если все эти законодательные нормы соблюдены, и сцепление установлено, можно начинать движение. Перед началом буксировки водителям обоих транспортных средств необходимо договориться о порядке подачи сигналов друг другу, в частности для осуществления поворотов и остановки автомобилей. К тому же, нужно учесть, что во время буксирования, независимо от вида сцепления, запрещено перевозить пассажиров в транспортном средстве на буксире (кроме легкового автомобиля) и кузове грузовика, который буксирует, а в случае буксировки посредством частичной погрузки автомобиля на платформу или специальное опорное приспособление – во всех транспортных средствах (кроме кабины транспортного средства, которое буксирует).
Рекомендованная скорость движения во время буксирования – не более 50 км/час (а по слякоти – 30 км/час). Перед началом движения на обоих транспортных средствах следует включить аварийную сигнализацию, а ведущий дополнительно должен включить фары ближнего света. Нужно учесть, что тормозить будет сложнее, если двигатель буксируемого транспортного средства находится в заглушенном состоянии. Чтобы облегчить силу рывков при ускорении, трос следует закрепить под небольшим углом. К тому же, необходимо стараться поддерживать трос в натянутом состоянии. Особенно за этим нужно следить водителю буксируемого транспортного средства – он должен своевременно (заблаговременно) притормозить, например, на спуске, перед поворотом или остановкой. Если все же трос ослабнет, набирать скорость нужно очень плавно, иначе можно и трос оборвать, и кузов автомобилей повредить. Вообще, разгоны, торможения и переключения передач необходимо осуществлять максимально плавно.
Если буксировать приходиться по гористой местности, то подъем нужно делать на «одном дыхании», не переключаясь на другую скорость.
Особое внимание необходимо уделить при обгоне и ни на секунду не забыть о наличии «хвоста». Начало и конец обгона нужно делать плавно и уверенно, с расчетом длины всего буксировочного автопоезда, не подрезая обгоняемый транспорт.
Буксирования транспортного средства с автоматической КПП требует дополнительного упоминания и предосторожностей. Буксирование автомобиля с АКПП следует делать с работающим двигателем и переключателем передач в положении «N». Тем не менее, такая буксировка не желательна на длительные расстояния – дальше 50 км. Скорость движения также не должна превышать 50 км/час. Если же возникла необходимость буксировки на более длинные расстояния (особенно, если двигатель автомобиля не заводиться), лучше отдать предпочтение погрузке автомобиля на эвакуатор полностью, или частично (передние или приводные колеса), потому что очень большой риск выхода из строя АКПП.
Буксировать же с помощью автомобиля с АКПП крайне нежелательно. Но если отказаться от буксировки никак нельзя, то лучше соблюдать следующие правила:
* Буксируемое транспортное средство не должно превышать по массе автомобиль-буксировщик;
* Скорость движения при буксировке должна быть невысокой (не больше 40 км/час);
* АКПП должна находиться в положении «2» или «L», и ни в коем случае в положении «D». Также переключатель передач нельзя переключать на пониженные передачи, чтобы не было нагрузок, кроме нагрева масла.
Самым желанным креплением является жесткое сцепление, так как АКПП нормально воспринимают прицепы.
Полноприводные автомобили буксируются исключительно с приподнятым передним или задним мостом, то есть буксировка сцепкой крайне нежелательна, и во избежание ненужных проблем лучше вызвать эвакуатор.
Также желательно, чтобы владельцы иномарок внимательно изучили раздел инструкции по эксплуатации их автомобилей, посвященный буксировке, потому что бортовые компьютеры некоторых иномарок не переносят буксировки с включенной передачей.
Как видите, буксировать автомобиль не так уж просто. Умение уверенно себя чувствовать во время буксировки – это своего рода искусство и опыт, наработанный с годами непрерывного вождения. Тем не менее, имея всегда в багажнике Вашего транспортного средства буксировочный трос, желаю Вам никогда не сталкиваться с подобным опытом.
Взято с
Пробег: 217000 км
Автомобиль - источник повышенной опасности, даже если он не способен самостоятельно передвигаться. Прежде чем начать свой путь в автосервис, необходимо изучить нормативные документы, регламентирующие буксировку транспорта:
ПДД:Буксировка: 20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.
Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с п. 9 Основных положений.
20.4. - Буксировка запрещается:
транспортных средств, у которых не действует рулевое управление* (допускается буксировка методом частичной погрузки);
двух и более транспортных средств;
Правила не запрещают буксировку автопоезда, так как он рассматривается как одно транспортное средство.
транспортных средств с не действующей тормозной системой*, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
в гололедицу на гибкой сцепке.
После ознакомлением с правилами достаем инструкцию по эксплуатации автомобиля из которой можно узнать, что:
автомобили с автоматической коробкой передач производители разрешают буксировать в исключительных случаях, да и то со скоростью не более 50 км/ч и на дистанцию до 50 км (на большие расстояния машину можно перевозить с частичной погрузкой, вывесив пару ведущих колес)
Автомобили с полным приводом не рекомендуют транспортировать методом частичной погрузки. И расстояние буксировки полноприводников на гибкой сцепке часто ограничено 10 км, а скорость – 30 км/ч.
Вроде бы с документами все. Далее нужно составить маршрут движения. Хорошо бы не по памяти, а по карте. При планировании маршрута необходимо избегать перекрестков с интенсивным движением (особенно нерегулируемых), резких подъемов и резких спусков, резких поворотов, а также она должна быть с максимально хорошим покрытием - ямы при буксировке противопоказаны. Дорога должна быть хорошо известна обоим водителям.
Подготовка автомобилей. Ведущий автомобиль должен быть исправлен. Особое внимание нужно уделить тормозной системе и рулевому управлению, исправности световой сигнализации. На ведомом, при буксировке на гибкой сцепке, рулевое управление, тормоза и "аварийка". В случае отсутствия на ведомом автомобиле световых приборов на нем, в видном месте, закрепляется знак аварийной остановки. В темное время суток на обоих автомобилях обязана работать световая сигнализация, в частности габаритные огни. В случае отсутствия на ведомом автомобиле лобового стекла рекомендуется водителю использовать мотоциклетный шлем и перчатки. Буксировочный трос должен быть длинной 4-6 метров. Сухой и чистый. Номинальная нагрузка должна на 50% превышать массу буксируемого автомобиля. А на разрыв на все 300%! Хорошо иметь специальный трос, с карабинами с обоих сторон, но чаще в продаже встречаються только с петлями. При возможности лучше использовать круглый трос - у него выше стойкость к перетиранию. Если нет именно автомобильного, то можно воспользоваться и альпинистским, незабывая про красные "флажки" через каждый метр. Металический трос лучше не использовать - при разрыве он может нанести непоправимый вред и не только автомобилям. Привязывать на банальный узел или "бант" трос нельзя: узел потом трудно будет развязать, а "бант" может развязаться в дороге. Используемая чаще всего фиксация балонниками удобна, но тоже опасна. Оптимальным является использование морских узлов. Перед движением необходимо так же проверить и состояние самих буксировочных проушин и насколько крепко вкручены буксировочные петли.
Прежде чем тронуться в путь необходимо договорится о сигналах к тому или иному действию. Чаще всего ведомому по тем или иным причинам необходимо бывает остановится. Лучше всего взять с собой в дорогу рации или мобильные телефоны. Рации предпочтительней тк не нужно набирать номер телефона. К тому же разговор по мобильному во время движения запрещен и телефон может использоваться только для привлечения внимания, вместо клаксона. Напомним, что использование клаксона в городе запрещено правилами дорожного движения. Однако в экстренных случаях Вы можете его использовать для предотвращения ДТП. Таким образом оптимальным сигналом ведомого для ведущего служит краткое нажатие клаксона и включение правого поворота.
Пассажиры. Если несчастье Вас застигло в момент путешествия с пассажирами, то при буксировке их нужно пересадить в буксирующия автомобиль. Перевозка пассажиров в буксируемом автомобиле запрещена. Если в буксирующей машине не хватает места, то пассажирам прийдется добираться до пункта назначения своим ходом.
При этом важно не перегрузить ведущий автомобиль, вполне возможно, что с пассажирами он может и не справится с буксировкой, тем более если буксируемый автомобиль загружен дорожной поклажей.
Пробная поездка. Если есть возможность, то лучше ей не принебригать. В ее время вы сможете привыкнуть к изменившимся параметрам автомобилей. Необходимо отработать троганье, остановку, маневрирование. Ведущему нужно будет привыкнуть к движению под нагрузкой. Начало буксировки сродни троганию в крутую горку, следовательно, и приемы трогания схожи. Стартовать нужно плавно – слегка натянув буксировочный трос, придержать, а затем отпустить сцепление, добавив газа чуть больше, чем обычно.
В движении переключения передач лучше всего производить максимально быстро, а сцеплением пользоваться плавно, чтобы не допускать сильных рывков и провисания троса. При этом работу двигателя стоит поддерживать на оборотах, соответствующих максимальному крутящему моменту. Для этого перед переходом на повышенную ступень стоит «раскрутить» мотор несколько выше оптимальных оборотов и только затем переключать передачу. При буксировке возрастает нагрузка на двигатель и КПП ведущего автомобиля, так что водителю нужно внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. Чтобы избежать лишней нагрузки на мотор «тягача», подъемы лучше преодолевать на пониженной передаче.
Но основная нагрузка выпадает всеже на ведомого. И не только потому, что у автомобилей, оснащенных усилителями тормозов или рулевого управления, при выключенном двигателе существенно возрастают рабочие усилия на этих органах. Усилие на педали тормоза может достигать 50 кг. Ведомый обязан следить не только за окружающей обстановкой, но и за действиями ведущего. Особое внимание ведомый должен уделять тросу. Тросс должен быть всегда натянут! Рывки при буксировке крайне не желательны. Если тросс начинает провисать, то ведомый должен притормаживать, если выпрямляется - отпускать педаль тормоза. При остановке на светофоре ведомый часто допускает ошибку - старается как можно ближе подъехать к ведущему. Этого нельзя делать ни в коем случае! Это может привести к тому что трос попадет под колесо или запутается в узлах и агрегатах ведомого автомобиля. Если все же это произошло то ведущего необходимо остановить как можно быстрее - для этого ведомый подает длинный сигнал клаксоном (даже не смотря на угрозу штрафа, более быстрого и эффективного метода оповещения не существует). При перестроениях ведомый не должен спешить перестраиваться за ведущим - необходимо дать взади идущим машинам дать понять о грядущем маневре. В связи с тем, что на ведомом постоянно светится аврийка, то нужно при тренировке также отработать следующий маневр:
Ведущий включает поворотник и смещается в сторону на 30 см при этом в течении приблизительно 10 секунд (оговаривается водителями) ведущий едет не меняя своей траектории. В это время едущим за ведомым автомобистам будет видно о грядущем маневре. Ведущий тем временем оценивает обстановку и если ничего не мешает маневру также совершает смещение в сторону маневра. Если маневр невозможен, то либо ведомый не меняет траекторию, либо коротким сигналом останавливает от дальнейших действий ведущего.
Непосредственно движение. Когда все отработано или, по крайней мере, обговорено приступаем к самой буксировке. На ведущем автомобиле включаем ближний свет, а на ведомом аварийку и в путь. Чтобы не было несчастных случаев и ДТП при буксировании, необходима четкая и слаженная работа обоих водителей. Совершать объезды, перестроения и повороты следует плавно, не забывая об увеличившемся радиусе поворота. Ни в коем случае нельзя пытаться «проскочить» перекресток на мигающий зеленый сигнал светофора. Перед нерегулируемым перекрестком стоит убедиться в отсутствии препятствия и проезжающих ТС, ведь длина «состава» обеих машин превышает 12 метров, а выезжающие на перекресток могут просто не заметить этого. Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу или совершая сложный маневр, возможно, следует предупредить участников движения о повышенной опасности звуковым сигналом или дальним светом фар. Ведущий должен думать за двоих. Двигаться и объезжать препятствия так, что бы ведомый мог повторить его траекторию. Если яму нельзя объехать, то не нужно сразу после нее давить на газ. Ни в коем случае не нужно останавливаться так, что бы ведомый остановился или скатился в яму - выдернуть его из нее будет очень сложно. Аналогичная ситуация и с "лежащими полицейскими".
По приезду к пункту назначения так же не стоит раслабляться. Ведущему нужно еще присмотреть место для парковки двух автомобилей.
Пришедшие в среднюю полосу России холода заставили некоторых автовладельцев вспомнить уже было подзабытые навыки реанимации своих замерзших железных коней. Способы есть разные, но один из самых распространенных - буксировка до ближайшего сервиса или с целью запуска двигателя «с толкача». Вроде бы ничего сложного в этом нет, однако ошибки встречаются достаточно часто. И не только технические. Знание законов необходимо и для буксировки.
В Правилах дорожного движения есть 20-й раздел, который так и называется: «Буксировка механических транспортных средств». Речь не идет о буксировке прицепа. Он хоть и считается транспортным средством, но к механическим не относится.
Буксировка автомобиля на гибкой сцепке
Самый популярный способ буксировки на «галстуке», который на языке ПДД именуется гибкой сцепкой. Вопреки расхожему мнению подручные средства для этих целей подходят не очень хорошо. Причин несколько.Во-первых, должна быть обеспечена необходимая длина троса - от 4 до 6 м. Такое расстояние считается оптимальным с точки зрения безопасности, поскольку, с одной стороны, позволяет контролировать траекторию движения обоим водителям, а с другой -дает возможность в случае необходимости затормозить без угрозы столкновения.
Второе условие - трос необходимо обозначить как минимум двумя флажками или квадратными щитками размером 20 на 20 см с красно-белыми диагональными полосами. Это вовсе не блажь, а весьма актуальное требование, особенно в зимнее время года, когда большую часть суток на улице темно: не дай бог кто-то не заметит трос и решит перестроиться между буксиром и его «прицепом» или, что еще хуже, проскочить между ними на перекрестке.
Наконец, «галстук» должен быть прочным и иметь надежный механизм крепления к буксирным проушинам. Ведь его разрыв при сильном натяжении может быть опасен не только для обеих машин, но и для оказавшихся вблизи людей.
Пользование световыми приборами
Мало кто помнит правила пользования внешними световыми приборами: аварийная сигнализация должна быть включена только на буксируемом автомобиле, в то время как на буксире - ближний свет фар. Это позволяет окружающим лучше понимать маневры «каравана», о которых предупреждают поворотники. Если из-за севшего аккумулятора «аварийка» не работает, сзади буксируемого автомобиля следует закрепить треугольник знака аварийной остановки. Это опять же связано с необходимостью привлечения внимания окружающих к особым условиям движения, что вдвойне актуально при пониженной видимости. Не забываем также, что максимальная скорость при буксировке ограничена 50 км/ч, поэтому попутных водителей не помешает заранее предупредить о том, что впереди относительный тихоход.В каких случаях буксировка на гибкой сцепке запрещена
Конечно, за рулем буксируемого на гибкой сцепке автомобиля обязательно должен быть человек с водительским удостоверением и достаточными навыками управления. Во-первых, с точки зрения ПДД к водителю неисправного автомобиля предъявляются те же требования, что и к обычному водителю. А во-вторых, буксировка - дело вовсе не простое. На автомобиле с неработающим двигателем не функционируют и соответствующие ассистенты - усилители тормозов и рулевого управления, что делает выполнение привычных манипуляций намного более затруднительным как физически, так и морально. Если рулевое управление или тормоза неработоспособны полностью, то буксировка на «галстуке» запрещена вовсе и лучше прибегнуть к помощи профессиональных эвакуационных служб.Еще один запрет, обозначенный в ПДД, касается буксировки на гибкой сцепке в гололедицу. Полагаем, комментариев о причинах такого ограничения не требуется. Но даже на сухой зимней дороге при запуске двигателя на ходу надо быть крайне осторожным, ведь если слишком резко отпустить педаль смешения, буксируемая машина может потерять сцепление с покрытием.
Наконец, перед буксировкой не поленитесь изучить соответствующий раздел руководства по эксплуатации вашего автомобиля. Ведь нарушение существующих технических ограничений может негативно сказаться не только на стоимости дальнейшего ремонта автомобиля, но и на безопасности движения.
Тонкости буксировки
Несмотря на то что раздел «Буксировка механических транспортных средств» не касается случаев движения с прицепами, в Правилах дорожного движения есть ограничения, касающиеся обеих ситуаций. Например, дорожный знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено» распространяет свое действие в том числе и на буксировку другого транспортного средства. Аналогичным образом действует любой знак, дополненный табличкой 4.2 с изображением прицепа.Несмотря на то что прямо это нигде не прописано, следуя логике ПДД, при буксировке необходимо выполнять требования знаков, ограничивающих общую фактическую массу и длину транспортных средств (знаки 3.11 и 3.15 соответственно). Кроме того, ПДД прямо запрещают как буксировку двух и более механических транспортных средств, так и буксировку двух и более прицепов. В то же время буксировать неисправный автопоезд допускается, поскольку с точки зрения ПДД он считается одной транспортной единицей.