Синтоизм место возникновения. Синтоизм - религия, которую японцы исповедуют с древних времен. Понятие об окружающем мире
Какая религия в Японии насчитывает больше всего адептов? Это комплекс национальных и очень архаических верований, который называется синто. Как всякая религия, она развивалась, вбирала в себя элементы культа и метафизические идеи других народов. Но следует сказать, что синтоизм по-прежнему очень далек от христианства. Да и других верований, которые принято называть авраамическими. Но синто - это не просто культ предков. Такой взгляд на религию Японии был бы крайним упрощением. Это и не анимизм, хотя верующие синто обожествляют природные явления и даже предметы. Философия эта очень сложна и заслуживает того, чтобы ее изучать. В данной статье мы кратко расскажем, что такое синтоизм. В Японии существуют и другие учения. Как синтоизм взаимодействует с этими культами? Находится ли он с ними в прямом антагонизме или же можно говорить про определенный религиозный синкретизм? Узнайте это, прочитав нашу статью.
Зарождение и кодификация синтоизма
Анимизм - вера в то, что некоторые вещи и явления природы одухотворены - существовал у всех народов на определенном этапе развития. Но позже культы поклонения деревьям, камням и солнечному диску были отброшены. народов переориентировались на богов, которые управляют силами природы. Так случилось повсеместно во всех цивилизациях. Но только не в Японии. Там анимизм сохранился, частично изменившись и метафизически развившись, и стал основой для государственной религии. История синтоизма начинается с первого упоминания в книге «Нихонги». В этой летописи восьмого века рассказывается о японском императоре Ёмэй (правил на переломе шестого и седьмого веков). Означенный монарх «исповедовал буддизм и чтил синто». Естественно, в каждой небольшой местности Японии был свой дух, бог. Кроме того, в определенных регионах чтили солнце, а в других отдавали предпочтение другим силам или явлениям природы. Когда в восьмом веке в стране стали проходить процессы политической централизации, встал вопрос о кодификации всех верований и культов.
Канонизация мифологии
Страна была объединена под властью правителя региона Ямато. А потому на вершине японского «Олимпа» оказалась богиня Аматэрасу, отождествлявшаяся с Солнцем. Она была объявлена праматерью правящего императорского рода. Все другие боги получили более низкий статус. В 701 году в Японии даже был учрежден административный орган «дзингикан», который ведал всеми отправляемыми в стране культами и религиозными церемониями. Королева Гэммей в 712 году приказала составить свод существовавших в стране верований. Так появилась хроника «Кодзики» («Записи о деяниях стариныи»). Но главной книгой, которую можно сравнить с Библией (иудаизма, христианства и ислама), для синто стали «Нихон сёки» - «Анналы Японии, записанные кистью». Этот свод мифов был составлен в 720 году группой чиновников под руководством некоего О-но Ясумаро и при непосредственном участии принца Тонэри. Все верования были приведены в некое единство. К тому же в «Нихон сёки» приводятся и исторические события, повествующие о проникновение на буддизма, китайских и корейских знатных родов.
Культ предков
Если мы рассматриваем вопрос "что такое синтоизм", то мало будет сказать, что это поклонение силам природы. Не меньшую роль в традиционной религии Японии играет культ предков. В синто нет понятия Спасения, как в христианстве. Души умерших остаются незримо среди живущих. Они присутствуют везде и пронизывают все сущее. Мало того, они принимают очень деятельное участие в происходящих на земле вещах. Как и в политическом устройстве Японии, значимую роль в событиях играют души умерших императорских предков. Вообще, в синтоизме нет четкой грани между людьми и ками. Эти последние - духи или боги. Но и они втянуты в вечный круговорот жизни. Люди после смерти могут стать ками, а духи - воплотиться в тела. Само слово «синто» состоит из двух иероглифов, которые означают дословно «путь богов». Пройти этой дорогой предлагается каждому жителю Японии. Ведь синтоизм - не Она не заинтересована в прозелитизме - распространении своего учения среди других народов. В отличие от христианства, ислама или буддизма, синтоизм - религия чисто японская.
Основные идеи
Итак, многие явления природы и даже вещи обладают духовной сущностью, которая называется ками. Иногда она обитает в каком-то конкретном объекте, но иногда проявляется в ипостаси бога. Есть ками-покровители местностей и даже родов (удзигами). Тогда они выступают как души предков - некие «ангелы-хранители» своих потомков. Следует указать еще одно кардинальное отличие синтоизма от других мировых религий. В нем догматика занимает довольно мало места. Поэтому очень трудно описать, с точки зрения религиозных канонов, что такое синтоизм. Здесь важна не орто-доксия (верное толкование), а орто-праксия (правильная практика). Поэтому японцы много внимания уделяют не теологии как таковой, а следованию обрядам. Именно они дошли до нас почти без изменений из времен, когда человечество практиковало разного рода магию, тотемизм и фетишизм.
Этическая составляющая
Синтоизм - религия абсолютно не дуалистическая. В ней вы не найдете, как в христианстве, борьбы Добра со Злом. Японское «аси» - это не абсолютное скорее что-то вредное, чего лучше избегать. Грех - цуми - не несет этического окраса. Это действие, которое порицается обществом. Цуми изменяет природу человека. «Аси» противостоит «ёси», которое тоже не является безусловным Благом. Это все хорошее и полезное, к чему стоит стремиться. Поэтому ками не являются моральным эталоном. Они могут враждовать друг с другом, таить старые обиды. Есть ками, повелевающие убийственными стихиями - землетрясениями, цунами, ураганами. И от свирепости их божественная сущность не становится меньше. Но для японца следовать «путём богов» (именно так называется синтоизм кратко) означает целый моральный кодекс. Нужно уважительно относиться к старшим по положению и возрасту, уметь жить в мире с равными, чтить гармонию человека и природы.
Понятие об окружающем мире
Вселенная не создана благим Творцом. Из хаоса появились ками, которые на определенном этапе создали японские острова. Синтоизм Страны восходящего солнца учит, что мирозданье устроено правильно, хотя отнюдь не благо. И главное в нем - порядок. Зло - это болезнь, пожирающая установленные нормы. Поэтому добродетельный человек должен избегать слабостей, соблазнов и недостойных помыслов. Именно они могут привести его к цуми. Грех не только исказит благую душу человека, но и сделает его парией в обществе. А это для японца - самое страшное наказание. Но абсолютного зла и добра не существует. Чтобы отличить «хорошее» от «плохого» в конкретной ситуации, человек должен обладать «сердцем, подобным зеркалу» (адекватно судить о действительности) и не разрывать союза с божеством (чтить обряд). Таким образом он вносит посильный вклад в стабильность мироздания.
Синтоизм и буддизм
Еще одна отличительная черта японской религии - ее удивительный синкретизм. Буддизм стал проникать на острова в шестом веке. И он был тепло встречен местной аристократией. Нетрудно догадаться, какая религия в Японии оказала наибольшее влияние на становление обряда синто. Сначала было провозглашено, что существует ками - покровитель буддизма. Потом стали ассоциировать духов и бодхидхарм. Вскоре в синтоистских храмах стали читать буддийские сутры. В девятом веке на некоторое время учение Гаутамы Просветленного стало в Японии государственной религией. Этот период видоизменил отправление культа синто. В храмах появились изображения бодхисатв и самого Будды. Возникло верование, что ками, как и люди, нуждаются в Спасении. Также появились синкретические учения - рёбу-синто и санно-синто.
Храмовый синтоизм
Боги не имеют нужды обитать в зданиях. Поэтому храмы - это не жилища ками. Это скорее места, где собираются верующие прихода для отправления культа. Но, зная, что такое синтоизм, нельзя сравнивать японский традиционный храм с протестантской церковью. В главном здании, хондэн, хранится «тело ками» - синтай. Это обычно табличка с именем божества. Но таких синтаев может быть тысяча в других храмах. В хондэн молящиеся не входят. Они собираются в зале собраний - хайдэн. Кроме него, на территории храмового комплекса существует кухня для приготовления ритуальной пищи, сцена, место для практикования магии, другие пристройки. Ритуалы в храмах проводят жрецы, называемые каннуси.
Домашние алтари
Посещать храмы для верующего японца совсем необязательно. Ведь ками существуют везде. И чтить их можно тоже повсеместно. Поэтому наряду с храмовым очень развит домашний синтоизм. В Японии в каждой семье существует такой алтарь. Его можно сравнить с «красным углом» в православных избах. Алтарь «камидана» представляет собой полку, где выставлены таблички с именами различных ками. К ним также добавляются обереги и амулеты, купленные в «святых местах». Чтобы задобрить души предков, на камидана ставятся и подношения в виде моти и водки сакэ. В честь умершего на алтарь кладут и какие-то вещи, важные для покойника. Иногда это может быть его диплом или приказ о повышении по службе (синтоизм, кратко говоря, шокирует европейцев своей непосредственностью). Затем верующий омывает лицо и руки, встает напротив камидана, несколько раз кланяется, а потом громко хлопает в ладоши. Так он привлекает внимание ками. Потом тихо молится и снова кланяется.
Синтоизм
Сложный процесс культурного синтеза местных племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры, религиозно-культовый аспект которой получил наименование синтоизма. Синто («путь духов») – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей и т.п. Древние японцы, как и другие народы, одухотворяли окружавшие их явления природы, растения и животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществлявшим связь с миром духов, – к магам, колдунам, шаманам. Позже, уже испытав влияние буддизма и многое переняв от него, первобытные синтоистские шаманы превратились в жрецов, отправлявших обряды в честь различных божеств и духов в специально для этого сооружаемых храмах.
Древнеяпонские источники VII - VIII вв. – Кодзики, Фудоки, Нихонги – позволяют представить картину верований и культов раннего, добуддийского синтоизма. Видную роль в нем играл культ мертвых предков – духов во главе с клановым первопредком уд-зигами, символизировавшим единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор. Как и другие древние народы, земледельцы Японии торжественно, с обрядами и жертвоприношениями, отмечали осенний праздник урожая и весенний – пробуждение природы. К умиравшим своим соплеменникам они относились как к уходившим в какой-то иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать окружавшие их люди и предметы.
Те и другие изготовлялись из глины и в обилии погребались в месте с покойными (эти керамические изделия называются ханива).
События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую «эру богов» - промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. Продолжительность эры богов мифы никак не определяют. По окончании эры богов наступает эра правления императоров - потомков богов. Истории о событиях времён правления древних императоров заканчивают свод мифов. Оба сборника описывают одни и те же мифы, нередко в различной форме. В «Нихонги», кроме того, каждый миф сопровождается перечислением нескольких вариантов, в которых он встречается.
Первые истории рассказывают о возникновении мира. Согласно им, мир первоначально пребывал в состоянии хаоса, содержащего в себе все элементы в смешанном, бесформенном состоянии. В некий момент первозданный хаос разделился и образовались Такама-но хара (яп. 高天原?, Равнина Высокого неба) и острова Акицусима (яп. 蜻蛉島?, Острова Стрекоз). Тогда же возникли первые боги (в разных сборниках они называются по-разному), а следом за ними стали появляться божественные пары. В каждой такой паре были мужчина и женщина - брат и сестра, олицетворяющие различные природные явления.
Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами - последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро - Срединный столп всей земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших эту землю. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и через некоторое время умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и из его крови произошли новые поколения ками. Скорбящий Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами в ужасном виде, разлагающейся, ужаснулся увиденному и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё скалой. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день, в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления синто о жизни и смерти: смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого.
Со времён, описанных в мифе об Идзанаги и Идзанами, мифы начинают упоминать о людях. Таким образом, мифология синто относит появление людей к временам, когда только появились японские острова. Но сам по себе момент появления людей в мифах специально не отмечен, отдельного мифа о сотворении человека нет, поскольку представления синто вообще не проводят жёсткого различия между людьми и ками.
Вернувшийся из Страны Мрака Идзанаги очистился, омывшись в водах реки. Когда он совершал омовение, из его одежды, украшений, капель воды, стекающей с него, появилось множество ками. В числе прочих, из капель, омывших левый глаз Идзанаги, появилась богиня Солнца Аматэрасу, которой Идзанаги отдал Равнину Высокого Неба. Из капель воды, омывшей нос - бог бури и ветра Сусаноо, получивший под свою власть Равнину Моря. Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу - брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги (по другой версии мифа - люди) выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха. Сусаноо принёс искупительную жертву, но всё равно был изгнан с Равнины Высокого Неба, поселился в стране Идзумо - западной части острова Хонсю.
После истории о возвращении Аматэрасу мифы перестают быть последовательными и начинают описывать отдельные, не связанные друг с другом сюжеты. Все они рассказывают о борьбе ками друг с другом за владычество над той или иной территорией. В одном из мифов рассказывается о том, как внук Аматэрасу, Ниниги, сошёл на землю, чтобы править народами Японии. Вместе с ним на землю отправились ещё пять божеств, давших начало пяти наиболее влиятельным кланам Японии. Другой миф говорит, что потомок Ниниги Иварэхико (носивший при жизни имя Дзимму), предпринял поход с острова Кюсю на Хонсю (центральный остров Японии) и подчинил себе всю Японию, основав, таким образом империю и став первым императором. Этот миф - один из немногих, имеющих датировку, он относит поход Дзимму к 660 году до н. э., хотя современные исследователи полагают, что события, отразившиеся в нём, в действительности происходили не ранее III века нашей эры. Именно на этих мифах основан тезис о божественном происхождении императорской фамилии. Они же стали основанием для государственного праздника Японии - Кигэнсэцу, дня основания империи, отмечаемого 11 февраля.
Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды, пришли специальные жрецы, каннуси («ведающие духами», «хозяева ками»), должности которых были, как правило, наследственными. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).
Синтоистский храм делится на две части : внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями с паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.
В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.
Культ императора и расцвет национализма
Накануне новой эры буржуазного развития Япония все теснее сплачивалась вокруг фигуры божественного тэнно, микадо, символизировавшего ее высшее единство, ее далеко идущие притязания явно националистического характера. Начало этой эре было положено реставрацией Мэйдзи (1868), вернувшей всю полноту власти в стране императору и давшей толчок быстрому развитию Японии.
Синтоизм стал официальной государственной идеологией, нормой морали и кодексом чести. На синтоистские принципы опирались императоры, возродившие и резко усилившие культ богини Аматэрасу: не только в главных храмах, но и в каждом домашнем алтаре японца (камидане) отныне должны были находиться таблички с именем богини, превратившейвя в символ японского национализма. Синтоистские нормы лежали в основе патриотизма и преданности императору (не родине, а личности!) японских самураев, из рядов которых во время второй мировой войны черпались кадры самоубийц-камикадзе. Наконец, на древние синтоистские мифы о сотворении мира, богине Аматэрасу, императоре Дзимму опиралась официальная японская пропаганда в своих националистических претензиях: великая Ямато (древнее название страны) призвана создать «Великую Азию» и осуществить принцип хаккоитиу («восемь углов под одной крышей», т.е. объединение мира под властью Японии и японского императора, потомка богини Аматэрасу).
Храмовый синтоизм (вообще необязательно)
Наиболее распространённая из организованных форм синтоизма в настоящее время - храмовый синтоизм. Храмы в честь различных ками начали возводить с самого появления синтоизма как организованной религии. К началу XX века число храмов достигло 200000, однако их число затем сокращалось, и в настоящее время в Японии насчитывается около 80000 синтоистских храмов. Некоторые из них являются центрами синтоизма общеяпонского уровня, но большинство - относительно небольшие местные храмы, посвящённые отдельным ками.
При храме имеется священник, проводящий обряды (в большинстве храмов только один священник, нередко совмещающий эту деятельность с какой-либо другой работой, и лишь в наиболее крупных храмах священников может быть несколько), возможно, некоторое количество постоянных служителей. В малых храмах всю работу, связанную с поддержанием храма в надлежащем состоянии и проведением храмовых праздников и богослужений, выполняют сами прихожане «на общественных началах».
Исторически храмы синто были общественными организациями, не имеющими центрального подчинения и управляемыми самими верующими. После реставрации Мэйдзи храмы были национализированы и поступили в подчинение государству. После завершения Второй мировой войны храмы вновь обрели самостоятельность и стали частными организациями.
Синтоизм императорского двора
Существует ряд специфических синтоистских церемоний, проводящихся исключительно в трёх храмах, расположенных на территории императорского дворца, куда допускаются только члены императорской семьи и ряд служащих при дворе.
Центральный императорский храм - Касико-докоро, посвящённый мифологической прародительнице императорской семьи. Согласно мифам, Ниниги-но-микото, внук Аматэрасу, получил в дар священное зеркало Ята-но-кагами, символизирующее дух Аматэрасу. Зеркало впоследствии было помещено в храме Исэ, а его точная копия - в храме Касико-докоро. Второй императорский храм - Корэи-дэн, в котором, как считается, обрели покой духи императоров. Третий храм - Син-дэн, посвящён всем без исключения ками, небесным и земным.
В прошлом проведение церемоний в императорских храмах было возложено на семьи Накатоми и Имбэ - кланы профессиональных потомственных священнослужителей. Сейчас наиболее важные богослужения проводит сам император Японии, а некоторые торжественные церемонии возглавляются придворными знатоками ритуала. В целом ритуалы императорского синтоизма соответствуют принятому в 1908 году «Закону о церемониях».
Государственный синтоизм
В первые же годы реставрации Мэйдзи был выпущен указ об отделении буддизма от синтоизма, создан Департамент Синтоизма, а также вышла официальная декларация, объявляющая синтоизм государственной религией Японии (до этого момента официальной государственной религией был буддизм). В апреле 1869 года император Мэйдзи лично провёл богослужение в церемониальном зале дворца, в ходе которого перед пантеоном ками принёс присягу, придав тем самым официальный статус союзу синтоизма и японского государства.
В 1871 году храмы получили статус государственных учреждений, были организованы в иерархическую систему в соответствии со степенью их близости императорскому дому и поступили под прямое государственное управление. Для государственных храмов была упразднена система наследственного священничества; священнослужители стали государственными служащими, деятельность которых контролировалась департаментом. Лишь в тех храмах, которые не вошли в государственную систему, передача сана по наследству сохранилась. В 1872 году была национализирована вся собственность монастырей. В 1875 году на основе сборника «Энгисики» был утверждён официальный перечень ритуалов и церемоний для храмов всех уровней.
Департамент Синтоизма впоследствии претерпел многочисленные организационные изменения, его разделяли, выделенные части объединяли, вводили в уже существующие государственные организации и учреждения. Одной из причин многочисленных реорганизаций было то, что долгое время не удавалось найти приемлемую организационную форму для обеспечения сосуществования ставшего государственным синтоизма с буддизмом и теми синтоистскими общинами, которые не пожелали войти в государственную систему религиозного управления. Хотя первоначально планировалось ограничить влияние буддизма и обеспечить полную управляемость синтоистского сообщества, на практике это осуществить не удалось, и уже с 1874 года было официально разрешено существование независимых синтоистских общин («сект») и буддийских объединений верующих, причём и тем, и другим не возбранялась пропаганда своих идей.
Государственный синтоизм просуществовал до 1945 года. После оккупации Японии американскими войсками одной из первых директив оккупационной власти была «директива о синтоизме», согласно которой запрещалась любая поддержка синтоизма со стороны государства и пропаганда синтоизма государственными служащими. Государственные органы религиозного контроля были распущены, храмы перешли в прежнее состояние - общественных организаций, не связанных с государством. На этом история государственного синтоизма завершилась.
Положения об отделении религии от государства были закреплены в Конституции Японии, принятой в 1947 году.
Сектантский синтоизм
В период становления государственного синтоизма в Японии некоторые синтоистские общины не вошли в официальную государственную систему религиозного управления и остались существовать обособленно. Эти общины получили официальное наименование «секты». В предвоенной Японии таких сект насчитывалось тринадцать. Сектантский синтоизм неоднороден, но в целом отличался упором на принципы нравственного очищения, конфуцианской этикой, обожествлением гор, практикой чудотворных исцелений и возрождением древних синтоистских обрядов.
Сектантский синтоизм до окончания Второй мировой войны находился под управлением специального ведомства в правительстве Мэйдзи и имел отличительные черты от государственного по своему юридическому статусу, организации, имуществу, обрядам. После принятия в 1945 году Директивы о синтоизме, а в 1947 году - новой японской Конституции, провозглашающей отделение церкви от государства, ведомственный контроль был упразднён, а секты объединились в общественную организацию Нихон Кёха Синто Рэммэй - Федерацию синтоистских сект.
Народный и домашний синтоизм
Личная вера в ками и следование синтоистским традициям в повседневной жизни, не обязательно связанные с регулярным посещением храмов и молитвами, характерны для достаточно большого числа жителей Японии. Совокупность религиозных представлений, обычаев, традиций, сохраняемых непосредственно в народе, без участия официальных синтоистских организаций, называют иногда «народным синтоизмом». Народный синтоизм - достаточно условное понятие, в нём невозможно чётко отделить собственно религиозную составляющую от общекультурной.
Под «домашним синтоизмом» понимают постоянную практику совершения человеком синтоистских обрядов дома, у домашнего алтаря камидана.
Храмы
Храм, или святилище синто - место, где отправляют ритуалы в честь богов. Существуют храмы, посвящённые нескольким богам, храмы, в которых почитаются духи умерших определённого клана, а в храме Ясукуни почитаются японские военные, погибшие за Японию и императора. Но большинство святилищ посвящаются одному определённому ками.
В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция сооружения таких святилищ появилась не позже VI века.
Обычно храмовый комплекс состоит из двух или более строений, расположенных в живописной местности, «вписанных» в природный ландшафт. Главное здание - хондэн, - предназначается для божества. В нём находится алтарь, где хранится синтай - «тело ками», - предмет, в который, как считается, вселяется дух ками. Синтаем могут быть разные предметы: деревянная табличка с именем божества, камень, ветвь дерева. Синтай не демонстрируется верующим, он всегда скрыт. Поскольку душа ками неисчерпаема, одновременное её присутствие в синтай многих храмов не считается чем-то странным или нелогичным. Изображений богов внутри храма обычно не делается, но могут присутствовать изображения животных, ассоциирующихся с тем или иным божеством. Если храм посвящен божеству местности, где он устроен (ками горы, рощи), то хондэн может не сооружаться, так как ками и так присутствует в месте, где построен храм.
Кроме хондэн, в храме обычно находится хайдэн - зал для молящихся. Помимо главных строений, в состав храмового комплекса может входить синсэндзё - помещение для приготовления священной пищи, хараидзё - место для заклинаний, кагурадэн - сцена для танцев, а также другие вспомогательные постройки. Все постройки храмового комплекса выдерживаются в одном архитектурном стиле.
Архитектура храмов разнообразна, хотя существует несколько традиционных стилей, которым следуют в большинстве случаев. Во всех случаях главные здания имеют форму прямоугольника, по углам которого располагаются вертикальные столбы, поддерживающие крышу. В некоторых случаях хондэн и хайдэн могут стоять вплотную друг к другу, при этом для обеих построек сооружается общая крыша. Пол главных храмовых зданий всегда приподнят над землёй, поэтому в храм ведёт лестница. Ко входу может быть пристроена веранда. Традиционно храмы строились из дерева, существует несколько храмов, сложенных из природного камня, но этот материал применяется крайне редко. В настоящее время храмы, особенно в черте города, обычно строят из современных строительных материалов, таких как кирпич и армированный железобетон, кровля делается металлической. Во многом такие изменения диктуются требованиями правил пожарной безопасности.
Есть святилища и вовсе без зданий, они представляют собой прямоугольную площадку, по углам которой установлены деревянные столбы. Столбы соединяются соломенным жгутом, а в центре святилища располагается дерево, камень или деревянный столб.
Перед входом на территорию святилища располагаются как минимум одни тории - сооружения, подобные воротам без створок. Тории считаются воротами в место, принадлежащее ками, где боги могут проявляться и где с ними можно общаться. Тории могут быть одни, но их может быть и большое количество. Считается, что человек, удачно завершивший какое-то действительно масштабное дело, должен пожертвовать какому-либо храму тории. От тории к входу в хондэн ведёт дорожка, рядом с которой помещаются каменные бассейны для омовения рук и рта. Перед входом в храм, а также в других местах, где, как считается, постоянно находятся или могут появиться ками, вывешиваются симэнава - толстые жгуты из рисовой соломы.
Приходы
Ввиду того, что синтоисты поклоняются многим богам и духам, на одной территории могут располагаться (и обычно располагаются) храмы, посвящённые разным ками, и верующие могут посещать несколько храмов. Так что понятия прихода как территории и прихожан, «приписанных» к определённому храму, в синтоизме нет. Тем не менее, естественное географическое объединение верующих вокруг местных храмов имеет место. Вокруг большинства местных храмов имеется более или менее крупная община, в значительной мере берущая на себя содержание храма и участвующая в богослужениях и праздниках в нём. Любопытно, что ни придание синто государственного статуса в 1868 году, ни отмена этого статуса в 1945 году не оказали существенного влияния на это положение.
Существует несколько храмов, имеющих всеяпонское значение, их приходом является, фактически, вся Япония. Это, прежде всего, Великий Храм в Исэ, Мэйдзи и Ясукуни в Токио, Хэйан в Киото и Дадзайфу в Фукуоке. Также всеяпонскими, не имеющими прихода, считаются местные храмы, если они посвящены какой-либо исторической личности, знаменитости или воинам, павшим на войне.
Домашний алтарь
Для домашнего вознесения молитвы верующий, при наличии места и желания, может устроить маленький личный храм (в виде отдельного строения рядом с домом), но гораздо чаще для домашнего богослужения устраивается камидана - домашний алтарь. Камидана представляет собой небольшую полочку, украшенную ветками сосны или священного дерева сакаки, в доме помещаемую обычно над дверью комнаты для гостей. Если позволяет расположение, напротив камидана может помещаться зеркало.
На камидана ставят талисманы, купленные в храмах, либо просто таблички с именами божеств, которым поклоняется верующий. Обычно в центре должен помещаться талисман из храма Исэ, по бокам от которого располагаются талисманы прочих божеств, которым поклоняется верующий. Если полка недостаточно широкая, талисман из Исэ помещается впереди, а прочие талисманы - за ним. При наличии достаточного места для талисманов в честь умерших родных может быть сделана отдельная полочка, под полочкой для талисманов божеств, если места нет - талисманы родных помещаются рядом с талисманами божеств.
Основные ритуалы
В основе синтоистского культа лежит почитание ками, которому посвящается храм. Для этого отправляются ритуалы, имеющие целью установление и поддержание связи между верующими и ками, развлечение ками, доставление ему удовольствия. Считается, что это позволяет надеяться на его милость и защиту.
Система культовой обрядности разработана довольно скрупулёзно. Она включает обряд единичной молитвы прихожанина, его участие в коллективных храмовых действах, порядок индивидуальной молитвы дома. Основные четыре ритуала синто - очищение (хараи), жертвоприношение (синсэн), молитва (норито) и символическая трапеза (наораи). Помимо этого существуют более сложные ритуалы храмовых праздников мацури.
Хараи - символическое очищение.
Для обряда используется ёмкость или источник с чистой водой и небольшой ковш на деревянной ручке. Верующий сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот (сплёвывая воду, естественно, в сторону), после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым.
Кроме того, существует процедура массового очищения, а также очищения места или предмета. Во время такого обряда священник вращает специальной тростью около очищаемого предмета или людей. Также может использоваться обрызгивание верующих солёной водой и обсыпание их солью.
Синсэн - подношение.
Верующий должен подносить ками подарки для укрепления связи с ками и демонстрации своей приверженности ему. В качестве подношений используются различные, но всегда простые предметы и продукты питания. При индивидуальном домашнем молении приношения раскладываются на камидана, при молении в храме - выкладываются на подносы или тарелки на специальных столах для приношений, откуда священнослужители забирают их. Приношения могут быть съедобными; в таких случаях обычно подносят чистую воду, набранную в источнике, сакэ, очищенный рис, рисовые лепёшки («моти»), реже подносят небольшие порции приготовленных блюд, таких как рыба или готовый рис. Несъедобные приношения могут делаться в виде денег (монеты бросаются в деревянный ящик, стоящий возле алтаря в храме, перед вознесением молитвы, более крупные суммы денег, когда их подносят храму при заказе какой-то церемонии, могут передаваться непосредственно священнику, в этом случае деньги заворачиваются в бумагу), символических растений или веток священного дерева сакаки. Ками, покровительствующему определённым ремёслам, могут жертвоваться предметы производства этих ремёсел, такие как керамические изделия, ткани, даже живые лошади (хотя последнее - большая редкость). В качестве особого пожертвования прихожанин может, как уже упоминалось, пожертвовать храму тории.
Дары прихожан собираются священниками и используются, смотря по их содержимому. Растения и предметы могут применяться для украшения храма, деньги идут на его содержание, съедобные приношения могут частью съедаться семьями священников, частью - войти в состав символической трапезы наораи. Если храму жертвуют особенно много рисовых лепёшек, то они могут раздаваться прихожанам или просто всем желающим.
Норито - ритуальные молитвы.
Норито читаются жрецом, который выступает посредником между человеком и ками. Такие молитвы читаются по торжественным дням, праздникам, а также в случаях, когда, в честь какого-либо события, верующий делает храму подношение и заказывает отдельную церемонию. Церемонии заказываются для того, чтобы почтить ками в лично важный день: перед началом нового рискованного бизнеса, дабы попросить божество о помощи, либо, наоборот, в честь благоприятного события или завершения какого-либо большого и важного дела (рождение первенца, поступление младшего ребёнка в школу, старшего - в университет, удачное завершение большого проекта, выздоровление после тяжёлой и опасной болезни и так далее). В подобных случаях заказчик и сопровождающие его лица, придя в храм, совершают обряд хараи, после чего приглашаются служителем в хайден, где проводится церемония: священник располагается впереди, лицом к алтарю, заказчик церемонии и сопровождающие - за ним. Священник зачитывает вслух ритуальную молитву.
Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, являются покровителями семей и родов.
С древнейших времен к ками причисляют различные предметы и явления. Ками — это и качества (развитие, продуктивность), и стихийные явления (ветер и гром), и природные объекты (солнце, горы, реки, деревья, скалы). К числу ками относятся некоторые животные и духи предков, например духи предков Императора и других знатных семейств. В определенном смысле все родовые духи это ками. Другие ками представляют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца.
Также почитаются как ками ремесла и мастерство, духи, оберегающие землю и души национальных героев — людей, отличившихся добродетельными деяниями, внесших свою лепту в развитие цивилизации, культуры, улучшение жизни людей или же погибших за свое государство или клан. Очевидно, духи природы имели преимущество перед людьми, поскольку, в отличие от людей, даже самые жалкие и бессильные из них все равно были ками.
Во многих случаях ками почти невозможно отличить от анимистических божеств, однако в современном синтоизме ками принято считать духами благородного происхождения, обладающими властью и авторитетом. Современная ками-концепция основывается на идее справедливости, порядка, святости и следующем базовом принципе: ками согласованно взаимодействуют друг с другом и радуются, пребывая в гармонии со всем мирозданием.
В синтоизме нет верховного божества — создателя и правителя всего сущего, мир возникает и обустраивается благодаря совместным усилиям ками , каждый из которых выполняет определенную миссию. Даже главная среди ками — прародительница императорской семьи Богиня Солнца, наполняющая мир солнечной благодатью, считается с мнением других ками, уступает им и иногда просит их о помощи.
Можно утверждать, что между современной и древней концепцией ками есть различия, но при этом древняя концепция до сих пор бытует параллельно с ее усовершенствованной современной версией.
В концепции ками есть много мест, которые невозможно понять полностью, что служит поводом для разногласий даже между признанными специалистами. Нет ясного представления об этих божествах и у самих японцев. Воспринимая ками интуитивно, люди стараются общаться с ними напрямую, вне внятной теологической концепции, объясняющей их природу. Лишь в последнее время духовные лидеры синтоизма пытаются создать единую теорию ками и даже несмотря на это, остается немало вопросов, непонятных даже синтоистам.
Каждый ками обладает определенным характером, возможностями и выполняет свою задачу; ему поклоняются как создателю или хранителю какого-либо предмета или явления. Так, один ками отвечает за расход воды, другой — за изготовление медикаментов, третий — за исцеление. Родовые ками опекают определенную социальную группу, территорию рода или клан — людей, объединенных родственными отношениями. Впрочем, не всегда можно найти ответ на вопрос, кому или чему покровительствует тот или иной ками.
Особое место среди ками занимают хранители родов (удзи), которых обычно называют удзигами, которым поклоняются обязательно в храмах. По всей стране разбросаны святилища, связанные с культом того или иного удзигами, однако после того как возросла миграция населения и понятие рода стало постепенно разрушаться, словом удзигами начали называть покровителей конкретной местности и населяющих ее людей. Иначе говоря, если в прошлом основную роль играли родственные узы, то в наше время все большее значение приобретают взаимосвязи в общине.
Тем не менее и сейчас есть немало людей, преданных своему роду, они регулярно посещают родные места, чтобы принять участие в праздниках в честь своего ками-хранителя. Также следует отметить Хитогами — это ками, ассоциируемые со священными людьми: шаманами, мудрецами, святыми. Система хитогами строго индивидуализирована и построена на почитании религиозных лидеров из истории синтоизма.
Три предмета до настоящего времени составляют священные регалии императорской власти. Зекало символизирует правдивость, яшмовые подвески - милосердие, а меч - мудрость. Император управлял страной, прибегая к этим божественным символам, переданным ему богиней Солнца.
Главное предназначение храма — давать приют одному или нескольким ками, а также предоставлять людям место, где они могут поклоняться ками и служить им в соответствии с традициями и обычаями, принятыми в синтоизме.
24.1. Национальная религия Японии представляет собой обширный комплекс верований, обычаев и обрядов, сравнительно поздно получивших название «синтоизма» с целью отделить их от религий, которые пришли из Китая - буддизма (букке; см. 6.9) и конфуцианства (см. 19). Вместе с христианством, появившимся в Японии после 1549 г., это дает совокупность четырех религий - все они сохраняются на островах до нынешнего времени.
Само слово синто означает Путь (то - от китайского дао) ками74 или божеств, одухотворяющих все сущее.
24.2. Древнейшим источником национальных японских традиций является книга Кодзики («Записи о делах древности»), составленная по распоряжению императрицы Гэммэй около 712 г. офицером Оно Ясумаро на основе сказаний, записанных со слов одаренного феноменальной памятью певца. В Кодзики излагается история Японии от сотворения мира до 628 г.
Книга Нихонги75 («Анналы Японии») состоит из тридцати одного тома (сохранилось тридцать) - эта обширная компиляция была завершена около 720 г. Другие сведения об изначальных японских верованиях имеются в Фудоки (VIII в.), Когосюи (807–8), Синсэн Седзироку и Энги сики (927). Кроме того, ценная информация о древней Японии содержится в китайских документах со времен династии Вэй (220–265).
Благодаря археологическим находкам мы знаем о существовании неолитической культуры (Дземон), для которой характерны глиняные женские фигурки (догу) и цилиндры (фаллические символы?) из полированного камня (секибо). В последующую эпоху (яей) японцы практиковали гадание на костях и на черепаховых панцирях. К периоду кофун относятся захоронения, где погребенные поставлены на четвереньки - историкам религий так и не удалось найти разгадку этого явления.
24.3. Однако исследователям пришлось столкнуться не только с этой проблемой. В древней японской мифологии сочетаются многие элементы, зафиксированные в верованиях других народов. Несмотря на все попытки старых и новых авторов - от Августина до Клода Леви-Строса - вплоть до нынешнего времени так и не появилось удовлетворительного объяснения коренного единства всех мифологий. (Утверждение, что это единство покоится на неизменности логических операций, является весьма хитроумным, однако не слишком правдоподобным: между прочим, это предполагает наличие скрытой системы, управляющей механизмом бинарной классификации, т.е. нечто вроде мифопоэтического устройства в мозгу.)
Первые пять божеств синтоизма внезапно возникают из хаоса. В результате нескольких совокуплений на свет появляются Идзанаки (Тот-кто-приглашает) и его сестра Идзанами (Та-что-приглашает), которые опускаются в соленую морскую воду на плавающем небесном мосту и создают первый остров. Ступив на него, они путем наблюдения за трясогузкой постигают свою половую принадлежность и умение пользоваться ею. При первом совокуплении они совершают ошибку, и в результате рождается Хируко (Пиявка), не способный встать на ноги даже в возрасте трех лет (мифологема первенца-уродца). Совокупившись вновь, они порождают Японские острова и нескольких Ками, пока Ками огня не убивает мать, опалив ей лоно. Идзанаки в ярости отрубает виновнику голову, и тогда из хлынувшей на землю крови возникает множество других Ками. Подобно Орфею, он отправляется в Подземное царство (Страна Желтого Источника) на поиски сестры, которую не хотят отпускать, потому что она успела вкусить адской пищи (миф о Персефоне). Идзанами надеется на помощь Ками места, но ставит условие, что Идзанаки не должен приходить за ней ночью. Идзанаки нарушает клятву и при свете импровизированного факела видит, что Идзанами превратилась в разлагающийся, покрытый червями труп. Восемь фурий, Ужасных Ведьм Страны Ночи, бросаются в погоню за Идзанаки, однако тот бросает назад свой шлем, который превращается в виноградник, и фурии останавливаются, чтобы съесть ягоды. Как в волшебных сказках всех народов, этот эпизод повторяется трижды - в качестве следующих препятствий возникают бамбуковые заросли и река. Идзанаки удается спастись, и за ним устремляется сама Идзанами в сопровождении восьми Ками грома и полутора тысяч Воинов Страны Ночи. Тогда Идзанаки преграждает им путь скалой, разделив тем самым два царства, и с обеих сторон скалы произносятся заклятия вечной разлуки: Идзанами каждую ночь будет забирать к себе тысячу живых существ, а Идзанаки - создавать новые полторы тысячи, чтобы мир не остался пустыней. Совершив очистительный обряд после соприкосновения со смертью, Идзанаки порождает высшее Ками синтоистского пантеона - богиню Солнца Аматэрасу (Великое Небесное Светило), а также хитрого бога Сусаноо. Бесчисленные поколения Ками последовательно заполняют временной промежуток, отделяющий изначальных божеств от людей. Некоторые Ками выступают в роли главных героев целого ряда мифологических сказаний - самыми важными из них являются циклы Идзумо и Кюсю. Обитатели Кюсю, нашедшие приют в стране (мифической?) Ямато, станут впоследствии первыми императорами Японии.
24.4. В древнем синто Ками - вездесущие проявления всего священного - окружены особым почетом. Первоначально у Ками, будь то силы природы, почитаемые предки или просто абстрактные понятия, не было святилищ. Принадлежавшая им территория обозначалась лишь во время совершения обрядов в их честь. Поскольку в Японии основой национального производства было земледелие, эти обряды и празднества носят сезонный характер. Помимо коллективных церемоний существует индивидуальный синтоистский культ. К числу древнейших относятся шаманские экстатические обряды. Первичной является и космология, отражающая эти верования. Она включает либо вертикальное третичное (небо - земля - подземное царство мертвых), либо горизонтальное двоичное деление (земля - Тоеукэ или «вечный мир») космоса.
Изначально каждая структурированная группа людей имела собственное Ками. Однако вслед за созданием империи происходит экспансия императорского Ками - богини Аматэрасу-омиками. В VII в., под влиянием китайской политической системы, главное управление по делам Ками стремится выявить всех Ками империи с тем, чтобы центральная власть построила для всех них храмы и оказала положенные им почести. В X в. государство поддерживает существование более трех тысяч храмов.
Из слияния синтоизма с буддизмом, проникшим в Японию в 538 г. и получившим поддержку властей в VIII в., возникает очень интересный синтез. Сначала Ками были отождествлены с буддийскими богами (дева); позднее их подняли на более высокую ступень, и они стали аватарами - воплощением Бодхисаттв. В обоих культах практикуется активный обмен между изображениями Будд и Ками. Во время сегуната династии Камакура (1185–1333), отмеченного необычайной плодотворностью мыслителей японского буддизма, появляются Тэндай Синто и тантрический синтоизм (Сингон). Следующие столетия породят противоположное течение, стремившееся к очищению Синто (Ватараи и Ёсида Синто) от буддийского влияния. В эпоху Эдо (Токио, 1603–1867) происходит слияние синтоизма с конфуцианством (Суйка синто). Хотя в эпоху Возрождения (Фукко) Мотоори Норинага (XVII в.)76 задался целью восстановить синто в его изначальной чистоте и подверг критике слияние с буддизмом и конфуцианством, в конечном счете это движение воспримет католическое понятие Троицы и теологию иезуитов. Если в эпоху Токугава (Эдо, 1603–1867) государственной религией признается синтоистский буддизм, то в последующую эпоху Мэйдзи77 (после 1868 г.) официальной религией становится синтоизм в чистом виде.
24.5. В результате религиозной реформы императоров Мэйдзи появилось четыре типа синто: Косицу или императорский синто, Дзиндзя (Дзингу) или храмовый синто, Кеха или сектантский синто, Минкан или народный синто.
Императорский ритуал, оставаясь частным, тем не менее оказал значительное влияние на храмовый синтоизм, который был официальной религией Японии с 1868 по 1946 гг. и находился в ведении особой ассоциации («Дзиндзя хонте»)78.
Синтоистский храм - это место, где обитает Ками, связанный с тем или иным участком ландшафта: горой, лесом, водопадом. Если нет природного окружения, храм должен иметь символический пейзаж. Синтоистское святилище представляет собой простое деревянное сооружение (как на Исэ или Идзумо), иногда украшенное элементами китайской архитектуры. По традиции, каждые двадцать лет храм следует обновлять.
Очистительные обряды занимают доминирующее положение в синтоизме. Суть их состоит в определенных типах воздержания, которые предшествуют важным церемониям и сопровождают менструацию или смерть. Первоначально эти обряды соблюдались всеми верующими - теперь это прерогатива синтоистского священнослужителя. Только он обладает исключительным правом совершать хараи или очистительный обряд посредством палочки (хараигуси). Вслед за очищением приносятся в дар ростки священного дерева сакаки - символа урожая. Основная часть церемония - это подношения риса, саке и т.п. Ритуальное действо сопровождается музыкой, танцами и молитвами (норито), обращенными к Ками.
Символическое присутствие Ками в святилище обозначено его эмблемой (например, зеркало символизирует Аматэрасу) или, под влиянием буддизма, статуэткой. В церемонии под названием синко (священный обход) процессия с эмблемой Ками шествует по всему кварталу. Искупительный ритуал (дзитинсай)79 совершается на месте будущего строительства. Здесь отражается представление о том, что бесчисленные Ками могут быть опасными и в определенные моменты их нужно умиротворять. Совокупность синтоистских обрядов - как коллективных, так индивидуальных - обозначается термином мацури. По установившейся традиции в каждом японском доме имелась камидана или собственный алтарь, в середине которого возвышался миниатюрный храм. О присутствии Ками говорили символические предметы.
24.6. В эпоху государственного синтоизма (1868–1946) священники являлись чиновниками на службе в Дзингикане или Департаменте по делам Синто80. С другой стороны, правительство было вынуждено признать свободу вероисповедания, что означало в первую очередь отмену гонений на христианство. Однако конституция Мэйдзи 1896 г. имела и негативные политические последствия, поскольку право на существование имели только религии, официально признанные государством. Дзингикану пришлось заняться решением довольно трудной проблемы - классификацией новых культов, которые начинают появляться со второй половины XIX в. Хотя в большинстве случаев связь с синтоизмом - если таковая вообще имеется - можно проследить только на начальном этапе, тринадцать новых культов (из них двенадцать были основаны между 1876 и 1908 гг.) прошли регистрацию в качестве «синтоистских сект»: Синто тайке (без основателя, признана в 1886 г.), Куродзуми ке (основана Куродзуми Мунэтада в 1814 г.), Синто сюсей ха (основана Нитта Кунитеру в 1873 г.), Идзумо Оясиро ке (основана Сенге Такатоми в 1873 г.), Фусо ке (основана Сисино Накаба в 1875 г.), Дзикко ке (основана Сибата Ханамори, признана в 1882 г.), Синто Тайсэй ке (основана Хираяма Сосай, признана в 1882 г.), Синсю ке (основана Йосимура Масамоки в 1880 г.), Онтаке ке (основана Симояма Осука, признана в 1882 г.), Синри ке (основана Сано Цунехико, признана в 1894 г.), Мисоги ке (основана учениками Иноне Масакане в 1875 г.), Конко ке (основана Каватэ Бундзиро в 1859 г.) и Тэнри ке (основана женщиной - Накаяма Мики - в 1838 г., признана в 1908 г., отделилась от синто в 1970 г.; отсюда вышла секта Хоммити). С 1945 г. появилось много «новых сект» (по статистическим данным за 1971 г. их насчитывается 47).
Шаманизм в Японии традиционно считался уделом женщин, поэтому во многих позднейших верованиях женщинам приписывается особое могущество.
24.7. Японскую народную религию (минкан синко) не следует путать с народным синтоизмом, хотя у них много сходных черт. Минкан синко это комплекс искупительных, сезонных и спорадических обрядов, заимствованных из всех трех главных религий Японии. Не случайно говорят, что японец живет как конфуцианец, женится как синтоист и умирает как буддист. В доме у него два алтаря - синтоистский и буддийский. Он соблюдает запреты, обусловленные геомантией (вход в дом никогда не должен располагаться на северо-восточной стороне и т.п.) и календарем (благоприятные и неблагоприятные дни). Что касается почитаемых ритуалов, то самые значительные из них связаны с Новым годом (согацу), Весной (сецубун, 13 февраля), Праздником Кукол (хана мацури, 8 апреля), Днем Мальчиков (танго но-секю, 5 мая), Праздником Ками воды (суйдзин мацури, 15 июня), Праздником Звезды (танабата, 7 июля), Поминовением Усопших (бон, 13–16 июля), летним равноденствием (аки но-хиган) и проч.
Обряды совершаются всеми членами определенной социальной общности - это семья в широком смысле слова (додзоку) или люди, живущие по соседству (куми).
24.8. Библиография. J.M.Kitagawa, Japanese Religion: An Overview, in ER 7, 520–38; H.Naofusa, Shinto, in ER 13, 280–94; A,L.Miller, Popular Religion, in ER 7, 538–45; M.Takeshi, Mythical Themes, in ER 7, 544–52; H.P.Varley, Religions Documents, in ER 7, 552–7.
Введение
При выборе темы реферата, передо мной встала проблема предмета исследования. Кажется, мы уже много знаем о трёх основных религиях мира, поэтому хотелось бы осветить некоторые второстепенные религии, и поэтому моим выбором стал Синтоизм. Меня заинтересовало, кто же такие "Ками" и почему Синтоизм является национальной религией Японии.
Целью данной работы является раскрытие особенностей синтоизма и его роли в японской культуре. Главным составляющим национальной религии японцев являются культ предков (синто) и обожествление духов (ками). Называется эта религия синтоизм. Синтоимзм ("путь богов") - традиционная религия Японии, которая основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения которой являются многочисленные божества и духи умерших. Синтоизм испытал в своём развитии значительное влияние буддизма. С 1868 по 1945гг. синтоизм являлся государственной религией Японии.
Актуальность данной темы состоит в том, что значение Японии на данный момент невероятно велико. Для того чтобы понять японскую культуру, необходимо понять смысл и специфику синтоизма, который является неотъемлемой частью японской культуры.
В своём реферате я рассмотрю два вопроса, такие как:
а.) Синтоизм - религия Японии;
б.) История и мифология синтоизма;
В первом вопросе я хочу рассказать о религии японцев - Синтоизме, а также о его принципах и особенностях.
Во втором вопросе я бы хотел раскрыть его основные исторические этапы, а также рассказать о мифологии синтоизма и о его основных церемониях и ритуалах.
Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой - лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто.
Изучение синтоизма очень важно для сотрудников Органов Внутренних Дел. Полиции часто приходится взаимодействовать с людьми данной веры, и поэтому современному полицейскому необходимо знать основные принципы, понятии и, особенности данной религии для правильного и тактичного диалога с приверженцами синтоизма.
Поэтому целью моей работы является раскрыть особенности синтоизма и понять его роль в формировании японской культуры.
синтоизм японский культура верование
Синтоизм - религия Японии
Синто ("путь богов"), синтоизм - национальная политеистическая религия Японии, основанная на тотемистических представлениях древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма.
Прежде чем начать разбор понятия синтоизма в японской культуре, следует прояснить ряд моментов, связанных с глобальным пониманием мира японцами. Первым момент связан с религиозностью в японской традиции. В этой стране, впрочем, как и в Китае, и в Индии, нет понятия принадлежности только к одной религиозной традиции. Считается нормой, если человек одновременно поклоняется и синтоистским, и буддийским, и даосским божествам. Кроме этого, все возможные и существующие на территории Японии религиозные культы тесно сплетены друг с другом. Так, например, нормой считается поклонение ками, путем прочитывания перед ними буддийских молитв, или использование даосской гадательной практики на синтоистском празднике.
Второй момент касается влияния китайской культуры на японскую. Часто их смешивают или приравнивают друг к другу, описывая как китае- японскую традицию. Хотя такое выражение еще и можно назвать более-менее верным, но, тем не менее, стоит четко разделять эти две позиции. Конечно, китайская культура оказала сильнейшее влияние на японскую традицию (хотя бы иероглифическое письмо), но здесь есть и одно весьма существенной различие. Его философские и религиозные теории носят долговременный характер, в то время как японская традиция, ограниченная островами научилась искать смысл в мгновении, здесь и сейчас. В этом суть и корень их различия, порождающий прочие моменты.
Суть синтоизма состоит в том, что японцы верят в существование ками - божеств, духов, населяющих этот мир. Он был ими создан, как и Японские острова, а император - прямой потомок ками. Поэтому эти мифологические представления сформировали у японцев мнение о Японии, как о священной стране, управляемой священным императором и населенной людьми, находящимися в особых отношениях с ками.
Религия синто выросла на основе древних религиозных воззрений японцев, особенно того комплекса верований и обрядов, который был связан с обожествлением сил природы - культом ками, но при этом синтоизм достаточно свободно впитывал в себя китайские и буддийские влияния. Постепенно синтоизм объединил в своем учении этические положения конфуцианства, магический календарь и связанные с ним верования даосизма, а также философские концепции и обрядовую практику буддистов. Как уже говорилось, само слово "синто" буквально означает "путь множества ками (духов или божеств)", и обычно эти ками либо способствовали возникновению различных природных феноменов, либо сами выступали в формах естественной природы. Могущество ками, будучи силой, пребывающей одновременно за пределами и внутри этого мира, считалось заключенным в различных объектах окружающей природы. Природа это не творение рук Божьих, а она сама зачастую изображается носительницей божественного начала. Ками традиционно рассматриваются и как сила, стоящая за ландшафтом, и как сила политического единства государства с его населением. Синтоизм - это образ жизни в соответствии с верой в ками. Отдельные японские семьи и целые деревни, представлявшие собой сообщество нескольких совместно живущих семей, почитали местных ками в качестве подателей благодати, освящающих занятия земледелием (особенно выращивание риса) и другие аспекты их совместного проживания, а император, как олицетворение власти и государственности, каждый сезон выполнял определенные обряды, способствующие распространению благодати ками на все население Японии.
Одной из характерных особенностей синтоизма являются очень тесные и близкие взаимоотношения, существующие между ками и людьми. В сущности, ками могут даже сливаться с людьми, примером чего выступает божественная личность императора или святые основатели новых религиозных движений. Ками существуют повсюду, наполняя собой окружающий ландшафт и населяя человеческие дома. Ками характеризуются не только святостью, но и чистотой, поэтому люди, прежде чем приблизиться к ками, должны пройти обряд очищения, который можно провести и дома, и в святилище, и на улице. Как правило, ками никак не обозначаются (статуя или изображение), они просто подразумеваются, а в особых случаях синтоистские священнослужители прибегают к специальным предписанным молитвам (норито), чтобы призвать ками к месту собрания верующих и передать им силу, исходящую от ками. Дом, в котором живет японская семья, сам по себе является священным местом, чему отчасти способствует и присутствие в нем ками. По традиции, в центральной части дома располагалась специальная полка, называвшаяся камидана ("полка ками"). Здесь устраивалось миниатюрное святилище синтоистского типа, где каждое утро и каждый вечер совершались приношения пищи. Таким символическим способом в доме обеспечивалось присутствие ками, к которым можно было обратиться за помощью и защитой.
Судя по ранним литературным текстам, японцы древности числили умерших в одном мире с живыми. К умершим своим соплеменникам они относились, как уходившим в какой-то иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать окружавшие их люди и предметы. Те и другие изготавливались из глины и в обилии погребались вместе с покойным (эти керамические изделия называют ханива).
Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков - покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством ("ками") синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия. Главная специфическая особенность синтоизма - глубокий национализм. "Ками" породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером.
В синто сохранились и продолжают жить древнейшие формы верований, такие, как магия, тотемизм, фетишизм. В отличие от многих других религий синто не может назвать своего конкретного основателя - человека или божество. В этой религии отсутствуют чёткие различия между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут в одном мире с ками и могут переходить в разряд ками после смерти, поэтому синто не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовной среде.
Ещё одной особенностью синто является множество ритуалов, сохранившихся практически без изменений на протяжении веков. В тоже время догматика синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место. В начале в синто не было никаких догм. Со временем под влиянием заимствованных с континента религиозных учений отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей. Они существовали независимо от религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются обряды.
В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представлений о доброте и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек "запачкался", т. е совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом синто считается нарушение мирового порядка - цуми, и за подобный грех человеку придется платить после смерти. Он отправляется в Страну Мрака и там ведёт тягостное существование в окружении злых духов. Но развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синто нет. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синтоистская религия учит, что души умерших находятся где-то неподалёку и ничем не отгорожены от мира людей. Для последователя синто все основные события происходят в этом мире, который рассматривается как лучший из миров.
От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма. Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнения традиционных обрядов связанных с важными событиями жизни. Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных обычаев и традиций. В принципе ничто не мешает синтоисту исповедать другую религию или даже считать себя атеистом. И всё-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своём обряды не рассматриваются как проявление религиозности.
В Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских святилищ (дзиндзя), в которых отправляют обряды свыше 27 тыс. священнослужителей (каннуси). В то время как крупные храмы обслуживают десятки каннуси, на несколько десятков мелких приходится по одному священнослужителю. Большинство каннуси сочетает служение синтоизму с мирскими занятиями, работая в качестве учителей, служащих местных муниципалитетов и других учреждений. Дзиндзя, как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай), и хайдэн - зал для молящихся. Обязательным атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая перед ним арка П-образной формы - тории.
Главным источником доходов крупных храмов служат традиционные новогодние паломничества, когда количество посетителей каждого из них колеблется от сотен тысяч до миллионов. Солидную прибыль приносит и торговля амулетами, заклинаниями, предсказаниями судьбы. При этом одни из них "специализируются" на предотвращении дорожных катастроф, другие "уберегают" от пожаров, третьи "обеспечивают" сдачу экзаменов в учебные заведения и т. п. Внушительный доход синтоистскому духовенству приносят и находящиеся в ведении храмов залы для свадебных церемоний.
Синтоистский культ отправляется не только в дзиндзя. Его объектом может быть любой предмет, "святость" которого обозначается сплетенной из рисовой соломы веревкой - симэнава. Во многих семьях имеются домашние алтари - камидана, в которых объектами почитания служат таблички с именами предков.
Синтоистский обряд начинается с очищения, заключающегося в омовении водой рта и рук. Его обязательным элементом является чтение обращенных к божеству молитв. Завершается обряд ритуалом, в ходе которого каннуси и верующие выпивают по глотку рисовой браги, что символизирует вкушение "вместе с божеством" сделанных ему подношений.
С 1868 по 1945 гг. синтоизм являлся государственной религией Японии. Основы синтоизма заложены в мифологии синтоизма.
Древние синтоистские мифы сохранили свой, собственно японский вариант представлений о сотворении мира. Согласно ему первоначально существовали два бога, точнее, бог и богиня, Идзанаги и Идзанами. Однако не их союз породил всё живущее: Идзанами умерла, когда попыталась родить первенца, божество огня. Опечаленный Идзанаги хотел было спасти жену из подземного царства мёртвых, но неудачно. Тогда ему пришлось обходиться одному: из левого его глаза родилась богиня солнца Аматэрасу, потомкам которой было суждено занять место императоров Японии.
Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды, пришли специальные жрецы, каннуси ("ведающие духами", "хозяева ками"), должности которых были, как правило, наследственными. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).
Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями и паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.
В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.
Этнографические данные свидетельствуют о существовании стойкого поверья, что душа умершего могла отлететь недалеко и ненадолго, поэтому покойного не сразу считали мертвым. Его пытались оживить с помощью магии - "усмирения" или "призывания души" (тамасидзумэ, тамафури) . Итак, сокрытый мир умерших, мир предков оказывался невидимой частью мира живущих и не был отделен от них непроницаемой стеной.
Важно также отметить что, своей спецификой обладает японское искусство, сформировавшееся под влиянием китайской культуры и искусства, синтоизма, основанного на культе природы, рода, императора как наместника бога, буддийского иррационализма и художественных форм Индии. Эта специфика четко выявляется при сопоставлении искусства Европы и Япониц. Строфы Алкея, сонаты Петрарки, изваяния Праксителя и Микеланд-жело совершенны по форме, которая гармонирует с духовностью содержания. В них нет ничего лишнего, добавление к ним хотя бы одного штриха ведет к утрате воплощенного в них мировосприятия художника. Главная цель европейских художников, скульпторов, поэтов -- создание идеала красоты, основанного на принципе "человек -- мера всех вещей". Иная цель у японских поэтов, живописцев, каллиграфов и мастеров чайной церемонии. Они исходят из принципа "природа -- мера всех вещей". В их творчестве лишь угадывается истинная красота, красота природы, в нем заключен шифр Вселенной. В процессе постижения красоты природы как конкретной данности возникает своеобразная эстетическая интуиция, позволяющая человеку постичь глубинные основы бытия.
Да. Синтоизм оказал немалое влияние на искусство в Японии. Так, например, в древней Японии символами божества были природные объекты и явления, где, по глубокому убеждению японцев, живут духи:
Вершины удивительно красивых гор, из-за которых поднимается и за которые прячется солнце;
Грозные тайфуны, сметающие всё на своем пути;
Глицинии, дарящие непревзойдённые цветовые каскады;
Бездонные глубины морей, пугающие и одновременно влекущие к себе;
Водопады необыкновенной красоты, словно подарок небес.
Всё это синтоизм превратил в объекты поклонения и обожествления. Именно здесь кроется главная отличительная особенность синтоизма от других религий: не простое одушевление природы, но её обожествление.
СИНТО (в Японии) - ПУТЬ БОГОВ - КАМИ: всё в природе одушевлено, а значит, - наделено святостью.
Не надо путать СИНТО с ДАО, возникшим в Китае в 6 в. до н.э. ДАО -ПУТЬ ПРИРОДЫ, всеобщий закон природы, глубокая основа всех вещей, праотец всего сущего, общий Путь развития человека через слияние с природой, с окружающей жизнью.
Несмотря на похожесть, СИНТО И ДАО весьма различаются. Обожествление природы в Японии происходило более выражено, чем в других странах Востока. Отсюда и отношение к ней было более тонким, трепетным и возвышенным.
Обожествление естественных природных форм и стихий в период синтоизма привело к созданию первых алтарей - своеобразных скульптурных композиций, где роль сакрального (священного) монумента исполнял гигантский камень в центре расчищенной площадки. Часто эта площадка была окаймлена морскими валунами или скалами (ивасака), в центре которых находились один или несколько камней (ивакура), перетянутых по всему "божественному челу" соломенным жгутом (симэнава). Попытка представить божество в виде естественных природных объектов была началом зарождения первых ландшафтных композиций в древней Японии. Они стали не только объектами поклонения, но и объектами эстетического созерцания. Эти первые каменные группы, рождённые обрядами синтоизма, представляли собой ни что иное, как отдалённые прообразы японских садов, первые символические ландшафты Японии.
Отсюда становится ясным особое отношение в Японии к камню, его значению при создании садов. И сегодня камень для любого японца - живое существо, в котором присутствует божественный дух.
Таким образом, в первом вопросе я раскрыл понятие "Синтоизм", рассмотрел его основные принципы и особенности, также я узнал, кто такие "ками" и какую роль они играют в синтоизме. Также я рассмотрел влияние синтоизма на искусство Японии.