Исследовательский проект "вода-это жизнь". Проект по окружающему миру (3 класс) на тему: Экологический проект "Чистая вода- живая планета"
ТЕМА ПРОЕКТА:
Бацко Ольга Геннадьевна
Иркутская область
п Магистральный МОУ СОШ №2
- Участники проекта - учащиеся 2 - 3 классов.
- Тема проекта связана с окружающим миром.
- Продолжительность проекта - 5 академических часов.
- Откуда берётся вода?
- Какими свойствами обладает вода?
- В каком состоянии бывает вода?
- Как происходит круговорот воды в природе?
- Как использует воду человек?
- Что нужно сделать, чтобы вода всегда была чистой?
- Методическая задача в проекте "Вода" –сформировать представление о воде, её свойствах, состояниях, научиться обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов.
- Дидактической задачей в проекте "Вода" является формирование экологической грамотности учащихся.
В проекте «Вода» будут использованы следующие темы для исследования учащихся:
1.Состояния воды. 2.Свойства воды.
3.Охрана воды.
Группы детей:
- Теоретики - исследователи
- Практики - экспериментаторы
- Художники - оформители
- Подготовительный
- Подготовительный
- Подготовительный
- Подготовительный
- Подготовительный
- (поиск нужной информации, наблюдения)
- (поиск нужной информации, наблюдения)
- (поиск нужной информации, наблюдения)
- (поиск нужной информации, наблюдения)
- Основной
- Основной
- Основной
- Основной
- Основной
- (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
- (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
- (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
- (опыты – эксперименты, доклады, рисунки, буклеты с фотографиями, тесты, кроссворды, таблицы)
- Заключительный
- Заключительный
- Заключительный
- Заключительный
- Заключительный
- (защита исследовательских работ по теме)
- (защита исследовательских работ по теме)
- (защита исследовательских работ по теме)
- (защита исследовательских работ по теме)
- Окружающий мир, природоведение
- Химия
- Физическая география
- Краеведение
- Литература / Русский язык
- Информационные технологии
Тест
«Про воду»
1. Что такое пар?
- Вода в твердом состоянии
- Вода в жидком состоянии
- Вода в газообразном состоянии
2. Какое время может человек прожить без воды?
- Несколько минут
- Несколько часов
- Несколько дней
3.Какого цвета вода?
- Без цвета
- Голубого цвета
- Белого цвета
Разработки учителя. Дидактический материал.
1.Хранить молчание(Набрать в рот воды)
2.Угадал, правильно предсказал(Как в воду глядел)
3.Дальний родственник(Седьмая вода на киселе)
ВОДОЕМЫ
Работы
учащихся
Работы
учащихся
соль
соль
Соль Сок Песок Глина
Плешаков А.А «Мир вокруг нас»
2.Методическая литература для учителя к выше указанным учебникам.
-«Я иду на урок в начальную школу». Внеклассная работа.
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»
- Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».
3.Энциклопедии / справочники/ http // www. dic. academic. ru
Спросил на днях малыш…
Спросил на днях малыш сосед У струйки, льющейся из крана: Откуда ты?
Вода в ответ:
- издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна,
-Откуда ты?-спросил росу.
-Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
, что шипишь?
И из бурлящего Малыш спросил и у тумана:
-Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
- Ты, газировка стакана
Донесся шепот:
-Знай, малыш,
И я пришла из океана
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликается всегда
Океанская вода.
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция учащихся «Я познаю мир»
Учебно-исследовательская работа/Проектная работа
«Вода источник жизни»
Ковальчук Егор
Руководитель:
учитель начальных классов
Краснова О.Н.
1. Введение 3-4
2. Теоретическая часть 5
2.1 Свойства воды 6-7
2.2 Значение воды в природе 8-9
3. Организация и методики исследования 10
4. Результаты исследования 11-13
5. Вывод 14
Библиографический список 16
Приложения 17-22
Введение
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Тема моей работы «Вода – источник жизни». Я выбрал эту тему потому что – она актуальна, так как вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без воды. Вода вездесуща, она буквально пронизывает оболочки Земли и проникает в любые участки того пространства, где обитает человек и всё живое. Воду как дар природы надо беречь и сохранять!
Кроме того, мне захотелось с помощью опытов проверить выдвинутую гипотезу.
Цель моей работы уточнить и расширить знания о воде.
Объект работы – вода.
Предмет исследования вода источник жизни.
Гипотеза - предположим, что вода обладает свойствами; жизнь без воды невозможна.
Задачи моей работы:
Узнать какими свойствами обладает вода.
Узнать о значении воды в природе.
Доказать с помощью эксперимента что вода это жизнь.
Методы
Прочитаю книги о воде
Обращусь к компьютеру
Проведу эксперимент
Понаблюдаю
Сравню
Сделаю выводы
Теоретическая часть
Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни? Достаточно только взглянуть на нашу планету! (Приложение1 фото1,2) Вода – самое распространённое на Земле вещество. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор.
Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных её богатств. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода. Нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий.
Свойства воды
Что мы знаем о воде – без воды на Планете немыслимо что-то живое, это главный исток, из которого вылилась Жизнь. Когда ученые пытаются найти жизнь на других планетах, они часто задают вопрос: «А есть ли там вода?» Как мы знаем, без воды жизнь существовать не может. Вода- самое удивительное и самое распространенное природное соединение, она вездесуща – и в недрах земли, и над землей. Она имеется в почве и в воздухе. Только вода встречается в земных условиях во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном (приложение 1 фото 3,4,5). Она можешь быть мягкой и жесткой, она можешь дать жизнь и отнять её. Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Это минерал, не имеющий формы. Многие хорошо знакомые свойства воды исключительны.
Рассмотрим некоторые из них.
Свойство прозрачности воды. Его можно доказать, положив картинку в тарелку с водой. Мы легко увидим через воду изображение на картинке. Это свойство воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.
Чистая вода не имеет запаха . Можно понюхать воду и убедиться в этом.
Вода может растворять разные вещества. Если в стакан с водой насыпать сахарный песок, или соль, то они растворятся. Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Если в воду добавить краску, то краска растворится. Вода окрасится.
Именно поэтому невозможно встретить в природе "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.
Но вода способна растворить не все вещества.
Если влить в стакан с водой растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности.
Вода не имеет формы. Нальем ее в емкости разной формы и разного размера. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вода течет . Если вылить ее на плоский поднос – она растекается в лужу. Происходит это потому, что вода состоит из невидимых частиц – так называемых молекул, которые движутся.
Одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому.
Если взять семена и поместить их в воду, то семена прорастут. Если взять веточки быстрорастущих деревьев и поместить их в воду, то веточки начнут распускаться. Из этого следует, что вода пробуждает жизнь.
Значение воды в природе
Воды на Земле одновременно и много и мало.
Но, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.
Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой. Она переносит с собой огромное количество химических веществ, транспортируя их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, из атмосферы на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащие в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы от голода.
Вода принимает непосредственное участие в росте растений. Сам механизм их роста в конечном итоге сводится к поглощению воды. Она необходима растению в период от набухания до созревания семени, для поступления питательных веществ из почвы в растение, регулирования температуры почвы и растения, деятельности ферментов и т. д. В некоторых частях растений содержится от 80 до 9O % и более воды (корнеплоды, огурец).
Вода источник пищи, образа жизни и крыши над головой для многих животных, рептилий, птиц, и рыб, которые не мыслят своей жизни без воды.
Человек селился у воды с давних времен. По воде расширял свои владения, открывал новые страны, вода служила для защиты от врагов (приложение 2 фото1,2). Вода – важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 – 90%. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней. Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для растений. Конечно, многие растения будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.
Отсутствие воды негативно сказывается на человеке и может привести к его гибели. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.
Очень часто люди не задумываются об этом. Бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. Берега рек часто превращаются в свалку (приложение 2 фото 3) . Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро. В загрязнённой воде погибает всё живое.
Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Организация и методики исследования
Теоретический: изучение теоретического материала, анализ информационных источников.
Экспериментальный: постановка опыта.
Результаты исследования
Расширил и обобщил представления о воде и ее свойствах.
Свойство | Опыт | Результат |
Прозрачность | 1.Положил картинку в тарелку с водой. | Через воду увидел изображение на картинке. (приложение 3 фото 1) |
Чистая вода не имеет запаха | 2.Понюхал воду. | Запах отсутствует. (приложение 3 фото 2) |
Растворитель | 3.В первый стакан с водой насыпал сахарный песок. Во второй соль. | Песок и соль растворились. Вода приобрела вкус вещества, которое в неё добавлено. Краска растворилась. Вода стала цвета краски. (приложение 3 фото 3) Поэтому в природе нет «чистой» воды. В ней всегда растворены различные вещества. Масло осталось плавать на поверхности воды. (приложение 3 фото 4) Вода растворяет не все вещества. |
Не имеет формы | 4.Налил воду в ёмкости разного размера и разной формы. | Вода принимает форму того сосуда, в который налита. (приложение 4 фото 1) |
Текучесть | 5.Вылил воду на поднос. | Вода растеклась. (приложение 4 фото 2) |
Давать жизнь | 6.Я взял 15 семян фасоли. 5 из них поместил в чашу с мокрой салфеткой и постоянно поддерживал её в умеренно влажном состоянии при помощи воды. 5 семян поместил на сухую салфетку, не поливал совсем. 5 семян поместил на салфетку намоченную молоком, поддерживал во влажном состоянии при помощи молока. Все чаши поставили на подоконник. (приложение 4 фото 3,4) 7.Заранее срезал веточки быстро распускающихся деревьев. 3 веточки поставил в стакан с водой. 3 поставил в пустой стакан. Поставил ветки на видное место. (приложение 6 фото 1) | В первой чаше фасоль дала ростки на третий день На 5 день у росточков стали появляться корешки и листики. Ростки продолжали развиваться (приложение 5 фото 1,2,3). Во второй ростки не появились (приложение 5 фото 4). В третьей, сначала появился неприятный запах. Семена сгнили (приложение 5 фото 5). Через несколько дней почки на веточках с водой стали расти. Веточки в пустом стакане не изменились. (приложение 6фото 2) Можно сделать вывод, что вода оживляет. |
Вывод
Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Узнал, что вода – непременная составляющая часть всего живого. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу.
Вода увлажняет воздух; регулирует температуру; помогает усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; участвует в обмене веществ. Всем нужна чистая вода. Она основа здоровой жизни. Но чистой воды становится все меньше и меньше. Виноваты в этом сами люди. В реки, озера сливаются сточные воды фабрик и заводов.
Берега рек часто превращаются в свалку. Загрязнение водоемов опасно для всего живого.
Беречь воду – это означает беречь жизнь!
В результате проведенных опытов я доказал: свойства воды, что вода в природе способна давать жизнь. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Возможно использование на уроках окружающего мира и классных часах в начальной школе.
Библиографический список
Дерпгольц В. Ф. Вода во вселенной. – Л.: «Недра», 1971г.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Издательство – Речь 2006г.
Сост. С.Т. Исмаилова - Энциклопедия для детей: Т.3 (География).– М.: Аванта+, 1994.
Петрянов И.В., Самое необыкновенное вещество в мире. Москва, 1975г.;
Увлекательные опыты с водой. Издательство АСТ, 2008.
Энциклопедия «Мир вокруг нас» М.,2000
Интернет ресурсы
Тема работы актуальна, формирует представление об окружающей среде,вовлекает учащихся в практическую деятельность, учит анализировать и выявлять причины загрязнения воды и последствия такого загрязнения. Учащиеся изучают свойства воды, используя опыты, узнают, что такое фильтр и с какой целью он используется, узнают о современных способах очистки воды. Постепенно у детей формируется ответственное отношение к природе на основе своих наблюдений.
Просмотр содержимого документа
«Экологический проект по окружающему миру на тему «Чистая вода – залог здоровья».»
Экологический проект «Чистая вода – залог здоровья»
Работа ученика 2 «б» класса Панкова Николая
Руководитель Мельник Т. В. , учитель начальных классов.
Цели и задачи исследовательской работы.
- Обрести знания и высказать своё отношение к происходящему: как сохранить и сберечь для будущих поколений чистую питьевую воду -бесценное сокровище и источник жизни.
- Расследовать, откуда в кран нашего дома поступает питьевая вода.
- Исследовать, как ведётся контроль за качеством питьевой воды для населения.
- Узнать, где и как очищается питьевая вода.
Гипотеза исследования.
- Возможно ли, что любая прозрачная вода является питьевой.
Методы исследования.
- Подумал самостоятельно
- Прочитал книги в домашней библиотеке.
- Встретился со специалистами: Колтуновой Ольгой Викторовной, Шовгеновой Татьяной Александровной, Звездиной Светланой Ивановной.
- Обратился к компьютеру, посмотрел в сети Интернет.
Мои наблюдения.
Природная вода никогда не бывает вполне чистой.
Для сравнения я взял пробу воды из родника (п. Красносельский) и реки Кубань.
Взял пробу из городского водопровода и после системы очистки воды.
Эксперимент в бактериологической лаборатории ООО «Водоканал».
- Беру пробы воды из водоколонки по ул. Чехова 162
- Профильтровал под руководством с помощью устройства «Владипор»
- Выяснил, что в данной пробе воды нет болезнетворных бактерий.
Результаты исследовательской работы. Какую воду можно пить?
Дождевую
- Родниковую
- Колодезную
- Водопроводную
Что содержит глоток воды из реки или озера.
Бактерии, палочки, которые вызывают холеру, дизентерию, гепатит и другие заболевания.
- Вода играет важную роль в жизни человека
- Пить неочищенную воду опасно для здоровья.
- Необходима дополнительная очистка воды в доме.
- Для очистки воды в походах и экстремальных условиях можно использовать фильтры – авторучки.
- Через неплотно закрытые краны вытекают целые реки воды.
- Почему нельзя купаться летом в реке Кубань и городском пляже?
Тема: «Вода. Её значение и свойства. Водные богатства Алтая»
Цели урока: Расширить и обобщить знания о воде через организацию и защиту проектов в мини-группах учащимися.
Задачи:
Учебные:
продолжать формировать понятие о живой и неживой природе, о взаимосвязи между ними;
расширить и углубить представления о значении воды в природе, о распространении её на Земле;
углубить представление о трёх состояниях воды (жидком, твёрдом и газообразном) и свойствах воды - жидкости;
обобщить понятие о растворе, растворителе, растворимых и нерастворимых веществах;
Развивающие:
продолжить формирование исследовательских навыков;
развивать логическое и абстрактное мышление;
развивать диалогическую и монологическую речь;
формировать навыки аналитико-синтетической деятельности;
стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде;
воспитывать культуру взаимоотношений;
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы, целей и задач урока.
Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд и определить тему урока и цель (Обобщение, Вода).
Вопросы к кроссворду:
1.Модель нашей планеты(глобус)
2.Избыточно увлажнённый участок земли с влаголюбивыми растениями (болото)
3.Часть земной поверхности значительно возвышающийся над равниной (гора)
4.На какой реке находится наш город? (Бия)
5.Естественное углубление в скале (пещера)
6.Водяная оболочка Земли, окружающая материки и острова (океан)
7.Самое низкое место оврага (дно).
8. Самый жаркий материк нашей планеты (Африка)
9.Крупный массив суши (материк)
3. Основная часть.
Приступим к отчетам групп по проделанной ими работе. Но сначала послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока:
“Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь… Ты - самое большое богатство в мире” (Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок)
Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием “вода - растворитель”, прикоснуться к тайне водных богатств родного края.
Поисковой деятельностью мы занимались в группах. Каждая группа получила задание, теперь будет отчитываться и заполнять свое место в таблице. Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу.
1. Просмотр изображений планет
В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме “Значение воды в жизни человека” предлагаю посмотреть изображения планет и ответить на вопрос “Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?” (Только на ней существует вода).
2 . Отчёт 1 группы. “Значение воды в жизни человека ”.
1 ученик. Наша группа изучала значение воды в жизни человека.
Вода - это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода - это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь неотделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи.
2 ученик- По воде передвигаются плоты, лодки, корабли. Люди путешествуют, перевозят грузы, ловят рыбу, охраняют от браконьеров, спасают людей, оказавшихся в море, исследуют подводный мир.
3 ученик - Вода создает красоту в природе. Это и красивые пейзажи с озерами, морями; и водопады, вызывающие восхищение; даже обычный домашний аквариум, создает красоту в доме и успокаивает.
4 ученик - Вода необходима для выращивания растений, как питье жизненно необходима для животных и человека.
5 ученик.
ВОДА - ЖИЗНЬ
Вода - прекрасное творенье
Нас окружающей среды,
Источник силы, вдохновенья,
Источник жизни и хвалы.
Ведь без неё земля пуста,
Как обожжённая пустыня
Храни природу, человек,
Жизнь в озере и океане,
Покой прудов, теченье рек,
Глоток воды в твоём стакане!
(Работа с классом - подведение итогов по рисункам на доске)
Вывод:Значение-красота, передвижение, жизнь для растений, животных и человека,и др.)
Отчет 2 группы «Состояния воды»
1 ученик. Наша группа изучала состояния воды.
Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное.
2ученик - Вода может находиться в жидком состоянии- это реки, озера и другие водоемы, а также питьевая вода из крана и другое.
3 ученик- Вода при замерзании превращается в лед, это и айсберги, и сосульки, и другое.
4 ученик- Вода при нагревании превращается в пар, он невидимый и молекулы его располагаются между молекулами воздуха.
вода (3 состояния) | ||
твёрдое-жидкое-газообразное |
- Отчет 3 группы. “Свойства воды - жидкости ”
1 ученик.
Наша группа получила задание изучить свойства воды.
1) Вода - текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась.
2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму.
3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода - прозрачная.
4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет.
5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет.
6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается налитая доверху бутылка воды, оставленная на морозе.
Итак, подведём итоги. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.
4 .Отчёт 4 группы. Наша группа изучала свойство растворимости.
Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. То же самое происходит и с некоторыми другими веществами.
Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми . Вода для них - растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором.
Опытная деятельность
Но проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми .
Итак, подведём итог:
1) вода обладает ещё одним свойством: она - растворитель;
2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми;
3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми;
4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор.
Подведение итогов. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме “Вода - растворитель”.
5.Отчёт 5 группы. “Водные богатства родного края”.
Наша группа получила задание изучить,какие реки и озера находятся в Алтайском крае.
Говоря о воде, нельзя не затронуть разговор о водных богатствах Алтайского края (рассмотреть карту Алтайского края).
«Алтай. Прекрасная моя родина. Красота её, ясность её поднебесная- редкая на земле»-так говорил В.М. Шукшин.
В.В.Бианки писал:»Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Для жительства я бы выбрал Алтай»
« На вершине Алтая кедр качали ветра.
У него золотая, словно солнце кора.
Он стройней всех и выше в этих горных лесах.
у него пропасть шишек голубых на ветвях» (И. Ветлугин)
1.Всего в крае насчитывается 28964 малых и больших рек, 13500 озер. Они условно делятся на 2 части: бассейн реки Оби и бассейн Кулундинской равнины. Чистая вода рек- результат работы микроорганизмов,фильтрующих ее, но вредные вещества, которые сбрасывают в реки и озера, губят эти организмы и вода становится непригодной для рыбы, вызывает желудочно-кишечные заболевания у людей, непригодна и как место отдыха. А красивых мест для отдыха на Алтае много.
2.Телецкое озеро или «Золотое озеро», с которым связано много легенд, имеет небольшую площадь -223 км 2 , но,благодаря большой глубине (до 325м), в нем содержится огромное количество чистейшей пресной воды, насыщенной кислородом. Недаром Телецкое озеро называют «вторым Байкалом». Вытекает из него только река Бия,а впадают 70 ледниковых рек и 150 временных водотоков с водой из реки Чулышман.
3.На многих горных реках есть красивые водопады, которые всегда оставляют незабываемые впечатления у туристов.Самые известные это-Текелю(60м), Куркуре(20м), Корбу(12м).А зимой водопады превращаются в сплошную глыбу льда.
4. На Алтае преобладают реки длиной менее 10км., а наибольшими являются Бия (301км.), Катунь (688км.), Алей(858км). Бия-вторая по водности река Алтая. Она вытекает из Телецкого озера, используется для сплава на плотах и лодках. На ней много прекрасных мест для отдыха и рыбалки. В реке водятся таймень, щука, язь, налим, плотва, пескарь.
5.Кулундинское озеро - самое большое среди озер Алтая, но неглубокое - глубина не превышает 3метра. На его берегах - заповедник. Вода слабосоленая и уровень солености повышается, а уровень воды снижается.
V І. Закрепление изученного материала, подведение итогов.
Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало?
В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье.
Домашнее задание-мини-сообщение о любом водоёме Алтайского края, происхождение названий алтайских рек и озёр.
Свое впечатление от урока прошу выразить помещением своего «смайлика» на соответствующую часть круга.
На этом урок окончен. Спасибо за сотрудничество.
На доске плакат с кроссвордами
Девиз урока написан на доске.
2-3 ученика по очереди выходят к трибуне и защищают проект по теме “Вода» работы вывешиваются на доске.
слайды-
поверхности планет Солнечной системы.
альбом-атлас «Планеты»
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>
Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок
Представители каждой группы по очереди выходят к доске и представляют свой проект.
Ученик демонстрирует опыты о растворимости с солью, песком, сахаром
Демонстрация карты Алтайского края (показ детьми называемых объектов)
Рассказывает подготовленный ученик 28964 реки, 13500 озер. Телецкое озеро(глуб. 325м.) Водопады Текелю(60м) Куркуре(20м) Корбу(12м) Бия 301м Катунь 688м Алей 858м Кулундинское озеро Самое большое Глубина 3м
Слова для прикрепления на доску
:Вода
Жидкая
Твердая
Газообразная
Дождь, туман, роса Снег,
лед, иней, айсберг
Пар (невидимый)
Текучая
Не имеет формы
Бесцветная
Прозрачная
Без запаха
Сжимается и расширяется
Растворитель
Передвижение
Красота
Жизненно необходима
Для производства хлеба и др.продуктов питания
Для передачи тепла по трубам и др.
28964 реки, 13500 озер.
Телецкое озеро(глуб. 325м.)
Водопады
Текелю(60м)
Куркуре(20м)
Корбу(12м)
Реки
Бия 301м
Катунь 688м
Алей 858м
Кулундинское озеро
Самое большое
Глубина 3м