Когда илья в воду. Следует обратить особое внимание на животных. Приметы на Ильин день
2 августа (20
июля по старому стилю) - День Ильи Пророка, принадлежащего к самым популярным
святым. В славянской традиции – Перунов день. У многих народностей Илия
считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая
ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии, мчась по небу, издает
громкий звук. А молния - это стрелы, ими Илья поражает злую силу.
К святому Илье-пророку
всегда обращались, прося помощи и в лечении, и на охоте, и даже в любви. Считалось,
что Илья-пророк всемогущ и может карать нечистую силу и поражать молнией дурных
людей. По народной примете, этот день должен быть дождливым: хорошая погода
предвещает пожары. В праздник Ильи-пророка нужно обязательно умыться родниковой
водой для предохранения от болезней и порчи. Если же в этот день кто-нибудь
выйдет работать в поле, Илья-пророк может поразить его молнией или спалить сено.
Днем Ильи-пророка
заканчивалось настоящее лето: "На Илью до обеда - лето, после обеда - осень".
С этим днем связано множество примет.
По одной из них, в
Ильин день открываются звериные норы и волки выходят на охоту. Поэтому люди
опасались выгонять в поле домашний скот. Но многие связывают Ильин день прежде
всего с тем, что в средней полосе заканчивается купальный сезон. По народной
примете, после Ильина дня вода становится холоднее. Приближение осени
чувствуется и в том, что дни укорачиваются, а ночь длится дольше уже на два
часа.
В Ильин день
обычно произносили заговор на семена: "Батюшка Илья, благослови семена".
Считалось, что тогда урожай на следующий год будет хорошим.
В народном
представ лении Илья - святой грозный, суровый, кара ющий, но в то же время
щедрый, наделяющий. Он могучий распоряди тель самых страшных сил природы. В его
под чинении дожди, гром, молнии.
Считалось, что в
его силах послать на землю плодородие или вовсе лишить людей урожая.
Илью Пророка
молили о ниспослании дождей (Илья мокрый), о пре кращении дождей (Илья сухой). К
нему обращались и с другими просьбами: об охране от ружейных ран, умножении
урожая хлебов и лекарственных растений.
Он помогает
кладоис кателям, охотникам на пушных зверей.
Защищает и
исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, кровотечения, лихорадки. Спасает
от нечистого духа, разбойников, молодоженов от порчи, скот от бед. По приданию
Илья посылает тридцать ангелов с луками и стрелами. Летчики в наши дни считают
его своим покровителем - оберега ющим их в небе. Но Илья пророк может и справед
ливо наказать - продав цов, которые обвешива ют.
На Ильин день вся
не чистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных
зверей - отсюда пошел обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы
не навести на избу грозу и молнию.
На Илью
обыкновенно бывают «воробьиные ночи» - когда в течение целой ночи раздаются
оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаря ет все небо, испуганные
птицы постоянно мечут ся, вспархивают. В та кую ночь беспокойно ве дет себя
скот, да и чело век от страха страдает бессонницей.
По характеру
грома и дождя в этот день можно сделать прогноз на бли жайшее будущее:
· Гром гремит долго и не резко - к ненастью;
· Если же отрывисто и непродолжительно - бу
дет ясно;
· Дождь на Ильин день предвещает обильный
урожай пшена.
В эту пору
крестьянин с особым страхом смотрел на небо: урожай уже готов к жатве, и доста
точно ливня, града, палящей молнии, чтобы лишиться всего хлеба. Чтобы отвести
беду от своего огорода, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали
в поле: «На Ильин день стогов не мечут - спалит грозой».
Но хотя на Ильин
день не работали, к нему старались сделать многие сельскохозяйственные работы. Старались
высушить сено и убрать его в стога.
Единственная
работа, которая допускалась в этот день, это осмотр ульев и первое подрезвание
сотов на пчельнике.
Множество других
примет и поговорок сопровождали этот день на Руси.
С Ильина дня вода
остывает, купаться нельзя. «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».
И в наши дни после второго августа многие с опаской заходят в воду, так как, по
поверью, с этого дня в воде правят нечисти.
С Ильина дня мухи
и комары перестают ку саться, так что можно смело, не боясь укусов, отправляться
на природу, чтобы не упустить последних летних лучи ков солнца. Еще одна
примета гласит: после Ильи Пророка не ешь землянику - сонным будешь. А еще
принято счи тать, что с этого времени лист на деревьях желтеет.
В день памяти
пророка Илии всегда идет дождь. Этот дождь благодатный, нужно умыться целебным
дождем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.
У евреев
существует такой обычай: после пасхальной трапезы налить бокал дорогого вина
для Ильи Пророка и, открыв дверь, произнести: «Излей гнев свой на язычников, которые
не знают Тебя». Илья непременно посетит этот дом.
«К Ильину дню
заборанивай пар. До Ильи хоть зубами надери! К Ильину дню кнутом прихлыстни, да
заборони!»
Делали постели из
новой соломы.
«Ильинская
соломка - деревенская перинка»
В народном
представлении Илья Пророк не только носитель небесного гнева, но и благоде тель,
дарующий изобилие плодов, прогоняющий нечистую силу.
«Илья лето
кончает, жито зажинает; первый сноп - первый осенний праздник».
«На Илью до обеда
лето, а после - осень».
«У мужика та и
обнова на Ильин день, что новинкой сыт».
«Илья Пророк - косьбе
срок».
«После Ильи
комары перестают кусаться».
«С Ильина дня
вода стынет».
«До Ильина дня
дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома».
«С Ильина дня
ночь длинна и вода холодна».
«До Ильи поп
дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком на гонит».
«Илья грозы
держит, Илья хлебом наделяет».
«До Ильина дня в
сене пуд меду, после Ильна - пуд навозу».
«На Ильин день
снопов не мечут: грозой спалит».
«До Ильи мужик
купается, а с Ильи - с рекой прощается».
24211
14
И льин день, с которым связано множество обычаев, традиций и примет. По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда — в вихре и пламени он живым вознесся на небо. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества — Перуна-громовика.
Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели — четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: "После дождичка в четверг".
Пророк Илия, заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его "обязанности", став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Илья-пророк сделался одним из самых популярных в простом народе святых. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он — распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной шестеркой белых коней; от стука ее колес происходит гром. А "быстрее коней Ильи только ветер", — гласит пословица.
Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.
— Илья развозит по небу, — поведал землепашец, — воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.
— А почему ж зимой дождей не бывает? — поинтересовался ученый.
— А зимою, — нимало не смутился вопросом собеседник, — святые без воды сидят.
В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров. Но не только ими повелевает Илья: ему молились и о защите от ружейных ран, и об удаче на охоте, и даже об излечении от сибирской язвы. Множество всевозможных заговоров связано с его грозным и всемогущим именем.
"Встану я, раб Божий, пойду на восточную сторону, к морю океану. На том океане - море стоит Божий остров, на том острове лежит белгорюч камень-алатырь, а на камне сидит святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луками и стрелами, чтобы отбивали они от раба твоего все беды и напасти, все недуги и болезни".
Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Спасаясь от Ильи, нечистая сила превращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак и т. п. Поэтому в Ильин день установился обычай не пускать собак и кошек в дом: того и гляди, наведешь ненароком на избу грозу и молнию. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.
Нельзя выгонять скот на пастбище, а то загрызут его волки: существовало поверье, что в Ильин день "весь дикий зверь бродит на свободе". Но, даже и избежав встречи с хищниками, пастух-ослушник будет наказан: разгневанный непослушанием пророк может наслать молнию и на скот, и на пастуха.
Еще нельзя на Ильин день работать. Сено возить — грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут — спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела — "божья пташка", собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.
Еще в Ильин день нельзя купаться. Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: "Илья-пророк в реках воду мутит".
"Мне было лет восемь или девять, — рассказывала крестьянка из Нерчинска собирателю народных рассказов, — я помню, это было в Ильин день. Мужики наши мылись в бане. У нас же в деревне все бани на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в речку ныряют.
Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мищиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит:
— Это что же такое они вытворяют! Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья - пророк воду мутит — только черти сегодня купаются. Сказала так и ушла. И вот мы смотрим: на той стороне речки появился из воды кто-то косматый, черный и давай из воды выскакивать. Нырнет — снова вынырнет, нырнет — выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны и до самых пят. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, на той стороне, скалы одни. Кто ж там мог быть?! Человек никак не мог".
Почитание Ильи повсюду отличалось сочетанием языческих и христианских традиций. В Вятской губернии, например, пророка умилостивляли дарами: приносили в церковь ногу барана, пчелиный мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горох. В некоторых местах долго сохранялся обычай в Ильин день собирать у церкви рогатый скот. После обедни выбиралось одно животное для ритуального заклания. Его закалывали, разделывали на части по числу мирян, те мясо покупали, а деньги шли потом на нужды храма. В этой традиции ясно просматривается уцелевший от глубокой языческой старины обычай приносить в жертву богу-покровителю стад лучшее животное.
А под конец Ильина дня наступала так называемая воробьиная ночь. Считалось, что она чревата грозой, от которой испуганные птицы начинают метаться, вспархивать, натыкаться на разные предметы и падать наземь. После же дня пророка Ильи светлая часть суток начинает стремительно убывать: "Илья-пророк три часа проволок".
Рецепты к праздничному столу
Баранина с овощами
- 750 г бескостной баранины
- 500 г картофеля
- 3 луковицы
- 2 зубца чеснока
- 3 моркови
- 500 г свежей капусты
- 1 большой стручок сладкого перца
- 1 лавровый лист
- щепотка тимьяна
- щепотка тмина
- растительное масло, перец, соль
Мясо вымыть и крупно порезать. На нагретом масле пожарить мелко нарезанный лук, добавить мелко порезанный чеснок, положить мясо, все вместе немного обжарить. Добавить тимьян, тмин, лавровый лист, посолить, поперчить, залить водой с верхом и варить до полуготовности мяса. Положить нарезанную полосками капусту, нарезанную кружочками очищенную морковь, нарезанный перец и очищенный и порезанный кубиками картофель. Все залить водой с верхом и варить до полной готовности мяса и овощей. В случае необходимости долить немного теплой воды. Блюда из баранины вкуснее всего очень горячие, поэтому их рекомендуется подавать на стол сразу после готовки, по возможности не перекладывая из посуды в посуду.
Баранина молодая с рисом по-крестьянски
- баранина 1 кг
- рис 1,5 стакана
- бульон 3 стакана
- перец черный молотый, лавровый лист, мята, зелень петрушки, соль.
Баранину нарезать крупными кусками, залить водой, посолить, добавить специи и варить до размягчения, периодически удаляя пену. Рис перебрать, промыть, выложить на сковороду, сверху положить мясо, залить бульоном, посыпать измельченной зеленью петрушки, мятой, поперчить и запечь в духовке до готовности риса.
Медовые клубочки
- 8 яиц
- 250 г пшеничной муки
- 2 чайные ложки топленого масла
- 1/2 чайной ложки сахара
- сахарная пудра
- Для сиропа:
- 1/2 стакана меда
- 1/2 стакана сахара
- 1/2 стакана воды
Желтки взбить с сахаром, солью, добавить топленое масло, просеянную муку и немного взбитых белков. Смесить тесто. Тесто должно быть "гибким", чтобы его можно было скатать в тонкие "веревочки" (диаметром 1/2 см, длиной 12-15 см). Каждую такую "веревочку" надо "смотать в клубочек" вокруг изюминки. В скороварке для сиропа вскипятить воду вместе с сахаром и медом, в кипящий сироп положить "клубочки", плотно закрыть скороварку. Варить на ровном пламени 50-60 минут. Во время варки крышку снимать нельзя. В конце варки уменьшить пламя. Готовые "клубочки" (они имеют коричневый цвет) выложить на смоченную водой доску, посыпать изюмом. Остывшие посыпать сахарной пудрой.
Моли Бога о нас, святой угодниче Божий, Илия, усердно к тебе призываю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Илия (Элиаху) - древнееврейское библейское имя, которое переводится буквально, как Мой Бог - Господь. Это таинственное и красивое имя пришло к нам из древних веков и почитается многими поколениями людей практически всех народностей и вероисповеданий.
- У славян его принято произносить как Илья.
- У англичан - Илайджа, Элайас.
- У немцев и французов - Элиас, Эллис.
- У греков - Илиас.
- У восточных народов, приверженцев ислама известно как Ильяс, Илйас.
Кто же он, наш далёкий предшественник, герой, прославивший имя Господне и вошедший в жизнь людей так нерушимо? Какого числа Ильин лень, приметы, связанные с этой датой, и…
История праздника - Ильин день
Скорее всего, любой из нас слышал такую поговорку - на Илью и купаться нельзя. Или, - Илия в воду налья. Многим известно, что начиная с Ильина дня, а это, по новому стилю, всегда 2 августа, купаться в природных источниках нельзя , так как вода становится холодной и можно утонуть или очень сильно простудиться.
В Википедии указывается несколько дат этого праздника
Следует хорошенько запомнить, какого числа Ильин день. Не только для того, чтобы отдать дань красивой народной традиции. Но и чтобы вспомнить с уважительной благодарностью святого пророка.
Считается, что на Ильин день до обеда - лето, а после уже осень . В праздник Ильи зачастую было ненастье, наши предки верили, что грозный Громовержец проезжает по небу на огненной колеснице и поражает карающей справедливой десницей зловредную нечистую силу.
В этот день у славянских народов сложилась традиция не выгонять на улицу домашних животных, а также не пускать их в дом, так как нечисть, спасаясь от карающих молний Ильи, могла вселиться в домашних любимцев и удары, предназначенные для них, попадут в жилище.
И также считалось , что черти и русалки в этот день возвращаются после своих летних гуляний в родную водную обитель, спасаясь от огненной кары Ильи, и утаскивают на дно тех, кто нарушил запрет в Ильин день. Почему нельзя купаться в это время, наверное, ясно.
В этот праздник запрещалось выполнять любую работу, кроме как окуривать ульи. Скот на пастбища не выгонялся, сено в стога укладывать считалось грешно, Илья мог все это сжечь, преследуя нечистую силу. Единственные, кого не трогал Громовержец - это божьи труженицы пчёлы, из воска которых изготавливались свечи для Бога. Даже если злая сила укрылась бы в улье, туда свои стрелы-молнии он не направлял.
У славян сложилось много поговорок и примет на Ильин день
Такое почитание, граничащее с суеверным страхом перед пророком Божьим Ильёй, сформировалось на Руси древними традициями славянской мифологии . Когда в наших землях ещё процветало язычество, люди поклонялись богу грома и воинской доблести Перуну, символу несокрушимой победы Света над несметными, но слабыми духовно силами Тьмы. С распространением христианства на Руси, культ бога Перуна трансформировался в почитание Ильи.
Его жизнь и служение описаны в Третьей Книге Царств Ветхого Завета
Родился Илия в городе Фесва, в Заиорданьи . С юных лет он посвятил себя пророческому служению Всевышнему, и был почитаем народом за преданность и строгость в вопросах веры. В те времена в Израильском царстве правил царь Ахав. Под влиянием жены, распутной язычницы Иезавель, слабовольный властитель отступился от истинной веры в единого Бога и ввёл свой народ в поклонение языческому божеству Ваалу-Астарте.
Илия, будучи ревностным борцом за веру в единого Бога, открыто обвинил царя во множественных злодеяниях перед народом и в глумлении над Всевышним. В подтверждение своих слов он предрёк небесную кару Ахаву в виде трёхлетней засухи в Израильском государстве.
Эти страшные годы, спасаясь от гонений, Илия проводит в местности у потока Хораф , к востоку от Иордана, где, по преданию, вороны утром и вечером приносят ему пищу. Когда вода в потоке окончательно пересыхает от засухи, святому пророку приходится перебраться в Сарепту Сидонскую, на побережье Средиземного моря, где он обретает приют у бедной овдовевшей горожанки. Чудесным образом и с Божьей помощью, хлеб и масло в их доме не заканчиваются до конца засухи. Внезапно малолетний сын вдовы умирает от неизлечимой болезни. Сострадая горю матери, Илия совершает чудо. Он обращается к Богу с просьбой воскресить отрока, и младенец возвращается к жизни.
По истечении трёх лет, Господь призывает Илью встретиться с царём, чтобы обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богу.
На горе Кармил строится два жертвенника из брёвен - Ваалу и Богу. Ильёй оговаривается, что на один из них должен быть послан огонь с неба, и это укажет, какой Бог истинен. Все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его должны быть преданы смерти.
На богослужении присутствуют 450 пророков Ваала. Они пляшут, колют себя ножами, приносят к жертвенному алтарю волов и быков. Их мольбы и самоистязания длятся целый день, но не получают никакого ответа.
Вечером свой Божественный ритуал проводит Илия. На двенадцати камнях, символизирующих единство 12 колен Израиля, возлагаются дрова и телец. Вокруг жертвенника выкопан глубокий ров. Все сооружение заливается водой.
В ответ на горячие молитвы Ильи с небес обрушивается огонь, который сжигает и жертвенник, и тельца, и ров с водой. Илья остаётся неуязвим и продолжает взывать к Богу с молитвами о дожде. Люди, собравшиеся на испытание, со словами «Воистину Господь есть Бог един, и нет кроме Него другого Бога», признают истинным Богом Яхве. Древнее право требовало, чтобы тех, кто не почитал Его, настигла смерть. Поэтому Илья поражает мечом присутствовавших там лжепророков. Бог, видя такое искреннее служение и веру, посылает на землю долгожданный сильнейший ливень, смертельная засуха прекращается.
Несмотря на великие знамения и чудеса, свершившиеся по мольбам Ильи, царица Иезавель продолжает гонения на святого пророка , желая отомстить за казнь своих жрецов.
Спасаясь от преследований царицы, Илья уходит в пустыню, где просит смерти у Бога. В течение своей жизни будучи примером огромной силы духа и героизма, в этот период святой пророк впадает в отчаяние. Ему кажется, что на земле не осталось никого, кому он мог бы передать свою веру в единого Бога. Но Господь, в утешение ему, удостаивает Илью высокой чести созерцания Бога лицом к лицу. На горе Хорив происходит встреча великого пророка и Всевышнего. Бог явился Илье веянием тихого ветра. Это событие в жизни святого открывает ему понимание, что Господь безмерно милостив, и Он не только грозный карающий судья. Всевышний указывает ему на преемника, Елисея, которому предначертано стать пророком после него.
Илья продолжил своё пророческое служение, уже вместе с учеником, Елисеем. Истинная вера в Израиле вернула свои позиции, Ахав раскаялся и вернулся к иудаизму. Елисей стал свидетелем вознесения своего учителя на небеса, и унаследовал его пророческий дар.
Такова история скромного и великого человека, святого пророка Илии . Три тысячи лет прошло с тех времён.
- Во имя его были воздвигнуты храмы.
- Совершаются паломнические крестные ходы.
- Существует праздник, посвящённый чествованию этого удивительного святого.
День пророка Ильи отмечают христиане, иудеи, мусульмане и бахайцы.
На родине его, Израиле, недалеко от города Хайфа, на горе Кармель сохранилась пещера святого Ильи . В дни чествования святого пророка Ильи здесь устаиваются особенно торжественные Богослужения. Накрываются столы с богатыми угощениями. Эта древняя пещера по приметам считается порталом связи со Всевышним. Местом, где Бог слышит нас.
Здесь произносят молитвы с просьбами о здоровье, знаниях, благополучии в семье. Будущие мамы просят здесь Бога о ребёнке. Священная пещера Ильи идеально подходит для медитаций и просветления. Благодаря молитвам, произнесённых там, многие люди не только исцелились от недугов, но и нашли свое жизненное предназначение.
В России на Илью отмечается ещё один праздник - день ВДВ
Не случайно, что Илья является небесным покровителем Российских воздушно-десантных войск . Пророк Божий, не щадя себя, бросал вызов лжи, изуверству, агрессии, всему тому, что искажает человеческие судьбы. Так, и современные воины, воздушные десантники небесного легиона, героически защищают наши жизни, нередко теряя боевых друзей.
Православный праздник Ильин день воодушевляет на действия, мобилизует волю, укрепляет силу. Соприкасаясь с доблестью и мужеством героев этого славного праздника, люди проникаются желанием ревностно служить родному Отечеству во имя Господа Бога нашего!
День Ильи пророка - традиционное и известное название Ильин день, отмечается по новому стилю 2 августа. Он самый популярный среди простого народа Святой. И поэтому естественно, что Ильин день богат на традиции, обычаи, и приметы. Святого Илью расценивали как хозяина громов с молниями и дождями, а перестук конских копыт - как раскаты грома. Славяне традицию почитания святого Ильи позаимствовали у византийцев.
Грозный и справедливый заступник, щедрый покровитель скотоводства и земледелия христианский Илья-пророк пришел на смену языческому Перуну-Громовержцу. Недаром день Ильи-пророка в народе называют еще и Громобоем, Держателем гроз, Громовержцем, Перуновым днем, Обжинками, Ильей-Грозным. И люди его представляют скачущим по небесам на огненной колеснице, в каковую впряжены четыре белых быстрых коня. В народе называли Илью сударем, заявителем святого божьего закона. Он справедливо карал грешников, исполосовывая их поля градом, к трудолюбивым и благочестивым крестьянам он проявлял отцовскую заботу: поливал благодатным дождем посевы, истреблял вредителей полей.
Легендарного, мифопоэтического Илию изображали как птицу небесную, облетающую весь мир и являющуюся там, где неизбежно божественное вмешательство; чудодейственное исцеление, разрешение супружеских споров, примирение родителей с детьми.
История праздника Ильин день
В иудейском городе Фисвы в IX веке до нашей эры родился ребенок, назвали его Илья. Во время его появления на свет, на его отца нашла дремота, и он увидел пророческий сон. Его новорожденного сына кормили огнем сами архангелы и заворачивали в огненные пеленки. Сон сбылся. Младенец вырос и стал светочем веры. Во времена царствования царя Израиля Ахавы пророку Илье неоднократно приходилось совершать чудеса, чтобы образумить Ахаву, который под влиянием финикийской веры жены, стал идолопоклонником и служил богу Ваалу.В библии есть сюжеты о том, как Ильей, чтобы показать силу христианской веры, трижды сводился огонь с небес, воскрешался мертвый отрок, вызывался дождь. Илия, при приближении смерти, достиг небес на колеснице, с 4-мя огненными конями, чтобы перед 2-м пришествием Христа вернуться на землю. Духовную же силу он милостливо передал ученику своему, Елисею.
Традиции и обряды в День Святого Ильи
Во всех преданиях описывалось, что Илия-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. По верованию людей, вся нечистая сила спасается от его молниеносных стрел, превращаясь не только в диких зверей (зайцев, лисиц) и пресмыкающихся, но и в домашних: собак, кошек и прочих. Потому-то 2 августа появился обычай не выпускать на улицу собак и кошек и не впускать домашних любимцев, чтобы духи тьмы, нашедшие укрытие в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилище, и в дом не попала молния, предназначенная для них. Крестьяне доставали ружья, чтобы дать отпор нечистой силе вселившейся в волков, лис и других зверей. Рыболовы в этот день выбрасывали пойманную во время грозы рыбу с красными глазами, веря, что в ней нашли временное пристанище черти.Во время грозы запрещалось находиться в воде, под деревом, под сосной с 2-мя верхушками, бегать по улице, громко говорить, петь, кричать, стрелять. Бабушки учили внуков при грозе плотно закрывать двери, занавешивать окна, перед иконой зажигать или лампадку, или свечу (крещенскую или четверговую); перекрестить себя и все вокруг, умоляя Илью-пророка избавить их семью от трясучего грома, от летучей стрелы. На голове при этом охранительном обряде обязательно должен был быть платок. Чтобы сохранить от молнии свои жилища и дворы, поля, скот, крестьяне окуривали всё ладаном в вечернее время перед днем Ильи.
Поверья и запреты в День Ильи пророка
Праздник этот прослыл в народе как таковой, в который зачастую было ненастье и запрет на купание. Почему нельзя купаться в Ильин день и после него, народ трактовал различно. Кто-то говорил о студеной воде, в которую упала подкова лошади, отвалившаяся во время быстрых скачек Ильи-пророка по небесам. Многие считали, что водоемы сам черт или водяной осквернил. Некоторые верили, что Илья бросил в воду кусочек льда. Купаясь, в такой воде можно было или утонуть или сильно заболеть, после купания появлялись на теле нарывы и фурункулы. В озера и реки с этого дня возвращались черти, русалки, которые со Дня Ивана Купала (Иванова дня) поселились на суше, где их настигали молнии Ильи-пророка. В преданиях описываются случаи, когда обозленная нечистая сила утаскивала на дно тех, кто нарушил запрет.Скот, не смотря на летний день, на пастбища выгонять опасались. Илья в свой день по небесам носился на огненной колеснице и активно боролся с нечистой силой. Всякая нечисть, пряталась в воде, поселялась в животных, боясь его огненных стрел. И молния могла случайно поразить коров, коней.
Работать на это праздник было абсурдно. Сено в стога складывать и возить было грешно, Илья мог их сжечь молнией.
На огород даже заходить запрещалось, иначе корни у огурцов сгниют, плоды опадут, и завянут листья на капусте.
А вот для ухаживания за пчелами - божиими пташками-труженицами, с воска которых делались свечки для Бога - было единственное исключение. Приветствовались пасечники, которые чистили ульи, на пчельнике подрезали соты. Даже если в ульях спрятались злые духи, Илья ни за что не направит туда свою огненную стрелу.
Ильин день сменяла воробьиная ночь с сильной грозой. Испуганные раскатами грома и бликом молний воробьи начинали взлетать, ударяясь о различные сооружения и падать вниз.
Приметы на Ильин день
После праздника Ильи дневное время суток молниеносно убывало.До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются.
С праздника Ильи вода все холоднее.
Слышен гром, то Илья небеса объезжает в своей колеснице.
Ильей жатва начинается, а летечко заканчивается.
До Ильи облака плывут по ветру, а с Ильи - супротив ветра.
До Ильи даже поп дождика не умолит, а после него баба своим фартуком нагонит.
После Ильина дня ночь темна и особенно длинна: крестьяне все высыпаются, а кони и коровы наедаются.
Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год.
Кто в это день копны считает, тот скоро все добро растеряет.
Огненный грозный всадник на лихих конях, мечущий громы с высоких небес на грешную землю… Зевс, Юпитер, Яхве, Тор, Перун? Нет, Илья — пророк . Да, именно так принято изображать этого святого пророка, сурового седого старца, на церковных фресках.
И это не случайное совпадение. Ведь мы, предки славян-язычников, до сей поры ассоциируем св. Илью Пророка с древним богом Перуном .
И празднование дня восхождения Пророка на небо совпадает со временем наступления дождевого, грозового периода с конца июля месяца. Именно в эти дни наши пращуры почитали грозовика-Перуна. А в народе до сих пор этот праздник кличут Ильей-громовиком.
По сути, почти все церковные праздники совпадают с сезонными, языческими праздниками , обусловленными:
- положением солнца относительно земли, а это равноденствие и солнцестояние,
- началом и окончанием различных видов земляных работ,
- сменой времен года.
Традиционные славянские ритуалы и торжества были специально совмещены церковью с христианскими, тем самым облегчив переход народного сознания от язычества к христианству. Церковь лишь внесла в них дополнительный смысл, а полностью избавиться от древних традиций так и не смогла.
Кстати! Вы задумывались когда-нибудь о происхождении слова «православный» , который мы привыкли относить к нашему традиционному церковному обряду?
Значение слова «Православный»
Основополагающими понятиями нашего язычества являлись четыре мира:
- Материальный мир и мир образного мышления человека, его мысли, идеи, намерения «являл» мир Яви. Вот вам и «явные намерения», вот вам и «явный мир» вот вам и «являться на свет божий».
- Потусторонний , скрытый от мира Яви, мир умерших – Навь. Считалось, что жители Нави, навьи люди, могут принимать облик живых существ, например, птиц, для того, чтобы увидеть своих потомков.
- Мир как понятие любви к Бога м, характеризующийся представлением о том, что мир создан Богами, а люди являются их потомками. Его именовали Славью.
- Мир справедливости , законов бытия и природы, правил, установленных Богами для людей, мир, в котором живут Боги, назывался Правью.
Вот и выходит, что православные — это те, кто славят (любят) Правь, мир и справедливость Богов . Причем, мировоззрение древних славян, корни которого уходят в десятки тысяч лет назад, имея четыре основных понятия, принимало символ в виде креста. Поэтому современные последователи славян-язычников утверждают, что символ креста тоже заимствован из языческой символики.
Рождество, Святки, Масленица, в этом списке Илья Пророк не исключение. На время этого праздника приходится начало сбора урожая, охотничьего сезона и начало непогоды. Наши предки считали, что с этого дня лето начинает уступать свои позиции осени:
- «На Ильин день зима с летом борются»,
- «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает»,
- «На Илью до обеда лето, после обеда осень»,
- «До Ильи тучи ходят по ветру, а после – против ветра».
Кем был Илья Пророк
С дохристианскими причинами возникновения этого праздника разобрались, а вот кто такой Илья Пророк в христианской религии ? Начнем с того, что этот ветхозаветный святой почитаем сразу в трех религиях. Иудаизм чтит его как предтечу Мессии, именно он должен вернуться на землю и сообщить людям о приходе Бога. В Коране тоже встречаются упоминания о святом Ильясе.
В христианской религии это хоть и суровый святой, но отвечает он за исполнение людьми законов Божьих, а его имя в переводе с иврита означает «мой Бог ». Среди всех христианских святых Илия Пророк занимает далеко не последнее место.
Родился он за 9 веков до Иисуса Христа в городе Фисвы (Галлилея). Рождению пророка предшествовало видение, которое было дано его отцу в момент рождения святого. В этом сне ангелы пеленали младенца в огонь и кормили его тоже огнем, седовласые старцы оказывали ему знаки почтения. Христиане трактуют это видение как то, что новорожденному предназначалось нести людям свет веры. Так и вышло, Илья, уверовав в Бога, стал истово бороться с язычеством и проповедовать благочестие.
Илья Пророк известен своими чудесами .
- Он мог низвергнуть справедливый огонь на головы грешников и неверующих,
- Пред ним могли расступиться воды Иордана,
- В засуху для спасения урожая он призывал дожди,
- Обладал Пророк способностью воскрешать умерших.
Принято просить Илью в молитвах об избавлении от кровотечений, лихорадки и от лихих людей. Своими пророчествами Илья нес Божье слово и волю людям. Он является, пожалуй, единственным из святых, которому не было дано познать мученическую смерть, потому что вознесся Илья к Учителю на огненной колеснице, будучи живым.
Связь Ильи с Перуном
В подобных сказаниях как не увидеть прямую аналогию с нашим Перуном, сыном Сварога? Защитник Прави, страж небес, покровитель ратного люда, атрибутом которого были громы-молнии, кони и колесница огненные.
Образ воинственного бога присутствует не только у древних европейских племен и народов. Например, в ведических мифах упоминается Парджанья, бог грозовых туч. Не правда ли, созвучное имя носит индийский бог? Поляки его называют Пьерун, прибалтийские народы – Перкунасом, древние хетты именовали Пирве.
Традиционно, празднования в честь громовика проводились язычниками-славянами в последние числа июля месяца, когда спадала жара и учащались дожди. Приняв христианство, наши предки переняли из византийской культуры традицию почитания святого Ильи, праздник которого совпал с днем Перуна. До этого в Перунов день поминали погибших в бою воинов, приносили божеству жертвы, посвящали Громовику ритуальные состязания, святили оружие.
Христианская церковь заменила Перуна грозным и справедливым Ильей, отдав ему перуновы качества. С тех пор день воинов стал днем Ильи Пророка.
История праздника Ильин День
Тот вид, который приобрел Ильин день сегодня, с Литургией, Крестным ходом и молебном, появился в России с окончанием Смутного времени в начале XVII века. Представителю в те времена еще слабого рода Романовых, царю Михаил Федоровичу и его отцу патриарху Филарету необходим был праздник, способный объединить разрозненный Смутным временем российский люд. Праздник должен был быть светлым и вызывать положительные ассоциации с новой династией. Наиболее подходящим праздником с участием царской фамилии оказался день Ильи Пророка, на который в Византии проводились пышные торжества.
В пользу Ильи Пророка шло еще одно событие, которое произошло в 1606 году в Москве. Дело в том, что с отчаянного набата колокола храма св. Ильи, что стоял на Новгородском подворье, началось многолетнее восстание против царевича Лжедмитрия и поляков-поработителей. Новая русская царская династия, которая почти не имела никакого отношения к освобождению от польского ига, все-же принесла в русское общество стабильность и не забыла, что взошла на престол благодаря искре, зажженной на Ильинке.
В те времена царь со свитой совершали Крестный ход от Кремля к Китай-городу, где и сейчас стоит древнейший из Ильинских храмов, по пути делали остановку на лобном месте, где служили молебен. По имени храма назвали улицу, прилегающую к нему – Ильинкой. Со временем Крестные ходы охватывали все храмы Ильи в Москве.
Какого числа Ильин день?
В 2015 он приходится на 2 августа . Как и в любой другой год. Хотя разные концессии празднуют этот день в разные числа от 20 июля до 7 августа. Но в православных традициях день памяти пророка Ильи имеет фиксированную дату.
Подготовка к празднованию
В наше время с 2003 года церковные каноны этого праздника восстановлены. А вот народные традиции практически утрачены.
Например, известно ли вам, что к Илье следовало сделать в доме генеральную уборку, закрыть свежими рушниками или скатертями все блестящие поверхности в доме, включая зеркала и самовары, окурить весь дом ладаном? Накануне этого праздника все двери и ставни в доме следовало запереть, зажечь лампадки перед образами и всю ночь читать молитву.
О чем молились в Ильин день?
Покровителя урожая, Илью, просили благословить новый урожай и принести в дом благосостояние. Еще молили избавить от непогоды, чрезмерных дождей и засухи. В день «святого, огненного восхождения на небо пророка Илии» было принято обходить с Крестным ходом и молебными песнопениями поля с созревшим урожаем, города и деревни.
Традиции праздника и приметы на Ильин день
- Грозный Илья на свой день дождь принес – жди богатый урожай, с неба не упало ни капли – жди засухи.
- Илья в этот день проливает дождем на землю целебную воду. Собрав ее, получишь защиту от сглаза, болезней и колдунов.
- К началу августа в наших широтах все открытые водоемы уже, как правило, покрыты ряской и плохо прогреты. Поэтому и сегодня можно услышать, как запрещают деткам купаться: «Не ходи в воду, Илья в реку помочился» или «До Ильи мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается». А еще говорят, будто в этот день одна из лошадок Ильи роняет в воду холодную подковку. Поэтому солнце уже не способно ее нагреть: «Илья льдинку опустил».
- На Ильин день открывали сезон охоты. Удачным считалось загнать в этот день волка, тогда жди успеха на весь сезон.
- До наступления сезона дождей было очень важно закончить сбор сена («Илья пророк – косьбе срок»), связать первый сноп («Пророк Илья в поле копны считает») и приступить к сбору урожая, поэтому эти мероприятия всегда стремились приурочить к Илье.
- Существует поверье, что в этот время Илья проносится по небу на своей колеснице, ищет на земле нечистую силу, а увидев, мечет в нее молнии. Пытаясь скрыться с глаз Пророка, нечистый вселялся в и пресмыкающихся. Поэтому домашний рогатый скот на Илью не выпасали, а кошек, наоборот, в дом не пускали.
- А вот с пчелами, считавшимися «божьими пташками», пасечникам работать дозволялось. Считалось, что в улей молния не ударит, даже если нечистый туда заберется. Собирать воск, сделать первый срез сот и чистить ульи, было не грешно.
- На Илью выпекали хлеб с нового урожая, запекали бараний или телячий окорок и несли святить в храм.
- В этот день говаривали: «Петр с Павлом час из дня забрали, а Илья два часа уволок»
- На Ильин день запрещалась любая работа, потому, что грешник может разгневать Илью, и всякий труд человека будет напрасным.
- Собранное в этот день сено имеет все шансы сгореть, Илья подожжет.
- На Илью запрещалось стоять под одиноко стоящим деревом. С этим не поспоришь, физики тоже не рекомендуют заниматься этим в грозу.
- Запрещено в этот день заниматься ловлей рыбы.
- Нельзя было громко разговаривать или петь, иначе вместо кошки черт в нутро кричащего заберется.
- Стоять на перекрестке считалось плохой приметой. Ну, это и сегодня чревато возможностью попасть под машину.
- Илье посвятили первую христианскую церковь, построенную на Руси еще в языческие времена. На сегодня только в Златоглавой насчитывается 4 храма Илии Пророка, несмотря на петровские реформы, войны и забвение с советское время.
- Ильин день считается днем воздушно-десантных войск в России.
Как бы то ни было, этот праздник было принято проводить за богатым столом и веселыми народными гуляниями. Что мешает нам возродить один из самых любимых нашими предками-славянами праздников?