Массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Рекомендации для выполнения логопедического массажа. Техника выполнения логопедического массажа лица
Проблемы с речью у ребенка могут быть патологией или вариантом нормы. Если нарушения ярко выраженные или сохраняются во взрослом возрасте (от 3 лет), необходимо прибегать к терапии. В качестве основы лечения выступают занятия с логопедом и массажные процедуры. Логопедический массаж для детей в домашних условиях совмещается с другими методами терапии.
[ Скрыть ]
В каких случаях применяется
Массаж используется для профилактики и полноценного лечения.
Показания к использованию физиотерапии:
- дефекты речи, возникшие как самостоятельная болезнь или симптом другой патологии;
- дизартрия;
- заикание, связанное с гипертонусом мышц;
- слюновыделение из-за рта во взрослом возрасте;
- пониженный мышечный тонус.
Занятие с профессионалом показаны всем без исключения. Желательно несколько месяцев поработать над развитием речевого аппарата.
Условия проведения логопедического массажа
Если ребенку 3 года и более, его необходимо занять активными играми. В помещении нужно создать благоприятные условия, оно должно быть чистым и проветриваемым. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Процедуру проводят через 2 часа после еды. Первый сеанс длится не более 5 минут, после продолжительность массажа увеличивают.
Массировать язык руками можно только в перчатках. Массаж руками предпочтительнее, если выполняется профессионалом. Специалист использует больше элементов и правильно воздействует на мышцы.
Логопедический массаж для детей в домашних условиях должен проводиться после консультации со специалистом. Кроме того, потребуется регулярно посещать врача для контроля и корректировки лечения.
В ходе терапии используют разные способы и методики, чтобы выяснить наиболее подходящий из них. Серьезные патологии требуют комплексного воздействия. Использование физиотерапии вместе с другими методиками логопедии позволяет достичь хороших результатов в лечении. В физиопроцедурах должна соблюдаться мера, так как слишком частый массаж способен навредить. Родители, которые по каким-либо причинам не могут выполнять процедуры, должны посещать специалиста. После устранения основных дефектов желательно продолжить занятия с логопедом для профилактики и достижения больших результатов.
Методики
Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.
Выделяют методики:
- Новиковой;
- Дьяковой;
- Краузе;
- Приходько.
Цель любого метода одна - воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.
А именно:
- щеки;
- руки;
- губы;
- мочки ушей.
Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:
- надавливания;
- растирания;
- вибрации;
- поглаживания.
При гипотонусе
Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:
- все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
- необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.
Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:
- Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
- После перейти к губам, языку, шее.
- Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.
При гипертонусе
При гипертонусе задача - расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.
Объектами процедуры становятся:
- язык;
- мимические мышцы;
- губы.
Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.
Способы проведения массажа
Ложками
Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.
Ложками воздействуют практически на все участки лица.
А именно:
- мимические мышцы;
- губы;
- язык;
- щеки.
Для некоторых упражнений потребуется 2 ложки.
Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.
Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.
Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.
Зубной щеткой
Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.
Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой - предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.
Процедура выполняется следующим образом:
- Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
- Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
- Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
- При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.
Логопедический массаж рук и лица
Наибольшее внимание потребуется акцентировать на пальцах, щеках и губах.
Можно выполнять следующие действия:
- нажатия на подушечки пальцев по 4-10 раз;
- массирование ладоней;
- массирование верхней выемки губы;
- поочередное щипание верхней и нижней губы;
- поглаживание и пощипывание щек от носа к ушам.
Дополнительно потребуется регулярно заниматься умственным развитием.
Многие люди скептически относятся к тому, что профессионально проведенный логопедический массаж языка позволит ребенку не только научиться выговаривать разные звуки в словах, но и строить целые предложения.
Логопедический массаж языка для детей проводится для целого ряда положительных изменений, которые видят не только сами родители чада, но и все окружающие люди.
Ниже приводим список основных задач, с которыми он позволяет справиться:
- Коррекция правильного произношения звуков (звукопроизношения);
- Улучшение состояния голосовых связок и голоса;
- Нормализация дыхания во время разговора;
- Устранение психических и моральных напряжений у детей, которые страдают из-за неправильно поставленной речи;
- Уменьшение влияния заикания, дизартрии на повседневную жизнь детей;
- Общее улучшение речевого аппарата и мышц, отвечающих за звукоизвлечение;
- Укрепление глоточных рефлексов;
- Создание правильной траектории движений органов артикуляции.
Часто у детей наблюдается избыточное количество вырабатываемой слюны, поэтому врачи назначают подобные процедуры, чтобы снизить этот эффект.
Показания и противопоказания
У малыша могут наблюдаться врожденные или приобретенные отклонения, которые требуют обязательного назначения логопедического массажа языка. Среди них хотелось бы отметить следующие проблемы:
- Нарушение голоса или его частая потеря;
- Дефект речи;
- Дизартрия;
- Увеличение эффективности от занятий с индивидуальным логопедом;
- Непроизвольное слюновыделение;
- Проблемы с развитием артикуляционных мышц;
- Заикания и проблема с произношением из-за сильного напряжения мышц.
Данный список показаний к проведению массажа языка у детей разного возраста может быть расширен на основе индивидуального назначения врачом. В любом случае, понадобится тщательный осмотр специалистом.
Существуют и определенные противопоказания, при которых проведение этой процедуры становится просто недопустимым:
- Развитие острых респираторных заболеваний или пик простуды
- Гингивит и конъюнктивит
- Стоматит
- Увеличение лимфоузлов и лимфотока
- Поражение ротовой полости в результате развития герпеса
Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке , поэтому только квалифицированный врач способен окончательно выбрать вариант лечения вашего ребенка.
Условия для проведения процедуры в домашних условиях
Диагностика опытными врачами с применением современного оборудования позволяет выявить основные проблемы, связанные с речевым аппаратом.
Логопед имеет возможность на основе полученных анализов получить структуру и причину нарушения, что значительно упрощает дальнейший процесс лечения.
Обязательно исследуется мышечная структура шеи, мимические и артикуляционные мышцы, а также верхняя часть тела. Такой подход позволяет учесть даже самые мелкие особенности развития у детей речевых функций.
Теперь перейдем к особенностям проведения логопедического массажа языка в домашних условиях.
Процедура проводится в хорошо проветренной комнате. Если на начальном этапе длительность процедуры составляет всего лишь 5-7 минут, то после 4-5 занятий время увеличивается до 15-20 минут. Не стоит забывать, что от возраста ребенка также многое зависит.
Например, грудничкам допускается проводить процедуру не более 1-2 минут. В дошкольном возрасте процедура проводится в течение 15 минут, а в младших классах этот интервал можно увеличить до 20 минут. Но не забывайте и об индивидуальных особенностях каждого малыша.
Общий курс логопедического массажа языка для детей составляет 10-20 процедур в зависимости от сложности диагностированной проблемы.В неделю рекомендуется проводить не более 2-3 сеансов, чтобы не вызывать раздражение языковых рецепторов. Отдельную подготовку к процедуре должны пройти и сами родители ребенка, ведь важно верить в то, что это действительно полезно и эффективно.
Обязательно посмотрите следующее видео, о том как делать логопедический массаж детям. Мастер-класс, полезные советы и рекомендации от профессионала.
Манипуляции с языком ни в коем случае не должен доставлять дискомфорт или болевые ощущения, в обратном случае его рекомендуется просто прекратить. Если сразу ребенок будет с боязнью относиться к этим действиям, то после 4-5 сеансов его собственное мнение кардинально изменится.
Логопедический массаж языка зубной щеткой
Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. В нашем случае, мы разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка.
Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом . Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна.
Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка.
Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице.
Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.
Язык ребенка должен быть полностью расслаблен – для этого следует нежно помассировать область в подчелюстной ямке.Все поглаживания кроме зубной щетки проводятся большими пальцами рук без сильных надавливаний. Они должны быть направлены от центра языка к его боковым поверхностям. Повторимся, что вы не должны забывать о том, что требуется как можно чаще менять марлевые салфетки для сбора слюны .
Ожидаемый результат
Если логопед прописал вашему чаду проведение специального логопедического массажа языка, вы должны с пониманием относиться к этому, ведь имеются явные отклонения и проблемы.
Прохождение всего курса позволит не только улучшить произношение звуков, но и укрепит артикуляционные мышцы, которые задействованы в разговоре у каждого человека.
Заключение
Прежде чем приступать к процедурам со своим чадом, мы рекомендуем пройти специализированные курсы логопедического массажа. Времени это займет не много, зато вы будете уверены в своих силах и точно знать, что не навредите.
Обучение логопедическому массажу краткосрочное, его можно пройти в пару занятий. Обратитесь к своему детскому врачу за консультацией по этому вопросу.
С маленькими детьми нужно быть всегда очень чуткими и бдительными. Научиться возможно и самостоятельно, но никак не обойтись без рекомендаций педиатора.
Массаж может являться как общеукрепляющей процедурой, так и лечебной, решающей ряд проблем со здоровьем человека.
Многие могут относиться достаточно скептически к возможности улучшения речи или возможности малыша заговорить с использованием подобной терапии.
Однако, не стоит забывать, что состоим мы с вами из систем органов, фиксация и взаимодействие которых возможна путем мышечных взаимодействий и пульсаций нервной системы, поэтому подход в решении логопедических проблем должен быть двусторонним — развитие речи с помощью специальных занятий и проведение курса массажных процедур, которые укрепят мышечный аппарат и создадут максимальные предпосылки для речи и правильного произношения.
Дополнительно для развития речи детей и взрослых, логопеды рекомендуют метод Томатис терапии, которая позволяет возобновить связи между ухом и мозгом, привести в гармонию отношения ребенка с окружающим миром.
1. Основные задачи
К основным задачам логопедического массажа относятся:
- коррекция звукопроизношения;
- улучшение состояния голоса;
- нормализация речевого дыхания;
- устранение эмоционального напряжения у лиц, имеющих дефекты речи;
- проработка проблем заикания, ринолалии, нарушений голоса, дизартрии;
- улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
- проработка и активизация перефирического речевого аппарата;
- уменьшение гиперсаливации;
- укрепление глоточного рефлекса;
- усиление проприоцептивных ощущений;
- создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.
2. Показания
Показания к проведению логопедического массажа являются:
- нарушение голоса;
- дизартрия;
- заикания, дискомфорт и напряжение при произношении;
- ускорение результативности логопедических занятий;
- непроизвольное слюноотделение;
3. Противопоказания
К ключевым противопоказаниям относятся:
- наличие инфекционных или соматических заболеваний в остром периоде;
- заболевания кожных покровов (острые и хронические);
- конъюнктивит;
- гингивит;
- стоматит;
- герпес и другие вирусные поражения слизистых ротовой полости;
- увеличение лимфоузлов;
- усиленная пульсация сонных артерий.
4. Условия проведения
Логопедический массаж проводится после медицинской диагностики с осмотром. Логопед устанавливает форму и структуру речевого дефекта и назначает процедуры. При этом уделяется внимание состоянию мышечного тонуса верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных мышц.
Проводится в теплом, хорошо проветренном чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут. При этом существует градация длительности в зависимости от возрастной группы: у грудничков продолжительность не превышает 10-12 минут, на начальном этапе составляет 1-2 минуты; детей дошкольного возраста продолжительность составляет до 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут.
Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев, при серьезных поражениях воздействие может выполняться в течение года и более.
Логопедический массаж детей подразумевает осознанность необходимости его проведения родителями малыша — логопед разъясняет результативность массажа, настраивает на положительный результат. Они в свою очередь подготавливают малыша к проводимым действиям, успокаивают. Для устранения страха перед процедурой можно показать движения на другом ребенке, который уже проходил такие процедуры.
Воздействие не должно вызывать болевые ощущения, если ребенок негативно настроен к этой процедуре, на начальных этапах стоит выполнять только поглаживания. Наиболее пораженные участки прорабатываются не сразу, а в середине или ближе к концу процедуры, тем самым расслабляя малыша и устраняя страх пред возможной болью. Постепенно, процедура за процедурой наблюдается снижение боли и страха во время воздейстивя и малыш хорошо принимает все движения. Для проведения вам понадобятся:
- стерильные медицинские перчатки;
- защитная маска;
- нашатырный спирт (в случае необходимости оказания медицинской помощи).
Техника проведения делится на этап классического массирования наружных покровов кожи, на этом этапе используется масло, и логопедическое массирование слизистых оболочек ротовой полости, где массаж выполняется в перчатках и медицинской маске. Общим правилом для обеих случаев является выполнение теплыми руками.
5. Техника проведения логопедического массажа
Техника выполнения повторяет порядок проведения и других частей тела, включает поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Процедура проводится в трех различных положениях тела ребенка:
- лежа на спине головой к массажисту;
- сидя в кресле с высоким подголовником, массажист располагается за спиной;
- лежа на спине, массажист находится по правую руку, левой придерживая голову в теменной части черепа, а правой выполняя движения (эта позиция удобна для выполнения массажа губ, щек, жевательных мышц и языка с внешней и внутренней стороны).
Для проработки мышц лица проводится классический логопедический ручной массаж. Он выполняется в положении лежа на спине головой к массажисту.
Начинаем все движения с поглаживаний лица. Кончиками пальцев по массажным линиям массируем область лба, щек, область подбородка. Движения легкие и нежные: область лба — от центра лба к вискам, от надбровных дуг к линии роста волос; щеки – от линии носа к вискам, от линии крыльев носа к козелку уха, от уголков рта к основанию уха; подбородок – от центра к основанию черепа.
Повторяюем воздействие 3-5 раз. При необходимости выполните растирания и разминания по тем же линиям, используя гребнеобразные и граблеобразные растирания, технику валяния и пересекания на области щек.
5.1 Губы
Часто проблемы логопедического характера связаны с низким тонусом ротовой области мышц лица, поэтому интенсивно, кончиками пальцев, проводятся растирания и разминания в этой области, захватывая область подбородка, рта, носогубных складок (рекомендуется при выполнении логопедического массажа при дизартрии). Для проработки речевой мускулатуры проводим интенсивные, но не оттягивающие разминания – кончиками пальцев выполняем простое и лунообразное разминание, массируем область губ.
Выполняется от впадины между подбородком и губой к уголкам губ для нижней губы; от уголков губ к надгубной складке для верхней губы. Используйте поглаживания кончиками пальцев, растирания пиление и пунктирорание, разминание методом валяния и пересекания, вибрации методом постукиваний кончиками пальцев, завершите воздействие поглаживаниями и точечным массажем по активным точкам в этой области. Повторяем комплексное воздействие 5-7 раз. Завершаем поглаживаниями.
В случае наличия асимметрии лица массаж выполняется с большим усилием и проработкой на пораженной стороне для укрепления мускулатуры.
5.2. Шея
Для проработки области шеи в логопедическом массаже используем технику поворотов шеи в разные стороны: поворачиваем голову влево-вправо, вперед-назад, движения повторяем 3-5 раз в каждую сторону. Массируем область кадыка, используя поглаживания. Движения не сдавливающие, аккуратные, повторите их 3-5 раз. Закончите логопедический массаж лица поглаживаниями: область лба от центра к вискам, от бровей к линии роста волос; верхнее веко — от внутреннего уголка глаза к внешнему, от внешнего к внутреннему для нижнего века; щеки – от линии носа к козелку уха, от крыльев носа к основанию уха, от уголка губ к основанию уха. Движения повторите 2-3 раза.
При необходимости дополните логопедический массаж массированием артикуляционного отдела со стороны слизистой оболочки.
Выполняется до еды или через 1,5-2 часа после еды в течение 5 минут. Перед выполнением процедуры оденьте стерильные перчатки.
5.3. Массаж язычной мускулатуры
Выполните поглаживания области десен в горизонтальной плоскости по правую и левую сторону. используйте прямолинейные, зигзагообразные и круговые поглаживания. Повторите 2-3 раза.
Эти манипуляции вызывают усиление слюноотделения, поэтому дайте массируемому сглонуть слюну после них.
Аналогично выполните вертикальные воздействия вдоль всей челюсти, повторите 2-3 раза и дайте сглотнуть слюну. Приступайте к массированию неба – легкими движениями пальцем производите сдвигания мягкого неба по средней линии, при этом могут произносится звуки «А» и «Э». Повторите 10-15 раз.
Массаж языка выполняется от кончика к основанию, до появления рвотного рефлекса. Выполняем легкие поглаживания, похлопывания и вибрации, общая продолжительность процедуры составляет 15-20 секунд.
Поглаживания производим прямолинейно, зигзагообразно, кругообразно. Движения начинаем от середины языка к кончику и образно, от середины к краям (техника «елочка»), от левого края к правому и назад, при этом одной рукой фиксируем язык, а второй производим процедуру. Осуществляем перекатывание пальца по поверхности языка, пощипываем язык кончиками пальцев и растягиваем его края. Выполните поглаживания со стороны подъязычной уздечки к кончику и обратно.
Вместо пальпации можно проводить логопедический массаж при помощи зубной щетки, по аналогичной схеме.
С внешней стороны массаж дополняется точечным воздействием на подчелюстную ямку в течение 15 секунд вибрирующими движениями указательным пальцем и вибрацией двумя указательными пальцами в течение 15 секунд под углами челюсти.
5.4. Язык
При гипертонусе мышц языка воздействие носит расслабляющий характер. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, небно-глотоный (рвотный) рефлекс может также затруднять проведение, поэтому выполнение подобной процедуры при гипертонусе требует соблюдения следующих правил:
- массаж проводится после расслабления мышц шейного отдела, плечевого пояса и мышц нижнечелюстного отдела, потому что эти мышцы тесно связаны с мышцами корня языка;
- движения направлены от кончика языка к корню;
- перед началом процедуры устанавливается граница небно-глоточного рефлекса. Граница устанавливается перемещением шпателя по поверхности языка с установлением данной границы.
В случае возникновения спазмов при выполнении в наиболее запущенных случаях почти на кончике языка, массаж рекомендуется начинать при внутреннем расположении языка в полости рта, постепенно увеличивая площадь массирования и работе на поверхности языка вне рта.
Для расслабления языка проведите точечные упражнения с подчелюстной ямкой и вибрации под углами челюсти, захватите кончик правой рукой и выполните покачивающие движения из стороны в сторону, вперед назад. Движения плавные, с постепенным увеличением амплитуды.
После этого переходят к выполнению процедуры. Поглаживания производят большим пальцем ведущей руки, при этом указательный палец придерживает язык с другой стороны. Движения проводят от центра к периферии, продвигаясь от кончика языка к корню до установленной границы, выполняя движения с начала с правой стороны от средней линии, затем с левой. Ведомой рукой придерживают язык за кончик, ведущей рукой, используя большой и указательный палец выполняют поглаживания от центра к периферии, от кончика к границе.
Разминания выполняют путем захвата языка сверху большим пальцем, снизу – указательным и средним. Выполняют перетирание поверхности языка по обе стороны от центральной линии языка. От кончика к корню. При таком же положении пальцев выполняют растирания поверхности языка без надавливаний.
Вибрации языка выполняют путем захвата ведущей рукой кончика языка. Производят легкие потяхивания, выполняют похлопывания и надавливания шпателем (деревянным или пластиковым).
Перед воздействием на ротовую полость, научите ребенка эффективно работать со слюноотделением, для этого используйте упражнение жевания с запрокинутой головой, сглатывания слюны с одного раза, выполнять вращения языком в преддверии рта, а затем сглатывать слюну.
Методика работы со сложными случаями дцп часто включает помимо техник логопедического массажа лица проработку рук и ног малыша, развитие хватательных, кинестетических рефлексов, моторики и реакции на внешнее раздражение. В этом случае логопед работает совместно с массажистом и подбирает оптимальные методики, сочетающие массажные движения, направленные на правильное развитие костно-мышечной системы и на развитие соответствующих рефлексов и навыков.
5.5. Кисти рук
В качестве техник проведения логопедического массажа кистей рук и верхних конечностей ознакомьтесь с основными методиками детского массажа верхних конечностей и кистей, который можно дополнить следующими упражнениями:
1. «Пальчиковый бассейн»
. В небольшую коробку с высотой бортиков 6-8 см высыпьте горох и фасоль, работа с таким бассейном способствует развитию активной кинестезии. Для усиления эффекта разместите в коробке предметы различной фактуры – шероховатые, гладкие, овальные, квадратные.
2. Логопедическая щетка «ежик»
. В домашних условиях тренажер можно изготовить самостоятельно – используйте массажную расческу с мягким основанием крепления деревянных зубчиков, желательно размером с руку ребенка. Удалите ее из расчески, с обратной стороны приклейте войлок или кожу для придания жесткости и сделайте держатель для фиксации на руке. Тренажер используется в двух положениях – иголками к ладони и наружу. За счет большой площади раздражения проводится глубокая проработка нервных окончаний ладонной части кисти при выполнении лечебной логопедической физкультуры (похлопывание по ладоням, похлопывания от кисти к локтю, поглаживание от локтя к кисти и др.).
Дополнить логопедический массаж можно также техниками массажа по биологически активным точкам.
Нажатие на данные точки стимулирует работу определенных систем органов и групп мышц. Методика применения точечного логопедического массажа отличается простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики. Использование точечного логопедического массажа позволяет:
- нормализовать тонус мышц;
- улучшить работу артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов;
- регулировать вегетативные функции и обменные процессы;
- регулировать эмоциональное состояние;
- оказывает профилактическое действие на расстройства голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.
Главным условиям эффективности точечного массажа является правильное определение локализации биологически активных точек, наиболее эффективным методом для их определения является пальпация. Производится подушечками наиболее чувствительных пальцев (чаще всего безымянного или указательного). Методика проведения следующая:
- на начальном этапе выполняется массаж не более, чем 3-4 точек, постепенно увеличивая их количество;
- во время одного сеанса работаем с точками как локального назначения, так и общего;
- точечный массаж проводится до логопедического;
- процедура носит курсовой характер, сеансы проводятся через день, интервал не должен превышать 3 дней, перерыв между курсами 3-6 месяцев;
- при проведении процедуры, направленной на релаксацию, включите расслабляющую музыку.
При выполнении точечного массажа выполняется комплексная проработка точек, сгруппированных на определенном участке кожи. Рассмотрим такие основные блоки.
Массаж биологически активных точек нормализации работы артикуляционных мышц (БАТ1): одиночная точка под носом в верхней трети носогубной складки; одиночная точка в центре подбородочно-губной складки; парные точки на расстоянии 1 см от уголков рта; парные точки по диагонали носогубной складки почти по середине между крыльями носа и уголками губ; парные точки на нижней челюсти параллельно точкам отстающих от уголков рта на 1 см.
Биологически активные точки улучшения кровоснабжения и дыхания носоглотки (БАТ2)(улучшение резонанса голоса, профилактика голосовых расстройств): парные точки у крыльев носа; парные точки у надбровных дуг; точка посередине между бровями; парные точки на расстоянии 0,5 см по линии соединения крыльев носа с мочкой уха.
Биологически активные точки воздействия на мышцы глотки и гортани (БАТ3) (нормализация работы мышц голосового аппарата): точка на средней линии шеи между нижним краем подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща; точка на расстоянии 0,7 см выше от верхнего края яремной вырезки грудины.
Биологически активные точки нормализации состояния мышц глотки, гортани и корня языка (БАТ4): точка на средней линии шеи; парные точки по обе стороны щитовидного хряща у переднего края грудинно-ключичной-сосцевидной мышцы. Массируются очень осторожно, так как это вызывает неприятные ощущения.
Биологически активные точки нормализации работы мышц нижней челюсти (БАТ5): точка на середине наиболее выступающей части подбородка; парные точки спереди от козелка уха во впадине соединения челюсти и скуловой кости; парные точки на нижнем крае мочки уха.
Массаж по биологически активным точкам выполняется в сочетании с голосовой гимнастикой:
- комплекс БАТ1 совместно с произнемением звуков “ЗМММ” в течение 2-3 секунд, таким образом снимается напряжение при звучании голоса;
- комплекс БАТ2 выполняется совместно с произнесением звуков “ГМММ” в течение 2-3 секунд;
- комплекс БАТ5 выполняется с протяжным произнесением “ЖММММ” в течение 2-3 секунд, снимается напряжение в глоточно-гортанной области;
5.6. Ушные раковины
Также воздействие на биологически активные точки можно дополнить логопедическим массажем ушных раковин. В этой области сосредоточено большое количество биологически активных точек, которые способны быстро повысить тонус нервной системы, активизировать работу мышц речевого аппарата. Массаж ушных раковин проводится на завершающем его этапе.
Начинаем с перетирания ушных раковин снизу вверх и сверху вниз, затем производим тянущие движения мочек ушей в низ, движения повторяем 5 раз. Это движение способствует активизации артикуляционных мышц. Указательный палец аккуратно помещаем в начало ушного прохода, а большим пальцем выполняем массирование козелка уха с легкими надавливающими движениями. Продолжительность: в течение 30 секунд. Эти движения помогают при насморке, устраняют осиплость. Массаж противозавитка ушной раковины выполняется с противоположной стороны ушного прохода.
Противозавиток прижимается указательным пальцем и массируется сверху вниз в течение 30 секунд. Эти движения способствуют улучшению звучания голоса.
В дополнение к точечному воздействию на ушные раковины, проводится логопедический массаж стоп и кистей, однако это больше относится к детскому массажу, так как наибольшая взаимосвязь тактильных ощущений с корой головного мозга наблюдается в грудничковом возрасте
.
В завершении хотелось бы отметить, что при решении логопедических проблем старайтесь выполнять все рекомендации логопеда, включайте в работу речевые занятия, упражнения на развитие и логопедический массаж — интегрируя, вы обречены на успех.
Речевое общение является основным средством для осуществления связи между человечеством. При помощи речи, с малых лет мы учимся познавать мир в общении. Дети неодинаковы и осваивают речь в правильной форме на разных этапах своей жизни. Данному развитию могут препятствовать многие факторы.
К причинам нарушения речи у ребёнка можно отнести:
- наследственную генетику;
- патологические последствия в ходе беременности и при родовой деятельности;
- протекание психологического развития у ребёнка с задержкой;
- нарушение самого речевого аппарата.
Если проблема в развитии малыша существует, не стоит паниковать. При выявлении первых ей показателей, необходимо сразу обратиться за помощью к специалисту - логопеду. Определив специфику нарушения, ребёнку будет оказана необходимая помощь для устранения имеющейся проблемы.
Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата
Как правило, занятия с логопедом включают выполнение детками дыхательной и артикуляционной гимнастики. При обнаружении специалистом более серьёзных нарушений, к комплексу процедур подключают логопедический массаж. Он относится к нетрадиционному методу лечения, но очень результативен так как повышает тонуса языка и нормализует работу аппарата речи.
Логопедический массаж для детей способствует:
- улучшению произношения;
- коррекции голоса;
- снижает симптоматику связанную с неврологическими нарушениями;
- активизирует и приводит в тонус мышечную систему речевого аппарата;
- помогает сократить время при формировании произношения.
Массаж также способствует обновлению организма, так как в процессе задействованы все ткани, клеточки и в целом система. Его влияние оказывает существенные изменения на состояние системы мышц. После активной нагрузки мышечные волокна повышают свою активность, восстанавливается и увеличивается их работоспособность .
Логопедический массаж языка для детей поможет если выявлены такие речевые нарушения как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия. Также его применение значительно снижает заикание у ребёнка .
Как правило, делает массаж языка логопед. Это связано с выполнением сложных правил при очистке и подготовке к процедуре языка и ротовой полости. В медицинских учреждениях при очистке используют специальный зонд. Если проблема не настолько велика, можно получив консультацию специалиста делать логопедический массаж в домашних условиях. В этом случае очистку ротовой полости осуществляют шпателем либо зубной щёткой.
Выявив характер отклонения, логопед назначает массажный курс с учётом количества сеансов и их продолжительности. На назначение определённого курса массажа влияет мышечный тонус (его состояние), возможность во время движения, наличие патологий.
Пониженный тонус
Делать логопедический массаж ребёнку нужно изначально с шейной области затрагивая плечи. Тело поглаживают мягкими и лёгкими движениями. Оказывая действие на данную область, активизируется мускулатура имеющая связь с мышцами языка.
При массаже обязательно надо затрагивать дно ротовой полости, так как данные мышцы имеют непосредственную связь с корневой областью языка.
Также надо проводить активные действия на артикуляционных мышцах. К ним относятся жевательные, скуловые, щёчные. Все действия начинают от центральной области и доводят до крайней точки.
Применяют в приёмах классический массаж с поэтапным нарастанием в давлении. При этом в области воздействия не должна ощущаться боль.
Методы проведения
- поглаживаем лоб вдоль и поперёк;
- поглаживаем верх глаза;
- движение от носовых крыльев до уха;
- поглаживаем подбородок к уху, затрагивая его нижнюю челюсть;
- спиральными движениями разминаем скуловые мышцы;
- делаем пощипывающие и в виде спирали действия на щеках;
- разминаем обе стороны мышц щёк, массируя внутри одним пальцем, остальные задействованы снаружи;
- массажируем отдельно каждую губу. Двигаемся поглаживая и пощипывая от средней точки к углам;
- обработка складки в области губы.
Повышенный тонус
Как делать логопедический массаж правильно имея повышенный тонус? Начинают процедуру подобрав удобное расположение для ребёнка, которое уменьшит степень проявления тонического рефлекса. Лёгкими прикосновениями поглаживают от крайних точек к центру области массажа. При этом делают усиливая давление скользящие и слегка прижимающие действия, что даёт расслабляющий эффект в области воздействия. Все циклы происходят с повтором в восемь раз. Таким образом, замедленные движения снижают тканевую возбудимость .
Методы проведения
Начинают расслабляющими движениями в шейном и плечевом отделах. Также закрепляют методику пассивным массажем делая вращения головой. Придержав голову ребёнка, необходимо выполнять круговые вращения поочерёдно в обе стороны. Таким образом при расслаблении мышцы шейного отдела, происходит снижение тонуса у самого основания языка .
Расслабление мышц на лице
- поглаживание лба вдоль и поперёк;
- поглаживание глаз;
- поглаживающие действия от переносицы через область верхнего века глаза до виска;
- гладим ото лба к щёчкам, далее подбородок через шейную область до ключиц;
- движения от уха (мочка) к носовым крыльям;
- пощипывание в области нижней челюсти;
- надавливающие движения от волосяного покрова, затрагивающие всю лицевую поверхность.
Мышечное расслабление во время массажа губ
- поглаживание губ от каждого угла к центральной точке (поочерёдно каждая губа);
- поглаживаем верхнюю губу (начиная с верхней её точки
книзу); - поглаживающие движения нижней губы (снизу к верхней точке);
- обрабатываем носовые складочки (от носовых крыльев к углам рта);
- надавливаем на губы, делая при этом лёгкие и вращающие прикосновения;
- пошлёпываем губы используя подушечки пальцев.
Массаж языка
Расслабляющий массаж языка проводят предварительно, очистив из полости рта ребёнка остатки пищи. Процедуру делают по истечении полтора часового интервала после приёма еды либо за два часа до кормления. Массаж делают поглаживая во все направлениях язык. Это способствует активности большего количества мышц.
Применяют при этом данную последовательность:
- стимуляция продольной мышцы от основания языка к самому концу;
- стимуляция поперечной мышцы от центральной части к краю;
- движениями в виде круга и спирали необходимо обработать всю поверхность;
- похлопывающими движениями обойти всю плоскость языка;
- прижимаем продольные мышцы;
- движениями сверху вниз массажируем уздечку язычка;
- воспользовавшись тканевой салфеткой, делаем массаж имитирующий перетирание.
Используя данную методику, специалистами рекомендовано самостоятельно делать массаж языка ребёнку в домашних условиях. Это комплекс несложных упражнений, которые по необходимости помогут справиться с отклонением речи если нет возможности регулярно посещать логопеда.
Массаж ложками
Дома также можно применить логопедический массаж ложками. Этот результативный метод, который значительно улучшит процесс развития речи у ребёнка. Для его осуществления понадобится две пары чайных ложек.
Методика проведения:
- При помощи выпуклой поверхности ложки, необходимо производить поглаживание височной области.
- Выпуклостью ложки делается поглаживание глазных впадин. Необходимо проводить вдоль брови к внешнему углу глаза. Обратные движения осуществлять под глазом.
- Круговыми движениями гладятся щёки ребёнка выпуклой стороной ложки.
- Растирание по спирали височной области горкой ложки. Закончить аккуратно нажав на область воздействия.
- Осуществлять растирание межбровного пространства спиралевидными траекториями горкой ложки.
- Массирование щёк от линии подбородка к глазу ребром ложки.
- При помощи конца ложки делать растирание носогубной области.
- При помощи кончика ложки слабыми нажатиями обработать отдельно нижнюю и верхнюю губу.
- Область скул и подбородка нужно разминать округлостью прибора совершая движения по кругу.
Расположение во время массажа
Прежде чем начать массаж языка ребёнку, необходимо его разместить в удобном положении.
Наилучшими считаются:
- расположение на спине. Под шею нужно подложить маленькую подушку либо мягкую ткань в форме валика;
- проведение в кресле при наличии в нём подголовника;
- для маленьких детей выбирают положение в коляске полусидя;
- сидя на руках у родителей в случае присутствия у ребёнка страха перед прохождением процедуры.
Выполнение условий при проведении методики
Массаж языка логопедический вносит коррективы в тяжёлые нарушения речи только при соблюдении определённых правил.
Продолжительность и частота проведения
Время прохождения одного сеанса зависит от возраста ребёнка и уровня нарушения речи и не должно превышать 25 минут (5-25 мин) независимо от места проведения (домашние условия, детское учреждение).
Продолжительность первого сеанса до 5 минут, так как необходима адаптация ребёнка к данной процедуре . С течением времени, в зависимости от возраста, время проведения постепенно увеличивают до максимального.
Массажный курс вмещает в себя 10-20 комплексов. На эффект процедуры влияет её регулярность . Ежедневное прохождение либо с разрывом через день, даст значительный прогресс в решении проблем с речью.
Делать расслабляющий логопедический массаж для языка не рекомендуется деткам у которых присутствуют разнообразные заболевания простудного характера, наличие кожных заболеваний и воспалительных процессов ротовой полости . Ну а отсутствие противопоказаний при регулярном посещении занятий и активное родительское участие и заботливое отношение логопеда - станет залогом успешного развития правильной речи у ребёнка.
Нередко у родителей наблюдается скептическое отношение к логопедическому массажу языка для детей. Достаточно сложно поверить, что если провести процедуру правильно, можно добиться невероятных результатов – малыш сможет произносить звуки правильно и составлять предложения.
Задачи логопедического массажа
При нарушениях речевого аппарата специалист обычно назначает артикуляционные и дыхательные упражнения. Если имеются более серьезные патологии, необходим логопедический массаж. Он считается нетрадиционным терапевтическим методом, но очень эффективным. Массаж приводит в норму работу речевого аппарата и увеличивает тонус языка.
Основные задачи процедуры:
- Приведение в норму дыхательного процесса при разговоре
- Снижение влияния заикания и дизартрии на качество жизни малыша
- Избавление от напряжений морального и психического характера при неверно поставленной речи
- Улучшение в произношении звуков
- Образование верной траектории движений губ и языка
- Усиление глотательного рефлекса
- Улучшение состояния голоса и голосовых связок
- Укрепление мышц, которые отвечают за извлечение звука и общее улучшение аппарата речи
Главной задачей считается избавление от речевого дефекта у ребенка. Нередко прослеживается чрезмерное количество слюны у детей – логопедический массаж помогает устранить эту проблему тоже.
Логопедический массаж — cons and pros
Процедура необходима в следующих случаях:
- Дефекты голоса или его периодическая потеря
- Неконтролируемое выделение слюны
- Дизартрия
- Речевой дефект
- Заикание и плохое произношение вследствие интенсивной напряженности мышц
- Патологии развития мышц артикуляционного аппарата
Есть ряд противопоказаний:
- Стоматит
- Увеличение лимфатических узлов
- Конъюнктивит
- Герпес в области рта
- Гингивит
- Простудные заражения и острые респираторные болезни
Патология изучается, основываясь на индивидуальных показателях. Окончательный вариант терапии подбирает исключительно специалист.
Обычно массажирует логопед. Это важно, так как есть сложные правила по очищению и подготовке к процедуре. В специализированных учреждениях для очищения применяют особый зонд. Если проблема не очень серьезная, разрешено проводить массаж языка ребенку для развития речидома. Тогда будет использоваться зубная щетка или шпатель.
Для логопедического массажа языка требуется высокая устойчивость внимания, поэтому на родителе или другом взрослом человеке, который хочет выполнять самостоятельно эту процедуру ребенку лежит большая ответственность.
Правила проведения процедуры
После проведения точной диагностики на современном оборудовании выявляются главные проблемы, которые связаны с аппаратом речи. Специалист, базируясь на анализах, определяет причину патологии, что делает терапию намного проще.
Исследованию подлежит структура мышц шеи, артикуляционные и мимические мышцы и верхняя область тела. Это помогает выявить даже небольшие особенности развития речи у ребенка.
Правила логопедического массажа для детей в домашних условиях
- Помещение важно тщательно проветрить перед процедурой;
- Для начала она длится от пяти до семи минут, после возрастает до двадцати минут. Следует помнить, что на это также влияет возрастная категория. Грудным младенцам массажировать язык не стоит больше пары минут. Дошкольникам – четверти часа, ученикам младших классов – двадцати минут. Также влияют личные особенности малыша;
- В одном курсе от десяти до двадцати процедур. В недельный промежуток делают не более трех сеансов, чтобы рецепторы языка не были раздражены;
- Если процедура вызывает у малыша боль и дискомфортные ощущения, лучше ее остановить. Сначала дети пугаются этих действий, но после пяти раз проведения массажа они меняют мнение.
Проведение массажа
Приспособления для процедуры могут быть различными. Дома массажировать можно зубной щеткой или ложками.
Если применять щетку, то она обязательно должна быть с мягкими ворсинками. Положить под язык марлю. Замену нужно будет производить с периодичностью в две минуты. Это важно из-за чрезмерного выделения слюны у малышей при процедуре.
Ребенок должен находиться в следующем положении:
- Лежа на спине. Положить под область шеи небольшую подушку или мягкий валик;
- Сидя в кресле с подголовником;
- Полусидя в коляске (маленький ребенок);
- На руках у родителей (когда процедуру проводит специалист, а малыш боится).
Движения кругообразные, надавливания не слишком интенсивные. Движения по спирали тоже могут быть, но после языковых упражнений. Также позволительна прерывистая вибрация щеткой по языку.
Насколько эффективен логопедический массаж легко заметить по поведению малыша. При его одобрении на его лице будут отображаться позитивные эмоции. Нередко процедуру делают в игровой форме, что позволит не только полезно провести время, но и развлечь ребенка.
Важно чтобы язык находился в расслабленном состоянии. Для этого нужно совершить аккуратные массажные движения в зоне подчелюстной ямки.
Поглаживания без щетки совершаются большими пальцами, надавливания слабые. Движения идут по направлению от середины к боковым частям. Никогда не следует забывать о замене марли.
Если специалист прописал выполнение процедуры, важно отнестись к этому с максимальной серьезностью – это говорит о наличии отклонений от нормы и патологий. Курс не только помогает в улучшении произношения, но и в укреплении мышц, которые помогают разговаривать любому человеку.
Примеры упражнений
Массаж можно делать по следующему алгоритму:
- Начать точечные массажные движения, проводя щеточкой по левой части языка, кончику к правой области. Вырисовывать латинскую букву U;
- Сделать еще один раз, после начать круговые движения;
- Совершить зигзагообразные движения от середины к концу языка по очереди точечно и кругами;
- Помассировать край левой области, чередуя точки и круги. Проделать упражнение справа;
- Нарисовать на языке латинскую букву V по направлению с уздечки до кончика;
- Провести две параллельные полоски слева и справа. Упражнения повторять, начиная с точек.
Перед тем как начинать логопедический массаж важно получить консультацию у врача. С маленькими детьми нужно соблюдать особую осторожность. Проводить процедуру самостоятельно можно и новорожденным, но рекомендации педиатра перед этим получить обязательно.