Математические упражнения для ребенка 6 лет дома. Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика. Деньги и мышление миллионера
Программное содержание: расширять знания об окружающем, ; познакомить с количественным составом числа 4 из единиц и из двух меньших чисел; учить составлять множество из четырех единиц и выделять его элементы; сравнивать два множества; закрепить знание цифр; формировать умение делить целое по части и составлять целое из частей; .
Ход занятия по математике
Воспитатель обращает внимание детей на одежду своего товарища, на его прическу, обувь и другие особенности внешнего вида.
Игра «Во что одет твой товарищ»?
Дети становятся парами, лицом друг к другу, запоминают особенности внешнего вида стоящего напротив. После этого дети по команде воспитателя отворачиваются друг от друга и отвечают на вопросы воспитателя по очереди.
Затем воспитатель приглашает детей сесть за столы.
Ребята, помните, недавно шел снег и его выпало так много, что можно было кататься на санках. И мы катались. Но санки у нас были всего одни. Мы катали друг друга по очереди и не ссорились. Как, ребята, можно назвать детей, которые играют вместе, делятся игрушками и не ссорятся? (Друзьями).
Вот сейчас я расскажу вам стихотворение про друзей, которые играли на снегу, а потом:
Повалился в снег Алеша,
А потом - Сережа,
А потом-Маринка,
А за ней - Иринка»
Сколько на снегу детей? (4)
Давайте нарисуем на листе бумаги детей, но обозначим их так: Алешу- треугольником, Сережу - кружком. Маринку - прямоугольником, а Иринку - квадратом.
Воспитатель показывает на мольберте, как правильно нужно расположить изображение.
«Сколько всего детей? (4). Обведем их графом. Сколько Алеш? Сколько Сереж? Сколько Иринок? Сколько Маринок? (1).
Напротив каждого изображения воспитатель ставит цифру 1», подводит итог:
Значит, 4 - это: 1, 1, 1, 1.
Затем дети рисуют такой же граф у себя на листах бумаги. Для закрепления воспитатели повторяет те же вопросы.
Ребята, скажите, сколько надо взять карандашей разного цвета, чтобы каждому досталось по одному? (4).
Воспитатель рисует на мольберте следующий граф, рядом с предыдущим.
Скажите, сколько всего я изобразила разноцветных карандашей?
Сколько красных? Сколько синих? Сколько зеленых? Сколько черных? Значит, 4 - это: 1,1,1,1.
Дети рисуют такой же граф у себя на бумаге. Воспитатель предлагает проверить, всем ли досталось по карандашу, провести стрелочки от каждого ребенка к цветному кружочку.
Затем дети переворачивают лист на другую сторону. Он разделен вертикальными линиями на три части. В первой — воспитатель предлагает изобразить детей из стихотворения в ряд,
Сколько было детей? (4). Ставим цифру 4. Сколько было Мальчиков? (2). Ставим цифру 2. Обведем их графом и обозначим каждый граф цифрой 2, Так что же такое 4? (Это 2 и 2)
Играли дети в снегу, а потом пошли домой и вынесли, на улицу:
Алеша, Сережа и Маринка - санки, а Иринка - лыжи. Сколько вещей вынесли дети? (4). Нарисуем граф. Сколько было санок? (3). Обведем новым графом и поставим цифру 3. Сколько было лыж? (1). Так что это такое 4? Это 3 и 1. Дети выполняют это задание у себя на листах.
Поиграли дети с санками и лыжами, надоело им. Они пошли домой и вынесли: Алеша — клюшку, а Иринка, Маринка и Сережа - коньки. Сколько вещей вынесли дети теперь? (4). Рисуем гpaф, Обозначаем цифрой 4. Сколько было клюшек? (1). Сколько было коньков? (3).
Дети рисуют граф, ставят фишки с цифрами. Вместе с воспитателем подводят итог:
Значит 4 - это 1 и З. Молодцы, ребята, правильно справились с заданием. А теперь давайте отдохнем, поиграем в интересную игру. Тихонько встаньте из-за столов и. подойдите ко мне. Игра называется «Сложи картинку» Это игра-эстафета. Нужно внимательно сосчитать кружочки на карточке и положить карточку изображением вверх на ту клеточку, где стоит такая же цифра. Если все выполнят задание правильно, то получится большая картина.
Воспитатель предлагает детям разбиться на две команды и по очереди бегут до картины и выкладывают каждый свою карточку. После игры воспитатель подводит итог и хвалит детей, а также отмечает ошибки. Игра проводится 2 раза.
Затем воспитатель предлагает детям сесть на ковер, отдохнуть и поговорить.
Проводится игра «Кто больше назовет действий».
Ребята, какие вы знаете профессии? (Дети называют). А теперь я назову профессию, а вы будете называть действия, которые выполняют люди данной профессии. Каждый называет по одному действию. За правильный ответ я дам фишку, а в конце игры мы подсчитаем, сколько у кого фишек. Победителем будет тот, кто наберет больше всех фишек.
Молодцы, ребята, все вы много знаете, А сейчас давайте сядем за столы. У вас на столах лежат конверты, в которые Незнайка положил разрезанные картинки. Он их перепутал и не знает, как правильно сложить. Давайте мы ему поможем.
Дети складывают разрезные картинки, рассказывают об изображенном сюжете из сказки.
Молодцы, ребята. А теперь Я приглашаю вас на ковер. Представьте, что вы - легкие снежинки. Полетели снежинки плавно по воздуху, закружились, Плавно, и спокойно опустились снежинки на землю и лежат неподвижно. Расслабились полностью. А теперь спокойно встаем. Посмотрите глазками на меня. Вот и подошло к концу наше с вайи занятие» Все молодцы, занимались хорошо.
Конспект игрового занятия в объединение «Заниматика» для детей 5-6 лет
Игровое занятие по предмету «Заниматика»
«Путешествие по математическим тропинкам»
Описание материала: предлагаю вам конспект игрового занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Путешествие по математическим тропинкам». Это открытое занятие для родителей за первое полугодие.
Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детсадов и педагогам дополнительного образования школ раннего развития ЦДТ. Этот конспект развивает внимание, память, мышление. Расширяет пространственное представление.
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Тема игрового занятия: Количество и счет.
Цели занятия:
Закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
Обучающие:
Закреплять знания о геометрических фигурах;
Упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
Формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Развивающие:
Развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;
Воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.
Демонстрационный материал – таблички с названием привалов; картина с изображением восьми бабочек и девяти цветочков, игрушка Старичка – лесовичка, карточки с числами для игры «Числа заблудились», изображение цифр с 1 до 10 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, наборное полотно, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и зеленые яблоки из картона, плакат с рисунком яблони.
Раздаточный материал - карточки-цифры с 1 до 10; наборы геометрических плоскостных фигур, альбомные листы по количеству детей.
Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка
Ι. Вводная часть:
Организационный момент.
а) приветствие детей;
б) проверка по списку;
в) объяснение темы и задач занятия.
ΙΙ. Основная часть.
Вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропкам. С нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие. А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки».
На привале посидим, и задачки все решим.
Сколько пальцев на одной руке?
Что бывает раньше утро или вечер?
Сколько ранним утром глаз
Открывается у нас?
Ты да я, да мы с тобой.
Сколько нас?
Назовите времена года. (Весна, лето, осень и зима).
Сколько концов у двух палок?
У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.
А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.
- Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!
(Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10). Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.
А сейчас Старичок - лесовичок предлагает нам поиграть в игру «Угадай - ка».
Педагог называет число, дети находят и показывают соответствующую карточку с цифрой. (Самое маленькое число (1), самое большое число (10), число 3 … 5…; число, живущее между числами: 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9; соседи чисел 4, 8, 3 и т.д.)
Молодцы, ребята! Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропочке дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Загадки».
Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка?
1) Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг.)
2) Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник.)
3) С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня … (Квадрат.)
4) Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
5) Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)
Ну, как Старичок – лесовичок, ребята всё правильно отгадали? Идем дальше?
Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и четвертый привал впереди. А называется он «Прятки». Старичок – лесовичок и его друзья геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки.
Педагог прикрепляет на магнитную доску геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, показывает их, а дети называют
геометрические фигуры. Затем педагог говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит: «День». Дети открывают глаза и показывают геометрическую фигуру, которой нет. И тогда педагог, возвращает фигуру на место.
Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также педагог может просто поменять фигурки местами, не убирая их.
Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и пятый привал впереди. А называется он «Физкультминутка». Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев. А ветер, какой поднялся, деревья качает, листочки срывает. Старичок – лесовичок хочет с вами поиграть.
Физкультминутка «Ветер с листьями играет…»
«Ветер с листьями играет,
То поднимет, то бросает.
Кружит в вальсе листопад.
Поздней осени наряд.
На ветвях берёзки белой
7(3,9,4,6…) листочков уцелело».
Дети бегут к той цифре, которую называет педагог.
Старичок – лесовичок хочет, чтобы каждый из вас придумал картинку и на альбомном листочке составил ее из геометрических фигур.
Дети выполняют задание самостоятельно.
А теперь расскажите Старичку – лесовичку, из каких геометрических фигур вы сделали свои фигурки: кораблик, рыбку, флажок, дерево и т.д.
Молодцы, а теперь Старичок – лесовичок ведет нас по математической тропочке дальше и вот наш последний привал «Счетная полянка».
Вы попали на прекрасную полянку, где растет много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек.
Педагог показывает картину с изображением цветов и бабочек.
Сколько бабочек?
Сколько цветочков?
Чего больше? Чего меньше? На сколько?
Числам так понравилось на этой станции, что некоторые из них отправились гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно.
4 , 5 , 6 , 7, …9; 6 , 7 , 8 , … 10; 7 , 6 , 5 , … 3.
Какие числа заблудились?
(Дети поднимают карточки.)
Молодцы, ребята, все числа вы вернули на свои места, наше путешествие закончилось. Все тропинки одолели без запинки.
ΙΙΙ. Подведение итогов:
А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню на плакате, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленое яблоко. (Дети оценивают свою работу.)
Занятие закончилось, спасибо Старичку – лесовичку за наше сказочное путешествие! Скажем ему до свидания.
Наталья Сизинцева
Цель : закрепление знаний о числовом ряде, умения ориентироваться в числовом ряду, решение простых арифметических задач.
Задачи :
Обучающие :
Закрепить знания о числовом ряде, объёмных геометрических фигурах. Использовать свои знания при решении задач. Актуализация знаний детей из разных предметных областей
Использование жизненных ситуаций, привлечение опыта детей к решению проблемных
Развивающие :
Развивать логическое мышление, память, речь, мелкую моторику. Развивать умение работать самостоятельно, с раздаточным материалом .
Воспитательные :
Поддерживать интерес к предмету, умения взаимодействовать в группе, в паре, укрепление межличностных контактов.
Оборудование и материалы :
1. Блоки с цифрами от 1 до 9 (для двух команд) .
2. Презентация с заданиями на экране.
3. Карточки для индивидуальной работы у каждого.
Методы : Практический, словесный, наглядный, элементы моделирования проблемной ситуации, диалог, ТРИЗ (уменьшение-увеличение) .
Формы работы : индивидуальная, групповая, фронтальная.
Количество детей : 12.
Время : 30 минут.
Ход занятия:
1 этап : Организационный.
Педагог : Здравствуйте, ребята! Наше занятие я хотела бы начать с вот таких строк
Лети-лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
быть по-моему вели.
Педагог : Кто знает из какого, произведения эти строчки? (Цветик семи цветик ) . А кто написал это произведение? (Валентин Катаев) . Почему же цветок так называется ? (дети вспоминают повесть, и объясняют, почему он так называется) .
2 этап : Мотивационный (постановка цели) .
Педагог : Ребята! Посмотрите, что случилось с нашим цветиком семи цветиком (На экране картинка бесцветного цветка )
Дети : Цветок стал бесцветным . Он не может больше исполнять желания.
Педагог : Совершенно верно. Его заколдовала злая волшебница Чернильда (картинка Чернильды с цветком на экране ) она забрала его силу.
Что бы цветок расколдовать , нам необходимо выполнить задания приготовленные волшебницей.
Педагог : Попробуем справиться с заданиями?
Дети : Да.
3 этап : Основной.
Педагог : Волшебница жила в замке, но вовремя своего колдовства башни на её замке разлетелись на части. Нам нужно их восстановить.
Дидактическая игра «Собери башни» .
Педагог : У вас на столиках лежат части разрушенных башен. Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети : Составить части по порядку от 1 до 9 (дети делятся на две команды и расставляют блоки с цифрами по порядку на двух столиках).
Педагог : Посмотрите, башни получились одинаковые или разные? Чем они отличаются? Кто помнит, как называется, фигура, на которую они похожи?
Дети : Разные. Отличаются размером. Фигура параллелепипед.
Педагог : На башнях у Чернильды жили её любимые птицы голуби. Когда башни разлетелись, птицы тоже улетели, теперь волшебница не может сосчитать своих голубей.
Посмотрите, какие голуби на картинке? (На экране слайд с голубями и примером к этой картинке.)
Дети : Белых 3 и серых 2.
Педагог : Правильно ли волшебница составила пример сколько было белых и серых голубей вместе? (3-2=5)
Дети : Не правильно.
Педагог : У вас на партах лежат листочки в клеточку, запишите правильный пример, сколько всего голубей было у Чернильды. (3+2=5,проверка вместе с детьми, работа в парах) .
Молодцы! Всех голубей вернули. Давайте вспомним, где жила злая волшебница?
Дети : В замке.
Педагог : Оказывается в её замке, было, очень много волшебных предметов, но вовремя колдовства все предметы перепутались. Нужно все волшебные предметы расставить на свои места. Какое правило нужно соблюдать?
Дети : Ни в строчках, ни в столбиках предметы не должны повторяться. (Дети выполняют задание все вместе у доски.)
Педагог : Хорошо потрудились, я вижу вы устали выполнять задания Чернильды. Давайте немного отдохнём.
Физ. Минутка.
Столько раз в ладоши хлопнем,
Столько раз ногами топнем,
Мы подпрыгнем столько раз,
Мы наклонимся сейчас,
Мы присядем ровно столько,
Ай да счёт игра и только.
Педагог каждый раз показывает цифру на числовом ряду, а дети выполняют соответствующее число движений.
Педагог : Среди волшебных предметов у Чернильды был любимый горшочек для цветов , она хотела, что бы все её горшочки были такие же, но не умела рисовать. Мы с вами рисовать умеем, и можем помочь ей сделать все горшочки одинаковыми, такими как её любимый. (у детей картинки с горшочками, нужно дорисовать узоры на них)
Педагог : Посмотрите, что растёт в горшочках?
Дети : Цветок .
Педагог : Это разные, или один и тот же цветок ?
Дети : Один и тот же, но в разные периоды своего роста.
Педагог : С помощью стрелок расставьте горшочки в порядке увеличения цветка .
Ребята посмотрите на доску. Что произошло с нашим цветиком семи цветиком ? (ответы детей )
Мы выполнили все задания Чернильды, она стала доброй и расколдовала наш цветок . Теперь давайте закроем глаза и загадаем свои желания. Я думаю, что они обязательно сбудутся.
4 этап : Заключительный (рефлексивный) .
Педагог : Вот и подошло к концу наше Занятие . Кому мы сегодня помогали? (ответы детей ) Зачем мы помогали злой волшебнице?
Дети : Что бы она расколдовала цветик семи цветик и он опять мог исполнять желания.
Педагог : Что было для вас самым сложным? Самым интересным? Самым простым? (Ответы детей .)
Педагог : Занятие закончено , до свидания, ребята!
Публикации по теме:
«Цветик – Семицветик». Цель: Закрепление полученных знаний. Задачи: -Обучающие: Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Совершенствовать.
Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц» Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить.
Конспект интегрированного занятия «Цветик-семицветик» Тема: «Цветик – семицветик» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация». Виды.
«Цветик-семицветик». Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе Конспект итогового интегрированного занятия по математике. Тема: «Цветик-семицветик» (повторение пройденного) Задачи: Обучающие: -Закрепить.
Конспект НОД по математике для детей 5–6 лет «Цветик-семицветик» МБДОУ «Детский сад «Эврика» Конспект НОД по математике для детей 5-6 лет Воспитатель: Васюкова Надежда Александровна «Цветик-семицветик».
Конспект ООД по математике в подготовительной группе для детей с ТНР на тему: «Цветик - Семицветик». Составила: Салтыкова И. А., воспитатель.
Конспект занятия «Цветик-семицветик» Ход занятия 1. Организационный момент Упражнение: «Орлятский круг» - Ребята, прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поиграем в игру,.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Цветик-семицветик» Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Цветик-семицветик» Воспитатель: Васильева Светлана Витальевна г. Котельники.
НОД по математике «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик» Область познания -математика со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной к школе группе. Интеграиия с другими образовательными.
Открытое занятие по математике «Цветик-семицветик» в старшей разновозрастной группе Видео Занятие по ФЭМП "Цветик -семицветик" в старшей разновозрастной группе. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-поисковая,.
Библиотека изображений:
Дети, словно крохотные губки, вбирают в себя информацию об окружающем мире. Однако если годовалые крохи могут лишь наблюдать за происходящим, то дошкольники отличаются способностью анализировать и размышлять. Они уже начинают сравнивать предметы по количеству, устанавливать связи между ними, решать логические задачи. Все эти навыки непременно пригодятся ребятам в школе. А, значит, родители должны бросить все силы на их развитие и поддержание. Справиться с данной задачей поможет математика для детей 5-6 лет. Расскажем о тонкостях обучения ребят этой непростой, но очень увлекательной науке.
Что должны знать и уметь дошкольники
Как правило, дети осваивают счет до десяти уже в трех-четырехлетнем возрасте. Ближе к школе родители знакомят их с двузначными числами и простыми математическими действиями. Чтобы ребята не растеряли полученные знания, необходимо повторять пройденный материал, со временем увеличивая его сложность.
Согласно мнению педагогов, подготовленные к школе дети должны обладать следующими умениями:
- решать простейшие головоломки и задачи;
- владеть понятиями «назад-вперед, верх-низ, право-лево»;
- вычитать и складывать простые числа;
- проводить сравнительный числовой анализ с употреблением слов «больший, меньший, равный»;
- самостоятельно считать до десяти и обратно;
- отвечать на вопросы: «какой по счету?» и «сколько?»;
- осуществлять деление круга и квадрата на одинаковые части;
- знать геометрические формы предметов.
Овладеть перечисленными навыками дети должны в возрасте 5-7 лет. Как быстро это произойдет, зависит преимущественно от родителей дошколят, тяги ребят к обучению и формы организации уроков. Благо, на сегодняшний день существует множество пособий и рабочих тетрадей для детей старшего дошкольного возраста. Взять хотя бы обучающие книги от «Школы семи гномов» или «Учимся считать» от Тору Кумон. Занимаясь с детьми по специальной литературе, родители уже очень скоро заметят первые успехи. Но как правильно обучать ребенка 5 и 6 лет математике, чтобы не допустить ошибок и не привить отвращение к точным наукам?
Начнем с того, что занятия по математике для детей 5-6 лет должны проходить в игровой форме. Такой способ усвоения материала является оптимальным для дошкольников. Если просто усадить ребенка перед учебниками, он может быстро заскучать и переключить свое внимание на что-то более интересное (пейзаж за окном, причудливые узоры на стене и т.д.). В результате столь «обременительные» и «утомительные» уроки будут вызывать у него лишь раздражение. А каждое приглашение со стороны родителей позаниматься математикой станет восприниматься в штыки. Приведем другие советы по организации уроков:
- Занимайтесь лишь тогда, когда ребенок пребывает в хорошем расположении духа. Попытки заставить дошкольника учиться без его желания могут повлечь за собой рассеянность и плохую концентрацию внимания. Поскольку детки 5-6 лет обладают преимущественно непроизвольной памятью, им гораздо проще запоминается информация, вызывающая положительные эмоции.
- Занимайтесь регулярно, периодически внося в уроки что-то новое. Не секрет, что маленьким детям однообразие приедается очень быстро. А при потере интереса информация едва ли отложится в головках юных учеников. Кроме того уроки должны проводиться систематически, чтобы дошкольники могли постоянно актуализировать свои знания, развивать полученные навыки и умения.
- Если ребенку что-то не удается или он не может вникнуть в суть задачи, не стоит нервничать и раздражаться . Нужно методично объяснять дошкольнику задание до тех пор, пока у него не останется вопросов. Завышенные родительские требования и негативные оценки действий ребенка могут раз и навсегда отбить у него желание заниматься математикой.
- И наконец, нельзя «стоять» над детьми, заставляя их решать одну задачу за другой. Такой метод обучения хоть и приведет к усвоению материала, но при этом отобьет у дошкольника тягу к обучению. Поэтому все занятия должны проходить в легкой и интересной форме. Развивающая математика для детей 5-6 лет требует вовлеченности ребенка в процесс, его непосредственного участия в разработке и решении задач, личной инициативы, подключения фантазии и воображения. Совокупность всех этих составляющих является залогом эффективного обучения.
Л.Г. Петерсон, разработчик начального математического курса «Игралочка»: «Зачастую подготовка дошкольников сводится к их обучению чтению, письму и счету. Согласно проведенным исследованиям, с серьезными сложностями в начальной школе сталкиваются вовсе не те дети, которые обладают скудным объемом умений и знаний, а те, которые демонстрируют пассивность, не хотят думать и узнавать что-то новое. В связи с этим основной целью первичной подготовки должно выступать разностороннее развитие ребенка: его творческих и интеллектуальных способностей, качеств личности, мотивационных факторов. При этом особое внимание необходимо уделять подключению фантазии и воображения. Именно творчество наравне с умением создавать и придумывать что-то новое способствует формированию личности дошкольника, развитию его самостоятельности и познавательного интереса».
Занятия по карточкам
Рассмотрим несколько упражнений, способствующих развитию у ребенка математических способностей. Для их проведения потребуются карточки с числами от 1 до 10. Конечно, родители смогут быстро и без труда изготовить их. Однако куда лучше вовлечь в этот процесс ребенка, доверив ему самую интересную и ответственную работу. Итак, готовим обучающие карточки. Предлагаем дошкольнику самостоятельно поделить альбомный лист на четыре равные части и вырезать по линиям карточки. Отсчитав 10 штук, даем их ребенку и просим написать на каждой по числу и нарисовать соответствующее количество картинок. Это могут быть круги, цветочки, сердечки и т.д. Если ребенок затрудняется в написании каких-либо чисел, следует помочь ему в этом. После того как карточки будут готовы, можно приступать к занятиям:
«Разложи по порядку»
Данное упражнение поможет ребенку вспомнить числовые значения и понятия «больше – меньше». Просим дошкольника разложить по порядку карточки, начиная с наименьшей и заканчивая наибольшей цифрой. Упражнение не только способствует закреплению изученного материала, но и отлично тренирует память и воображение.
«Сравни числа»
Показав ребенку две карточки, предлагаем сопоставить их. Для начала дошкольник называет значения чисел, потом отвечает на вопрос, какое из них больше и на сколько единиц. Затем следует заменить одну из карточек и повторить те же вопросы. Такое занятие может продолжаться достаточно долго, пока ребенок не потеряет к нему интерес.
«Сосчитай предметы»
Поскольку помимо чисел на карточки нанесены различные изображения, стоит предложить ребенку сосчитать их. Можно также усложнить задачу, подготовив листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10. Сосчитав количество зверей, дошкольник должен обвести соответствующую ему цифру. Как правило, данное упражнение очень нравится детям и не вызывает у них особых затруднений.
«Пропавшие числа»
Ребенок держит карточки в своих руках. Взрослый называет ему два числа, к примеру, 1 и 4. Юный ученик находит эти карточки и выкладывает на стол в некотором отдалении друг от друга. Теперь он должен заполнить пробелы между числами и отыскать два пропущенных звена. Соответственно это будут карточки с цифрами 2 и 3.
Занимательная математика
Родителям дошкольников стоит проявлять фантазию при разработке занятий. Вовсе не обязательно проводить уроки, сидя за столом, когда вокруг столько увлекательных дел и явлений. Так почему бы не использовать их в арифметических целях? К примеру, можно подключить детей к приготовлению их любимых блюд, будь то пицца или яблочный пирог. Попросите ребенка отсчитать два стакана муки и позвольте самостоятельно высыпать их в заранее подготовленную посуду. Дайте дошкольнику задание принести из холодильника пять яиц, аккуратно переложив их в мисочку. Пусть ребенок самостоятельно добавит в тесто три ложки сахара и т.д. Такая занимательная математика не только доставит ребенку огромное удовольствие, но и надолго отложится в его памяти.
Вероятнее всего, он и сам не поймет, что вовлечен в процесс обучения. К примеру, собираясь утром в детский сад, предложите дошкольнику сосчитать количество пуговиц на его рубашке. А придя в больницу – определить количество сидящих в очереди пациентов. А сколько объектов для счета можно найти, прогуливаясь по улице! Машины у дома, люди на остановке, пролетающие в небе птицы, этажи зданий – и этот список является практически неиссякаемым.
Александра, мама восьмилетнего Андрея: «Мы с сыночком учились складывать и вычитать в 5 лет. Причем делали это сразу в уме, без использования палочек и загибания пальчиков. Идем куда-нибудь, считаем предметы, а затем прибавляем к ним 1. К примеру, возле магазина припарковано три машины и вот к нему подъезжает еще одна. Сын складывает в уме и выдает ответ. Позже стали добавлять по 2, по 3 и так по нарастающей. Затем поменяли порядок расчетов. Начали прибавлять к меньшему числу большее. Это, конечно, давалось сложнее, но со временем привыкли. Пешком мы ходим много. Как минимум – ежедневная «прогулка» до сада и обратно. Сейчас уже посещаем школу, дорога до которой занимает 20 минут в одном направлении. Так что времени полно. Со счетом закончили, теперь начали учить тем же методом английские слова».
Математические игры
Многие дети, обладающие гуманитарным складом ума, склонны считать математику довольно скучной наукой. Однако достаточно показать ребятам обратную сторону данного предмета, как их мнение резко изменится. В этом взрослым помогут математические игры для детей 5-6 лет. Перечислим некоторые из них:
«Сосчитай хлопки»
Данная игра способствует развитию не только математических способностей, но и слухового восприятия. Хлопая в ладоши с различной силой и частотой, нужно попросить ребенка посчитать количество ударов. Усложнить задачу можно, попросив малыша воспроизвести услышанное.
«Фокус-покус»
Взяв несколько небольших предметов (конфет, пуговиц) взрослый зажимает их в кулаках и прячет за спиной. Далее ребенку задается несложная математическая задачка. К примеру: «У меня всего семь пуговиц. В правой руке я держу четыре, сколько зажато в левом кулачке?». Если дошкольник ответил правильно, можно предложить ему поменяться ролями. Пускай он сам придумает задачу и просчитает в уме ее решение. Если же ребенок дал неверный ответ, стоит вновь спрятать за спиной предметы, но уже в другом количестве.
«Найди лишнее»
Взрослый вырезает из журналов несколько десятков картинок различных категорий: транспорт, продукты питания, растения, мебель и т.д. Далее следует разложить на столе изображения одной тематики, добавив к ним несколько лишних объектов. Ребенку дается задание пересчитать все картинки, отыскать «посторонние» предметы и назвать их количество. В завершение осуществляется подсчет оставшихся изображений одной категории.
«Назови число»
Эта игра является групповой. Взрослый ведущий становится в центр образованного детьми круга и поочередно кидает малышам мячик, называя любое число. Каждый ребенок, дождавшись своей очереди, бросает предмет обратно, произнося следующее по порядку число. При этом желательно избегать повторений.
Рисование по точкам
Когда ребенок уже легко справляется с приведенными выше упражнениями, то можно предложить ему рисование по точкам. Это очень увлекательное занятие, так как в большинстве случаев, не известно какая картинка получится в итоге. Поэтому дети с удовольствием соединяют точки, проводя по порядку линии от одной цифры к другой.
Игры-ходилки
Многие помнят из детства такие игры. Суть их в том, что на игровом поле отмечен путь, по которому нужно добраться из одного места в другое. И игроки по очереди бросают игральные кости, считают количество выпавших точек и делают ход, опять же считая. Счет ограничивается цифрами от 1 до 12, зато ребенок учится складывать. Например, выпало 3 и 6 точек на костях. И задача игрока посчитать, сколько будет 3+6. Ход он сможет сделать только после того, как получит правильный результат. В процесс игры можно вовлекать всю семью, это будет увлекательным времяпровождением.
«Магазин»
Эта ролевая игра знакома многим взрослым. Ведь маленькие выдумщики периодически вовлекают родителей в свои забавы. Вот они становятся продавцами и предлагают покупателям приобрести у них продукты. Или же сами приходят в магазин за игрушками. Обычно в качестве денег выступают различные бумажки. Но куда полезнее будет взять несколько настоящих монеток или пуговиц и осуществлять с покупателями вполне реальный расчет. Со временем можно ввести понятие «сдача». Если сыр стоит 3 рубля, а покупатель дает одну пятирублевую монету, необходимо вернуть ему лишние деньги. Вовлеченный в игру ребенок гораздо быстрее научится счету и простейшим математическим действиям.
Ева мама семиклассницы Вари: «Учила дочку считать в уме еще до школы. Начинали с простейших цифр, затем ввели двухзначные и трехзначные числа. Сейчас Варе 12, она считает быстрее нас с папой. А секрет очень прост: главное, чтобы ребенок был вовлечен в процесс обучения. Мы очень рано познакомили дочку с деньгами. Забирая ее из садика, я давала Варе сначала по 5 рублей на конфетку или жвачку. Она сама рассчитывала, хватит ли ей денег, сколько должно остаться и т.д. Постепенно сумма увеличилась до 20 рублей. Дочка умудрялась раскладывать ее на несколько покупок, совершая в уме нужные вычисления. Сейчас математика – ее любимый школьный предмет, она стабильно принимает участие во всех олимпиадах».
Если ребенок отказывается считать
Некоторые дети категорически отказываются обучаться навыкам счета даже в игровой форме. Нередко причиной этому становится неправильный подход родителей к проведению занятий. Попытавшись пару раз позаниматься с дошкольником по схеме «сиди и решай», многие взрослые надолго отбивают у них тягу к математике. Впрочем, нелюбовь к счету может объясняться перегруженностью ребенка различными развивающими занятиями или секциями. А может быть дошкольнику просто не нравится реакция родителей на неверные ответы. И подобных причин может быть огромное множество. Как же вести себя родителям в случае отказа детей обучаться счету?
Запастись терпением
Возможно, ребенок не понимает математику ввиду своего юного возраста. Ведь далеко не все пятилетние дети обладают способностями к вычислению. Кроме того, дошкольники с гуманитарным складом ума могут игнорировать цифры вплоть до похода в первый класс. С другой стороны, многие из них к этому времени уже достаточно бегло читают и даже умеют писать. Поэтому не стоит остро реагировать на нежелание ребенка считать. Ведь быть успешным «на всех фронтах» попросту нереально.
Использовать метод «принуждения убеждением»
Если дошкольник обладает способностями к математике, но попросту не хочет учиться, нужно донести до него необходимость данного процесса. Ведь без навыков счета никак не обойтись. Об этом нужно говорить как можно чаще, демонстрируя данный факт на жизненных примерах. Так, передвигаясь с ребенком по городу на автобусе, мама может сказать ему «Помоги мне, пожалуйста, у меня заняты руки. Достань из кармана моей куртки мелочь, отсчитай пятнадцать рублей и заплати за проезд. Ах, я же совсем забыла, ты не умеешь считать. Придется справляться самой». Периодически создавая подобные ситуации, можно постепенно убедить ребенка в том, что пора учиться считать.
Устраивать «числовые атаки»
Если ребенок не хочет воспринимать цифры, нужно окружить его ими. Для этого следует подготовить множество карточек с числами и рисунками. Развесив листы бумаги по периметру квартиры и время от времени акцентируя на них внимание, научить ребенка счету будет гораздо легче. Также необходимо как можно чаще включать цифры в речь при общении с ребенком. Можно играть с ним в прятки, громко отсчитывая время, учить стихи из разряда «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», показывать ненавязчивые обучающие мультфильмы с присутствием чисел и т.д. Со временем дошкольник непременно проникнется интересом к математике.
Проводить «сладкие занятия»
Если дошкольник не желает воспринимать ни классические, ни игровые методы обучения счету, можно пустить в ход беспроигрышный прием. Пожалуй, ни один ребенок не откажется от сладкого. Так почему бы не поставить детям условие, что они будут получать конфеты только тогда, когда сумеют назвать их правильное количество. Это подстегнет в дошкольниках желание поскорее овладеть навыком счета.
Таким образом, математика для дошкольников является безумно интересной и увлекательной наукой. Главное выбрать правильную форму обучения, которая будет максимально приятной и необременительной для ребенка. Идеи для занимательных уроков находятся вокруг нас, стоит лишь подключить фантазию и посмотреть на привычные вещи под новым углом.
Видео по теме