Что такое адвентисты седьмого дня. Другие средства массовой информации. Численность и распространение
Человек, переживший стресс или столкнувшийся с несчастьем - идеальная добыча для сектантов. Они незаметно завлекают в свою организацию, показывая, как новенький важен и дорог для них. Устоять перед таким вниманием очень сложно. В тот момент, когда человек начинает подозревать подвох, секта уже полностью контролирует его жизнь. К сожалению, количество подобных организаций продолжает расти.
Секты, порабощающие личность
Традиционные религии духовно обогащают общество, взаимодействуя с ним. Секта способна только порабощать личность. Например, во всем мире известна православная, исламская, католическая или буддийская культура. О сектантской неизвестно ничего. Великих мыслителей, художников, композиторов или архитекторов в этой культуре не существует. Духовно обогатить личность секта неспособна. Она может лишь вырывать людей из общественной жизни, оттягивая в свои кассы их финансы.
Подобные организации представляют собой государство в миниатюре. Высшей является благо секты. Если для его достижения потребуется нарушить закон, обязательно сделает.
Попасть в одну из таких организаций не так сложно, как может показаться. Если сектантская приманка совпадет с интересами человека, скорее всего, он увлечется. В подобные организации не приглашают открыто. Предлагают посетить курсы по изучению иностранного языка, восточных танцев или лекции по духовному развитию. Например, субботняя школа адвентистов седьмого дня предлагает бесплатные книги для детей. При этом они готовы браться за обучение малышей, которые даже не достигли возраста 2 лет.
Останется человек в секте или нет, зависит от его внушаемости. Тот, кто пережил сильный стресс, довольно легко попадает под чужое влияние. Причиной психического перенапряжения не всегда должно быть несчастье. Для многих трудоголиков поездка в отпуск уже является сильным стрессом.
В тоталитарных сектах человек меняется очень быстро, далеко не лучшую сторону. Чем раньше он выйдет, тем лучше. Людям, которые пробыли в секте длительное время, нередко требуется помощь психолога.
Считается, что большинство тоталитарных сект не способно пережить своего лидера. С его смертью такие организации прекращают свое существование. Секты, которым удалось пережить своего создателя, находятся в меньшинстве, например, такой является церковь адвентистов седьмого дня.
Культ возник в США, в начале 19 века. Его основателем был принадлежавший к общине баптистов. Адепты секты считают себя христианами и отличаются особым пристрастием к Ветхому Завету. Знания о тысячелетнем царстве они взяли из раввинистических книг. Кроме этого, сектантам необходимо было согласовать учения Нового Завета о втором пришествии Христа с иудейским ожиданием Мессии. И адвентистам удалось это сделать. Они придумали учение о трех пришествиях Христа.
Для того чтобы понять, кто такие адвентисты седьмого дня, достаточно пройтись по основным постулатам секты:
- утверждают, что все, кто хочет спастись, должны соблюдать Ветхозаветную Субботу;
- уверены в том, что Иисус принял на себя греховную человеческую природу, а не наказание за людей. Кроме этого, будучи на небесах, носил имя Михаил;
- утверждают, что христиане спасутся не верой в Иисуса Христа, а соблюдая законы, в частности, субботу;
- церковь адвентистов седьмого дня учит, что, в конце концов, все человеческие грехи будут переложены на Сатану. Он и ответит за все злодеяния. По их логике получается, что спасителем человечества выступает Сатана;
- соблюдение воскресения, по мнению адвентистов, является начертанием Зверя;
- сектанты считают, что человек приобщается к Христу не через веру, а только благодаря водному крещению;
- отрицают, что души верующих попадают на небеса. Учат, что после смерти все впадают в духовную спячку в собственной могиле. Проснуться души смогут только после пришествия Христа;
- в проповедях адвентистов седьмого дня можно услышать о том, что Иисус организовал нечто вроде суда-расследования, где изучаются записи грехов всех верующих. Начался этот процесс в 1944 году и продолжается по сей день. Верующие будут окончательно очищены от греха лишь к последнему пришествию.
Уильям Миллер
Довольно сложно понять, кто такие адвентисты седьмого дня, без изучения личностей, основавших секту. Создал и возглавил организацию Уильям Миллер. Свое учение он назвал латинским словом adventus, что означает пришествие.
Миллер был обычным фермером, закончившим всего 6 классов школы. Библию он начал изучать самостоятельно, основное внимание уделял пророческим книгам. Из Святого Писания он узнал о том, что неизвестно ни часа, ни дня, когда придет Сын Человеческий. Но Уильям Миллер решил, что он сможет это определить. И взялся за вычисления. Возможно, он решил, что раз день и время узнать нельзя, то месяц и год вполне возможно.
Определив дату пришествия Спасителя, Миллер начал проповедовать. Благодаря своему красноречию, ему удалось многих убедить в своей вере. Последователи Миллера раздавали имущество, забрасывали свои фермы и ждали Христа. В назначенный день ничего не произошло.
Уильям Миллер пересмотрел вычисления и назначил другую дату. И снова ошибся. Пришествие в очередной раз было перенесено на новую дату, но так и не состоялось. Большая часть христиан адвентистов седьмого дня отвернулась от своего проповедника. Миллер впал в уныние и вскоре умер.
После кончины Уильяма Миллера секту адвентистов седьмого дня возглавила Эллен Уайт. Когда она была ребенком, ей в голову попал камень, который чуть не убил малышку. К счастью, она выжила. Травма серьезно сказалась на ее умственных способностях. Самые простые вещи, такие как чтение и письмо, давались ей довольно тяжело.
Вскоре у Эллен начались видения. Девочка утверждала, что летала на Юпитер и Сатурн. Затем она начала предсказывать разные события. Но, как и в случае с Миллером, ничего из пророчеств не осуществилось.
Уайт порицала все светские развлечения. По ее мнению, Сатана использовал для разрушения человеческих душ оперу. Музыка ломала нравственные устои и призывала к чувственным наслаждениям. Библиотеки, а особенно хранящаяся там художественная и историческая литература, по ее мнению, бесполезны.
Отвечая на вопрос о том, кто такие адвентисты седьмого дня, можно сказать, что это секта имени Эллен Уайт. Она реформировала организацию, а ее странное толкование Священного Писания стало основой учения. До сегодняшнего дня она почитается адептами как величайший пророк.
Адвентисты в Российской Империи
В Российской Империи о том, кто такие адвентисты седьмого дня, почти ничего не было известно вплоть до 1886 года. Первая церковь появилась в Крыму, в деревне Берды-Булат (ныне с. Привольное, Симферопольский р-н). Основал ее в 1886 году Людвиг Рихард Конради, миссионер Гамбургского Трактатного общества. Его помощником стал уроженец деревни Иоганн Перк.
Конради был выслан из России за слишком активную деятельность. Перк переехал в колонию Шенвизе, которая находилась в Екатеринославской губернии (в настоящий момент - Запорожская обл.). Главным центром нового учения стало село Натальевка. До 1896 года церковь насчитывала лишь 800 прихожан. Ее деятельность ограничивалась сельскими районами немецких колоний. В 1901 году возникло несколько общин в Галиции.
В начале 20 века секты адвентистов седьмого дня начинают появляться в Санкт-Петербурге, Риге, Одессе, Москве, Киеве, Саратове. В 1906 году они получили равные права с баптистами. Это способствовало существенному увеличению численности прихожан. В 1911 году количество адвентистов в России составило 4 тыс. человек. В 1916 году численность прихожан увеличилась еще на 2 тыс.
Советское правительство поддерживало секту адвентистов седьмого дня с целью ослабления православной церкви. В 1928 году количество прихожан составляло уже 13,5 тыс. человек, большинство из них были немцами. В 1928 году в секте произошел раскол. Причиной стало разное отношение пасторов к воинской службе.
В 30-х годах руководители общин подверглись репрессиям. В 1941 году все руководство церкви немецкого происхождения было депортировано. Их отправили в Казахскую ССР и Сибирь. После Великой Отечественной войны немецкое влияние в секте было минимальным.
В 1988 году в Тульской области в селе Заокское был создан главный центр организации. Он объединил все общины СССР в одну Всесоюзную церковь. На сегодняшний день больше 100 тыс. человек являются адептами секты адвентистов.
Современное положение секты
Тридцать лет назад Тульская область стала плацдармом для продвижения адвентистской идеологии в России. Сектанты построили несколько молельных домов. Владеют издательством и радиотелецентром. Церковь христиан адвентистов седьмого дня основала Заокскую духовную академию.
В 2005 году сектанты попытались обманным путем завербовать молодежь Тулы. Для этого они арендовали кинотеатр "Родина" и раздали бесплатные приглашения на показ американского художественного фильма. Зрители поняли, что они попали на религиозно-миссионерское мероприятие только после того, как сеанс начался. Таким образом, "Закон о свободе совести" был грубо нарушен.
Адвентисты разработали хитроумные способы привлечения новых людей в секту. Они часто устраивают в парках и других общественных местах "Выставки здоровья". Бесплатно измеряют давление, делают массажи, угощают экологически чистыми продуктами. Устраивают караоке-конкурсы, на которых поют песни адвентистов седьмого дня. Сотни заинтересовавшихся людей подходит узнать информацию, в то время как сектанты активно миссионерствуют. Подобные мероприятия позволяют организации заполучить в свои сети сотни новых прихожан.
Угроза национальной безопасности
Огромное количество религиозной литературы выпускается издательством, принадлежащем адвентистам седьмого дня. Субботняя школа секты использует эти книги для зомбирования малышей, более старших детей и взрослых. Подобная литература к российской действительности не приспособлена. Она несет западные ценности и элементы культуры.
Изучение сектантской литературы обезличивает человека. Он отчуждается от национальной культуры. Становится равнодушен к вере своих предков, которая является фундаментом государственности.
Зафиксированы случаи отказа сектантов от службы в армии. Адвентисты обращаются в суды и добиваются желаемого. Американская секта готова сделать все, чтобы в случае военных действий как можно меньшее число граждан встало на защиту своей Родины.
Оскорбления православной церкви
Секта адвентистов седьмого дня не стесняется открыто оскорблять верующих других конфессий. Чаще всего она нападает на православных христиан. С каждым годом ситуация становится все серьезнее. Есть свидетельства, что доклады адвентистов часто посвящаются очернению православной церкви.
В 2004 году на одном из собраний сектанты дошли до того, что обвинили святого преподобного Иосифа Волоцкого в кровавой расправе над верующими. На следующий год они оскорбили Русскую православную церковь, заявив, что Великая Отечественная война спасла ее от забвения. Якобы страх перед смертью удержал прихожан в ее лоне. Кроме этого, сектанты обвинили православную церковь в геноциде российских немцев.
Жаль, но сектанты тщательно скрывают тот факт, что их организация поддерживала гитлеровский режим. А также не хотят вспоминать о том, как адвентисты помогали нацистам изгонять из общин евреев.
Сектант-убийца
В 2016 году в Нижнем Новгороде был вынесен пожизненный приговор человеку, безжалостно убившему свою беременную жену, шестерых детей и собственную мать. По одной из версий, Олег Белов сделал это из сострадания. Считая, что близится конец света, он решил лично отправить родных в рай.
Несколько лет был преданным адептом церкви адвентистов седьмого дня, вступил в нее еще в 1992 году. Затем его исключили за прелюбодеяние. Но на собраниях бывать не запретили, и Белов продолжал активно их посещать.
Сейчас психиатрам предстоит разобраться в том, стала ли секта причиной умопомрачения отца-убийцы, или проблемы у Олега Белова начались гораздо раньше вступления в церковь.
Начнем с того, что адвентисты седьмого дня, наиболее влиятельная и многочисленная организация по сравнению с остальными сектами. Именуют себя Церковью христиан адвентистов седьмого дня. Фактически обособились от остальных адвентистов ещё в 1844, когда несколько адвентистских общин и отдельных групп верующих, возглавляемых Дж. Бейтсом (1792-1872), супругами Дж. С. Уайтом (1821-1881) и Э. Г. Х. Уайт (1827-1915), Дж. Н. Андрюсом (1829-1883) и другими религиозными деятелями, приняли ряд доктринальных установок, частично расходившихся с первоначальной доктриной, выдвинутой основателем адвентизма У. Миллером.
Окончательное же организационное оформление конфессии произошло в 1863 на конференции в городе Батл-Крик в штате Мичиган (современное наименование конфессии - адвентисты седьмого дня - было принято в 1860).
Как и другие протестанты, адвентисты седьмого дня считают Библию единственным источником веры. Официального исповедания у них нет , хотя в какой-то мере эту функцию выполняет ряд теологических работ, где излагаются основы их вероучения (прежде всего труды Э. Г. Х. Уайт, которую они почитаю за «вдохновлённого пророка»).
Адвентисты седьмого дня признают догматы о триединстве Бога и божественности Иисуса Христа, считают личную веру единственным условием спасения. Они придерживаются арминианской доктрины, то есть допускают существование у человека свободной воли.
Вместе с другими адвентистскими группами адвентисты седьмого дня озабочены и придают очень большое значение второму пришествию Иисуса Христа (откуда и само название - адвентисты), которое, по их мнению, уже близко. Они являются премилленаристами, полагая, что приход Христа произойдёт до установления тысячелетнего Царства Божьего на Земле.
Другой характерной чертой конфессии, также нашедшей отражение в её наименовании, является празднование вместо воскресенья субботы как седьмого дня недели. В субботу не разрешается работать и даже готовить пищу.
самовольно пересмотрели общехристианское положение о бессмертии души, рае и аде, что в определённой степени отдалило их от большинства протестантов. В их вероучении есть понятие об «условном» бессмертии, которое даруется Иисусом Христом лишь праведникам, которые после второго пришествия будут воскрешены и станут жить с Христом на небе в течение тысячи лет. По прошествии тысячелетия их ожидает жизнь с Христом на совершенной и обновлённой Земле. После второго пришествия оживут и грешники, причём они не последуют в ад, а будут сожжены.В их церковь вступают достигшие совершеннолетия люди, над которыми совершается обряд водного крещения путём погружения. Решение о допуске человека к крещению принимается местной общиной голосованием. Во время этого обряда адвентисту сообщаются важнейшие доктринальные положения общины, и он выражает своё согласие с ними. Второй обряд - хлебопреломление совершается четыре раза в год (элементами причастия служат незаквашенный хлеб и неферментированное вино). Перед хлебопреломлением адвентисты - отдельно мужчины и женщины - моют друг другу ноги (обряд этот призван символизировать смирение).
Адвентисты седьмого дня приняли предложенную Э. Г. Х. Уайт так называемую санитарную реформу. Она запрещает верующим есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других нечистых животных (многие из них вообще являются вегетарианцами), пить алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак. Не допускаются также сексуальные излишества. Развод разрешён только в случае нарушения одним из супругов клятвы супружеской верности. Потерпевший супруг может развестись и повторно вступить в брак. Членам общины не рекомендуется посещать увеселительные мероприятия (кино, театральные и особенно цирковые представления), запрещается играть в карты и другие азартные игры, танцевать. Не одобряется и чтение художественной литературы. В субботу нельзя смотреть телевизор, слушать радио, заниматься спортом. Одежда должна быть скромной, использование косметики и ношение ювелирных украшений воспрещены.
Адвентистам седьмого дня разрешается служить в армии, но только в нестроевых частях (предпочтительно в медсанчасти).
Члены общины должны посещать молитвенные собрания, проводимые в субботу. На собраниях поются гимны, произносятся импровизированные молитвы, читаются проповеди. Кроме того, после захода солнца по пятницам и субботам предусматриваются специальные семейные часы: таким путём отмечаются начало и конец праздника.
Обряды совершаются пасторами, которые посвящаются в сан наложением рук. Все пасторы имеют равный чин и носят обычную гражданскую одежду. Женщины в пасторы не поставляются, хотя и могут быть инструкторами по изучению Библии. Большинство членов церкви в добровольном порядке платят десятину, то есть отдают церковной организации десятую часть своих доходов.
Для организации адвентистов седьмого дня характерна жёсткая централизация. Руководящим её органом является созываемая раз в четыре года Генеральная конференция, которая призвана решать все важнейшие вопросы общинной жизни. Конференция избирает Исполнительный комитет, выполняющий текущую работу. В составе Исполнительного комитета имеются консультативные отделы, комитеты и комиссии. Центральные учреждения организации адвентистов седьмого дня расположены в городе Такома-Парк в штате Мэриленд, поблизости от Вашингтоне и в самом.
Местные общины возглавляются пресвитерами, причём последние не избираются, а назначаются региональной конференцией, которая формируется несколькими соседними общинами (в районах миссионерской деятельности пресвитеры назначаются миссиями). Несколько региональных конференций формируют конференцию так называемого униона (союза), а конференции всех унионов - Генеральную конференцию. Между всей организацией адвентистов седьмого дня (в лице её Генеральной конференции) и унионами существует ещё одно промежуточное звено - географические административные дивизионы, причём в Исполнительном комитете Генеральной конференции должны быть представители всех дивизионов. Каждый дивизион возглавляется президентом и имеет свой исполнительный комитет.
На средства, получаемые от своих членов, под видом активной благотворительности, развернули широкую сеть лечебных учреждений с целью приобщения их участников к своей общине и благодаря чрезвычайно активной миссионерской работе конфессия распространилась в подавляющем большинстве (свыше 190) стран мира. Используют в своей проповеднической работе около 700 языков. Вместе с тем, как правило, адвентисты седьмого дня в каждой отдельной стране составляют лишь сравнительно небольшое меньшинство населения. Только на принадлежащем Великобритании тихоокеанском острове Питкэрн, где живёт всего 60 человек, адвентисты седьмого дня составляют подавляющую часть населения.
Основательницей первой общины адвентистов Седьмого Дня была Рэйчил Престон, однако подлинным лидером и идеологом движения стала «пророчица» Елена Уайт (1827 – 1915), не занимавшая в конфессии адвентистов никаких официальных постов.
Елена Уайт, в девичестве Гасмон, родилась 1 ноября 1827 года в Горхэме в семье шляпника. В детстве, когда Елене было 9 лет, какой-то подросток попал ей в лицо камнем, что сильно отразилось как на ее внешности, так и на психическом состоянии. Рана была настолько серьезна, что вначале опасались за ее жизнь. «Повреждения лица, а они были настолько сильными, что даже отец с трудом мог узнать ее, часто повергали ее в смущение, и из-за них она два года не могла дышать носом. Расстроенные нервы отказывались ей подчиняться даже при самых простых занятиях, таких как чтение и письмо. У нее так сильно тряслись руки, что она была не в состоянии управлять ими … и ее часто одолевало головокружение».
Елену стали посещать «видения», которые происходили так: «Прежде всего, она три раза произносила «Слава». В течение 4 – 5 секунд после этого она находилась в обморочном состоянии и совершенно ослабевала. Но затем, исполнившись силы, она тотчас вставала, ходила взад и вперед и часто двигала руками и плечами. На вопрос, откуда у нее эти силы, она отвечала, что ее коснулся ангел Божий. Глаза Уайт были открыты, но она не мигала. Ее голова была поднята вверх, и она созерцала как бы отдельные предметы. Она не дышала, но пульс ее бился правильно». Видения у нее были самые разные, например она летала на Сатурн и Юпитер, а там люди поклонялись Богу. Она также предсказала, что падение рабства в Америке произойдет только после Второго Пришествия. В одном из видений ей якобы было открыто, что между Америкой и Англией произойдет война, которая перерастет в мировую. В другом видении ей «открылось», что Иисус не надеялся воскреснуть, и даже не знал об этой возможности.
Семья Елены принадлежала к Методистской церкви, но в 1840 году в Портленде она впервые услышала об основателе адвентизма Уильяме Миллере и заразилась его идеями. В возрасте 13-и лет она приняла адвентистскую веру и, в последствии, в августе 1846 года вышла замуж за адвентистского пресвитера Джеймса Уайта. Вскоре она стала одним из лидеров движения адвентистов.
Базовая литература:
Поскольку адвентисты причисляют себя к христианским движениям, ими признается Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Однако кроме этого в качестве «Божественного откровения» почитаются «пророчества» Елены Уайт. Наиболее известные книги адвентистов Седьмого Дня – «Великая борьба между Христом и сатаной» и «История Церкви».
Периодические издания:
С 1849 года начала выходить газета «Настоящая истина». В 1855 году в городе Баттл-Крик (Мичиган) основано первое издательство. В Европе крупнейшее издательство – «Международное трактатное общество».
В настоящее время издательством «Источник жизни» выпускается журнал «Адвентистский вестник». Адвентисты также издают журналы: «Станем друзьями» (Москва), «Альфа и Омега» (Москва), «Знамения времени» (Киев) и газету «Вестник мира» (Киев).
Церковь христиан-адвентистов Седьмого Дня имеет собственные телецентры и радиостанции. В России: в Туле («Голос надежды») и Нижнем Новгороде.
Учебные заведения:
В 1878 году был создан международный союз субботних школ, затем библейская школа в Чикаго, духовная академия в Ланкастере, унионный колледж в Небраске, колледжи в Вашингтоне, Огайо и др. К 1925 году у адвентистов Седьмого Дня уже было 133 высших и 1265 средних учебных заведений. Адвентисты содержат не только миссионерские, но и светские учебные заведения, в частности, им принадлежит Медицинский университет Лома-Линда (США), который является одним из ведущих в области детской кардиологии.
В России: «Заокская духовная академия» (готовит церковнослужителей). Адвентистам также принадлежит ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и др. городах.
Ожидание скорого Второго Пришествия. Согласно учению адвентистов Седьмого Дня, Уильям Миллер не ошибся, провозглашая датой Второго Пришествия 21 марта 1843 года. Они утверждают, что в этот день Христос пришел в Небесное Святилище и начал очищать его, после чего придет на землю, и состоится Страшный Суд. На это, согласно учению адвентистов, указывают 5 знамений:
а) Существование папства как института, якобы заменяющего собой Церковь и являющегося Антихристом. Таковым папство считается с 538 года, в котором Папа якобы объявил себя наместником Христа на земле. Ранение в голову Папы Пия VI при Наполеоне трактуется адвентистами как исполнение пророчества из Откр. 13, 3: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю». При этом Рим считается библейским Вавилоном;
б) Падение нравов «как во дни Ноя»;
в) Усиливающийся страх людей перед будущим;
г) Широкая проповедь Благой Вести, охватившая уже почти все человечество;
д) Возникновение адвентизма.
Адвентисты верят, что Второе Пришествие состоится, когда исполнится «троекратная ангельская весть»:
а) О благовествовании Евангелия всем людям;
б) О падении Вавилона (имеется в виду Рим, а точнее Ватикан);
в) О наказании поклоняющихся зверю и образу его.
Адвентисты Седьмого Дня, помимо Библии почитают «пророчества» Елены Уайт как «божественное откровение». Большинство доктрин Адвентистской конфессии базируется именно на этих «пророчествах».
«Пророчество» Елены Уайт закрепило один из центральных пунктов вероучения адвентистов – необходимость почитания субботы. По утверждению Елены Уайт, ей было видение, в котором она увидела Ковчег Завета в «Святом Святых» и Божии Заповеди, данные Моисею, которые все сияли ярким огнем, кроме последней – о соблюдении субботы. Елена Уайт истолковала это видение как указание на то, что все христианские Церкви отступили от Бога, нарушив одну из важнейших Заповедей. Таким образом, только община адвентистов Седьмого Дня может претендовать на звание «истинной Церкви». При этом подчеркивается невозможность спасения без соблюдения десяти Заповедей. А поскольку все Заповеди, включая празднование субботы соблюдают только адвентисты, спасение возможно только для них.
Согласно учению адвентистов Седьмого Дня, душа человека смертна. Она пребывает в мертвом теле до Воскресения. Христианское учение об аде и вечном воздаянии отрицается.
Адвентисты Седьмого Дня отрицают, что Христос полностью искупил человечество. Они верят, что дело искупления продолжается на небе. При этом утверждается, что сатана понесет на себе грех мира – станет козлом отпущения.
В 1844 году в Америке происходили небывалые события. Люди вдруг стали распродавать свое имущество, бросать работы. Газеты били в набат: 22 октября 1844 года, согласно подсчетам некоего баптиста Уильяма Миллера, должно произойти Второе Пришествие на землю Спасителя и начаться Страшный Суд.
Среди поверивших этому откровению начало твориться прямо-таки столпотворение Вавилонское. Несчастные люди в громадном количестве накануне 22 числа облеклись в белые одежды и вышли к «горе суда» - так называлась одна гора в штате Нью-Йорк, на которую в облаке должен был сойти Христос. Вся ночь проходила в напряженном ожидании. Взгляды людей были прямо-таки прикованы к небесам. Но вот взошло солнце, которое озарило небосклон, но так никто и не услышал трубного ангельского звука с небес, не увидели и грядущего на облаках Спасителя. Пророчество оказалось простым обманом. Да и не суждено, ведь Сам Господь в предостережение всем тем, кто будет пытаться определить точный срок Его Второго Пришествия сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24,36).
После всего случившегося в адрес незадачливого пророка посыпались насмешки. По этой причине Миллер, как лидер основанного им движения самоустранился. Однако, многие его последователи продолжали оставаться сторонниками прежнего учения.
В январе 1845 года Миллер и его последователи были исключены из баптистского союза, к которому до этого принадлежали. Это и привело к созданию самостоятельной секты, получившей название адвентистов. По-русски слово «адвентизм» означает пришествие, от латинского - «адвентус».
Господь в Своем Евангелии сказал, что «не может… дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7,18). Почему и учение адвентистов вскоре произрастило многие плевелы еретических заблуждений. Так в 1845-1846 годах, под влиянием учения Рахили Престон, многие из адвентистов стали требовать, чтобы празднование воскресного дня было заменено на субботу.
Очень сильное влияние оказала на адвентистов в этом направлении некая Елена Уайт. Она имела постоянно «видения». В одном из своих «видений», как передавал ее поклонник Лафборо, ей явился ангел, повел ее на небеса, ввел в скинию и показал ей Ковчег Завета. Сам Христос открыл крышку Ковчега (вот какая честь была оказана ей!). Увидела она там лежащие скрижали каменные с изображением 10 заповедей. Видит 4-ю заповедь потемневшей. Присутствовавший при ней ангел объяснил, что это потемнение 4-й заповеди произошло потому, что люди на земле не соблюдают ее. Легковерные сектанты поверили басням Уайт, и многие начали праздновать вместо воскресения субботу.
В 1860 году адвентисты разделились на 2 лагеря. Те из них, которые признали праздником день субботний, стали называться адвентистами 7 дня, или субботниками.
Познакомившись вкратце с историей адвентизма, перейдем к рассмотрению его учения о праздновании седьмого дня - субботы.
Адвентисты учат: суббота была установлена, как праздник еще в раю самим Богом. Господь «Благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от дел своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2,2-4).
Что субботу будут праздновать и должно ее святить и в Новозаветной Церкви, об этом говорят пророки: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворил, всегда будут пред лицом Моим, - говорит Господь, - так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, - говорит Господь» (Исайи 66, 23-24).
Сам Спаситель, по мнению адвентистов не нарушал субботы, но повелел ее почитать: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5,18). А тех людей, которые вздумали бы нарушать субботу, Христос, якобы, предостерегает, говоря: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в царствии Небесном…» (Мф. 5,19). Итак, учат адвентисты, необходимо непременно почитать субботний день вместо воскресного. Однако, если мы внимательно будем читать Священное Писание, то увидим всю несостоятельность учения адвентистов седьмого дня.
Всемогущий Господь Бог сотворил весь мир в течении шести дней.. Как долго продолжались эти дни, какой они представляли собой период времени - Писание нам не говорит. До творения в 4-й день солнца нельзя было равнять день творения нашим суткам, т.е. двадцати четырем часам. Быть может, эти дни равнялись целым тысячелетиям нашим, а быть может и больше. Посему ссылка адвентистов на то, что Бог дал нам пример праздновать седьмой день, совершенно не убедительна. Не найдем мы нигде в Священном Писании каких-либо указаний о праздновании субботнего дня нашими праотцами от Адама до Моисея на протяжении целых 2500 лет. Почему так? - Потому, что не было самой заповеди о почитании субботы в этот огромный период человеческого существования.
Суббота же дана была еврейскому народу Богом через пророка Моисея. Она являлась напоминанием сынам израилевым об избавлении их от плена египетского и знамением завета между Богом и евреями (Исх. 31,13-17, Втор. 5,15).
Но на какой срок дана заповедь соблюдать субботу народу еврейскому? На это нам отвечает ап. Павел: «Закон дан после, по причине преступления, до времени пришествия Семени, к Которому относится обетование» (Гал. 3,19). Еще: «Закон был только детоводителем ко Христу. По пришествии же Христа, мы (христиане) не под руководством закона» (Гал.3,24-25). Значит, дана суббота была до времени Христа, до Его пришествия на землю.
Ап. Павел свидетельствует, что Старый Завет после крестных страданий потерял свое значение: «Ибо, если первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому… Говоря «Новый», показал ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8;7,13).
Напрасно адвентисты ссылаются на пророка Исайю 66 гл., 23 ст. В этом месте нисколько не говорится о том, что христиане будут и должны праздновать субботу. Здесь пр. Исайя употребляет понятный для еврейского народа счет дней: «из месяца в месяц, из субботы в субботу». Это, как мы бы сказали: из года в год.
А если рассуждать так, как адвентисты, то почему тогда они не празднуют новомесячья, ведь сказано «из месяца в месяц»?
Перейдем теперь к временам новозаветным. Сам Господь Иисус Христос неоднократно указывал, что суббота подлежит отмене: «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек (Иисус Христос), потому что не хранит субботы» (Иоан. 9,15). «И еще более искали иудеи убить Иисуса за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5,1-18).
Таким образом, мы видим, что адвентисты ложно учат о том, что христианам необходимо почитать субботний день вместо воскресного. Причиной этого является искажение смысла Священного Писания, которое истолковывается адвентистами, как и прочими сектантами, собственным разумом. А потому на них вполне сбывается сказанное Святителем Игнатием о том, что «бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которым они закалают сами себя в вечную погибель».
Братья и сестры! Православные Христиане!
Еще с первых веков христианства святые пастыри Церкви писали о грехах ереси и раскола, как особо тяжких и смертных: «Всякий отделяющийся от Церкви чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий Матерью Церкви, не может иметь Отцом своим Бога… Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не смоется и самою кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (Св. Ириней Лионский, 2-й век).
Долг любви и сострадания к ближним зовет нас не оставить в беде тех, кто попал под душепагубное влияние новых лжеучителей - адвентистов.
Любое наше участие: теплое слово, призыв к возвращению в лоно Церкви Христовой, предоставление информации о секте - явится тем семенем, которое содействием благодати Божией принесет во время свое бесценный плод спасения наших ближних о Христе.
(1782-1849), к-рый, опираясь на свое толкование библейских пророчеств, предложил 1843/44 гг. как дату второго пришествия Христа. Свои вычисления Миллер обнародовал в 1831 г. Вокруг него собралось множество сторонников, названных «миллеритами», многие из к-рых к 1843 г. покинули свои церкви (ок. 100 тыс. чел.). Однако после 21 марта 1844 г., последней даты ожидаемого пришествия Христа, среди последователей Миллера распространилось разочарование, а он признался в своей ошибке. Положение попытался исправить ученик Миллера С. Сноу (1806-1870), к-рый на основании своего истолкования притчи о 10 девах (Мф 25. 1-6) предложил новую дату скорого пришествия Господа - 22 окт. 1844 г. Когда и эта дата не подтвердилась, наступило «великое разочарование». Тем не менее движение миллеритов (за к-рыми установилось название «А.») не исчезло. Большое влияние на его рост оказал Х. Эдсон (1806-1882), к-рый интерпретировал 1844 г. только как начало последней фазы первосвященнического служения Христа в небесном святилище. Миллериты разделились на неск. толков, известно 6 направлений А.: Адвентисты седьмого дня (самое крупное), Христианская церковь Пришествия, Церковь Бога (А.), Союз Жизни и Пришествия, Церковь Бога (Орегон) и Христианская церковь первозданного Адвента. Адвентистское направление «Ветвь Давидова» в наст. время не существует.
Самым многочисленным направлением стали Адвентисты седьмого дня (далее - АСД). Сразу после «великого разочарования» с проповедью эсхатологического восстановления библейского дня покоя выступил И. Бейтс (1792-1872), к-рый заимствовал это учение у баптистов седьмого дня (см. Баптисты). Его труды убедили странствующего адвентистского проповедника Дж. Уайта и его жену Э. Уайт . Важнейшую роль в становлении церкви АСД сыграли видения последней после «великого разочарования» в дек. 1844 г., истолкованные ею как поддержка членам АСД и укрепившие их в вере. Название «Церковь христиан адвентистов седьмого дня» было принято в 1860 г. и точно отразило особенности вероучения. Как офиц. церковная орг-ция церковь АСД существует с момента Генеральной конференции в Батл-Крик (США) в 1863 г., на к-рой был утвержден устав и определена программа миссионерской работы. К этому времени она располагала 125 приходами, насчитывающими более 3500 чел. В сер. 70-х гг. XIX в. миссионерская работа из Америки была перенесена в др. части света. В 1874 г. в Швейцарию прибыл первый адвентистский миссионер Дж. Н. Эндрюс. В России впервые офиц. проповедники церкви АСД начали появляться с 1886 г. В истории движения АСД также произошло неск. расколов, наиболее крупный из них - отделение А.-реформистов.
Вероучение
АСД не имеют «канонического» Символа веры. Тем не менее во избежание расколов были сформулированы 27 основных вероучительных положений, к-рые вырабатывались на протяжении неск. десятилетий начиная с 25 «суждений», опубликованных в 1872 г. АСД верят в Св. Троицу, признают девственное Рождество Иисуса Христа и Его искупительную жертву за все человечество. АСД разделяют реформаторское учение о благодати и оправдании только верой (см. Оправдание верой), подчеркивают достаточность и ясность Свящ. Писания для вероучения (см. Sola Scriptura). Кроме того, высшим авторитетом в толковании Библии являются писания Э. Уайт, к-рые признаются богодухновенными. АСД отвергают эволюционизм и буквально понимают библейское описание сотворения мира.
Основным пунктом учения АСД является представление об «очищении святилища», тесно связанное с эсхатологией и сотериологией АСД. Прообразом этих представлений служит ветхозаветное служение первосвященника, к-рый раз в год входил во святая святых (Лев 16) и приносил жертву «за себя и за грехи неведения народа» (Лев 16. 16). В новозаветном понимании земная скиния, к-рую поставил Моисей, была устроена по образу небесной и служение, к-рое там совершалось, имело прообраз буд. служения Иисуса Христа как Первосвященника в истинной небесной скинии (Евр 8. 2, 5; 9. 11, 24). АСД рассматривают 3 фазы служения Христа в небесной скинии: «заместительная (искупительная) жертва»; священническое посредничество - между грешником и Богом; последний суд (также имеющий 3 стадии: «предтысячелетний», или «следственный, суд»; «тысячелетний суд» и «завершающий суд»). В 1844 г., по учению АСД, Иисус Христос вступил во вторую фазу Своего искупительного служения. Во время первого, «следственного», суда на небесах решается вопрос, кто среди мертвых скончался во Христе и достоин принять участие в «первом воскресении». Этот же суд решает, кто из живущих твердо стоит во Христе и готов к переходу в вечное Его Царство. Завершение этой стадии суда будет означать завершение испытания людей перед Вторым пришествием. Затем совершается Второе пришествие, и события развиваются согласно адвентистскому толкованию Откровения св. Иоанна Богослова : происходит война против сил зла, собранных в Армагеддоне (Откр 16. 13-21); побежденный сатана скован на тысячу лет (Откр 20. 2-3), а праведники, живые и воскрешенные, взяты на небо. Это время названо «первым воскрешением». Жившие в то время грешники уничтожены, а умершие остались в своих гробах (Ст. 5). Затем наступит вторая фаза суда - «тысячелетний суд», в к-ром принимают участие и праведники, находящиеся в Небесном Царстве (см. Хилиазм). Они будут судить сатану и его приспешников (2 Петр 2. 4), а также мир (2 Кор 6. 2-3). Прообразом этого времени в ВЗ служит ежегодное изгнание в пустыню «козла отпущения». Третья фаза - время т. н. «второго воскресения». Она начинается схождением на землю Нов. Иерусалима со Христом и святыми и воскресением грешников «в осуждение» (Ин 5. 29). Сатана освободится на короткое время (Откр 20. 7) и вместе с воскрешенными грешниками вновь пойдет войной на Бога и Христа. В окруженном сатанинскими силами Нов. Иерусалиме Христос воздвигнет белый трон для последнего суда. В результате сатана окончательно будет повержен, грешники навсегда погибнут в огне, а вместе с ними будет уничтожен и грех. Очищенная огнем земля со столицей в Новом Иерусалиме станет новым домом для праведников, а царствовать на «новой земле» вечно будет Христос (Откр 21. 3). Из вышеизложенного учения следует обратить внимание на отличительную черту эсхатологического учения АСД - неверие в бессмертие человеческой души. После смерти человека прекращается духовная, душевная и телесная жизнь. А. усматривают в вере в бессмертие души человека влияние греч. философии.
«Весть трех ангелов» (Откр 14. 6-12) определяет экклезиологическое самопонимание АСД: они понимают себя как эсхатологический остаток (Откр 12. 17), к-рый пребывает в вере и тем отличается от «обмирщенной» Церкви, как Римско-Католической, так и церквей Реформации. Так, отклонением от истины протестантов они считают отказ нек-рых из них от крещения погружением, непризнание субботы «днем Господним» и их веру в бессмертие души. Они обвиняют протестантов в увлечении собственными доктринами, к-рые отодвигают на второй план Свящ. Писание. Десятисловие (см. Заповеди Моисеевы) понимается как фундаментальный нравственный закон, данный всем людям. АСД считают субботу святым и богослужебным днем - от вечера в пятницу до вечера субботы. А. воздерживаются в субботу от обычных дел, но оказывают помощь больным и слабым.
Богослужение АСД состоит из чтения Библии и проповеди. Признаются только крещение взрослых троекратным погружением и Вечеря Господня, к-рой предшествует омовение ног как символ нового очищения. Подчеркивается необходимость раскаяния перед Вечерей Господней, внутреннее благоговение ввиду того, что АСД верят в особое присутствие Господа и святых ангелов на богослужении. Евхаристия совершается под обоими видами по мере духовных нужд верующих, но не менее 4 раз в году. Верностью ветхозаветной традиции определены праздники АСД: Пасха, Возношение первого снопа, Пятидесятница, День труб, очищения земного святилища.
Организация, статистика
Церковь АСД соединяет элементы пресвитерианской и конгрегациональной форм церковного устройства (см. Конгрегационализм , Пресвитерианство). Ядром ее является местная община, управляемая собранием всех ее членов. Неск. десятков общин, расположенных в одном регионе, образуют «объединение», в к-рое входят представители местных общин и их пастыри. Неск. объединений, расположенных на одной большой территории, составляют союзы объединений, или «миссии». В свою очередь союзы объединений стран и континентов организованы в 12 Всемирных отд-ний церкви. Руководители и представители последних входят в состав Генеральной конференции. На каждом уровне церковной организации высшим органом управления является совет. Финансирование церковной структуры АСД осуществляется через библейскую «десятину» и др. пожертвования.
Служители в церкви АСД представлены пасторами, пресвитерами, диаконами и диаконисами. Пасторы поставляются для совершения священных действий Вечери Господней, крещения, благословения брака, для организации и проведения богослужений. Обычно пастор ответственен за одну или неск. общин. Пресвитер (старейшина) избирается местной общиной и назначается пасторами для организации и проведения богослужения, совершает крещение, произносит проповеди и помогает пастору в управлении. Диаконы также избираются общиной, поставляются пасторами для помощи в богослужении, наблюдают за порядком, помогают пасторам в проведении Вечери Господней и др. священнодействий. В их обязанность входит посещение больных и слабых членов общины.
В 1955 г. численность А. составляла 1 млн чел. Начиная со 2-й пол. 80-х и до 2-й пол. 90-х гг. наблюдался рост количества членов, и в 1970 г. церковь насчитывала уже 2 млн. чел., в 1983-м - 3 млн., 1986-м - 5 млн., а к осени 1998 г.- 10 млн. чел. К кон. 1997 г. церковь АСД насчитывала по всему миру: 12 отделений, 90 союзов, 476 объединений, 43270 поместных общин. Количество членов церкви АСД в процентном соотношении по всему миру распределяется следующим образом (данные на июнь 1998): Лат. Америка - 33%; Африка - 31; Азия (включая страны Тихоокеанского региона) - 17; Европа (включая страны СНГ) - 8; Сев. Америка - 8; Австралия - 3%. В кон. 90-х гг. церковь АСД имеет свое представительство в 205 из 230 официально признанных ООН стран. Проповедь ведется на 735 языках мира, а лит-ра переводится и издается на 245 языках.
Социальное служение
Традиционно А. не участвуют в боевых действиях с оружием в руках, предпочитая альтернативную службу и различные др. обязанности - санитарные работы, хозяйственные, строительные службы в армии. Кроме того, они ведут значительную благотворительную деятельность. Известная благотворительная орг-ция АДРА (Adventist Development and Relie Agency) оказывает помощь регионам, находящимся в сложных экономических условиях, пострадавшим от стихийных бедствий и войн. Серьезное внимание уделяется вопросам образования. На кон. 1998 г. во всем мире насчитывалось 4364 начальные, 927 средних адвентистских школ, 89 колледжей и ун-тов. церковь АСД содержит около 460 госпиталей, санаториев и клиник. Ведущее медицинское учреждение - ун-т Лома-Линда (шт. Калифорния, США) - является центром научных исследований в области кардиологии и онкологии.
АСД в России
В России движение АСД возникло в нач. 80-х гг. XIX в. в результате деятельности западноевроп. проповедников. Первая община среди нем. колонистов была организована в 1886 г. швейцар. проповедником Л. Конради (1856-1939) в крымском сел. Бердебулат. Отсюда адвентизм распространился на территории Юж. Украины, Дона, Сев. Кавказа, Поволжья и Прибалтики. Одновременно с Конради проповедью адвентизма в Закавказье занимался К. Лаубган. Эти 2 человека и стали в 1887 г. первыми офиц. пасторами АСД. К осени 1890 г. церковь АСД в России насчитывала 356 чел. В янв. 1891 г. под председательством Конради в Гамбурге было проведено организационное собрание, на к-ром избрано руководство церкви АСД в России. В том же году по решению Генеральной конференции церкви АСД «российское миссионерское пространство» было передано в ведение Германской конференции.
Власти Российской империи немедленно предприняли энергичные меры против нового учения, приняв его за ересь жидовствующих , и ограничили территорию его распространения нем. поселениями, запретив прозелитизм среди православных. Тогда стали возникать самостоятельные рус. общины. Основателем рус. адвентизма был Ф. Бабиенко. В 1890 г. он создал общину рус. А. в Ставрополе. А. из русских проводили отдельные собрания вплоть до 1905 г. В июле 1905 г., после издания указа имп. Николая II «О свободе вероисповедания», произошла реорганизация структур АСД. Была создана «Восточнороссийская конференция», состоявшая из 3 миссионерских полей: южнороссийского, северороссийского и среднероссийского, в к-рые также входили общины АСД, находившиеся на территориях совр. Украины, Эстонии, Белоруссии и Польши. К тому времени численность членов АСД составляла 2103 чел. В мае 1907 г. на заседании совета Генеральной конференции было рекомендовано сделать церковь АСД в России самостоятельным звеном. В окт. того же года в Риге прошел первый учредительный съезд Российского союза. Первым председателем церкви АСД на территории Российской империи стал И. Т. Бетхер. На смену лицам нем. происхождения стали приходить русские, украинцы, верующие др. национальностей. В 1908 г. был рукоположен первый рус. проповедник К. С. Шамков.
Несмотря на возобновившиеся в 1911 г. гос. меры против А., особенно усилившиеся во время первой мировой войны, к 1917 г. в России число А. составляло ок. 7 тыс. чел. Декрет советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) породил у А. надежду на свободу вероисповедания. Руководство АСД заняло лояльную по отношению к новой власти позицию. В сент. 1920 г. в Москве на Всероссийской конференции АСД был создан Всероссийский союз общин АСД, насчитывавший уже 11 тыс. чел., принят устав, председателем избран Г. И. Лебсак . К тому времени почти все служители АСД иностранного происхождения покинули страну и ответственность за управление общинами легла на местных проповедников. Было создано издательство «Патмос», выпускавшее журналы «Благовестник», «Голос истины», «Адвентистский вестник», «Уроки субботней школы». В 1926 и 1927 гг. в гос. издательствах были изданы Библии большого и карманного формата, был разрешен завоз Библий из-за рубежа.
В сер. 20-х гг. в церкви АСД произошел раскол. Было принято решение, разрешающее А. службу в армии. Тогда часть членов АСД отделилась, назвав себя Всесоюзной церковью верных и свободных адвентистов седьмого дня. В наст. время раскол преодолен.
С 1929 г. начались преследования А., как и др. сектантских объединений. Их обвиняли в отказе от работы и в нежелании отпускать детей в школу по субботам, часто называли «агентами Германии и США» (История религии в России. Сб. М., 1998. С. 367). В сер. 30-х гг. Всесоюзный совет общин АСД прекратил свое существование. В 1937 г. умер в тюрьме Лебсак.
Сразу после окончания второй мировой войны регистрация общин А. возобновилась, особенно активно - на освобожденных территориях. Однако регистрация продолжалась всего 2 года - в 1945-1946 гг. В 1946 г. был вновь сформирован Всесоюзный совет АСД, к-рый просуществовал до 1960 г. Кон. 40-х - нач. 60-х гг. характеризовались множеством внутриобщинных конфликтов и расколов. После запрещения совета А. вели полулегальное существование, хотя их деятельность не была запрещена официально. В 1970 г. авторитетный представитель церкви АСД из СССР М. П. Кулаков посетил Всемирный центр церкви АСД в США. В 1974 г. он вместе с вице-президентом Генеральной конференции Т. Карсичем нанес визит в Совет по делам религий при Совмине СССР, и наметилось потепление во взаимоотношениях между властями и АСД. 27 мая 1979 г. на проходившем в Туле совещании представителей различных общин АСД был сформирован Республиканский совет церкви АСД в России. В то же время на территории бывш. СССР параллельно действовали др. организации АСД - на Дал. Востоке, в Сибири, на Урале, в Центр. России и на Кавказе. В 1981 г. все разрозненные структуры АСД в России объединились, образовав Республиканский союз церкви АСД в РСФСР. В 1985 г. был создан временный Координационный совет АСД во главе с Кулаковым. Был установлен постоянный контакт с Генеральной конференцией АСД.
В 1990 г. состоялся съезд церквей АСД в России, к-рый принял устав Российского союза. Председателем объединения стал Кулаков. Но в 1994 г. произошла очередная реформа, к-рая определила место российских А. в структуре Генеральной конференции АСД. Российский союз вошел в состав Всемирной церкви АСД в качестве Евро-азиатского отд-ния (11-го по счету), объединившего российский, укр., молдав., балт. и юж. союзы. Руководителями отд-ния стали американцы, что вызвало напряжение среди российских А., прошедших школу притеснений и полулегальной работы. В кон. 90-х гг. президентом Евро-азиатского отд-ния являлся Ли Хафф. По состоянию на 1998 г. Евро-азиатское отд-ние насчитывает 129382 верующих и 1472 общины.
В 1989 г. была открыта Заокская духовная семинария А. В 1990 г. зарегистрирован радиотелецентр «Голос Надежды». В 1991 г. создано издательство «Источник жизни», выпускающее журналы «Благая весть», «Адвентистский вестник», «Теперь время», «Альфа и омега» (журнал для пасторов), «Образ и подобие» (молодежный журнал), газету «Слово примирения». В 1992 г. в Москве открылся адвентистский центр здоровья. А. осуществляют обширную благотворительную программу при поддержке Адвентистского агентства помощи и развития (АДРА).
АСД не участвуют в экуменическом движении , они считают себя «пророческой церковью» и проповедуют скорый приход «вавилонского разобщения» всех церквей и сообществ, за к-рым немедленно последует объединение всех «адвентистских семей». Тем не менее АСД сотрудничают с христ. Церквами в вопросах благотворительности и примирения. В России и Белоруссии представители Евро-азиатского отд-ния АСД принимали участие в межхрист. конференциях по вопросам достижения общественного согласия (Москва, 1994; Минск, 1996; Москва, 1999) и вошли в состав постоянно действующего Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК), созданного после 1-й московской конференции в 1994 г. Через этот комитет осуществляются связи РПЦ с АСД в России по вопросам религ. законодательства и социального служения. Вероучительные моменты в этих контактах не затрагиваются.
А.-реформисты
- «движение» внутри адвентизма, возникшее во время первой мировой войны (1914-1918) в Германии. Началом раскола послужило заявление руководителей АСД в Германии, сделанное 4 авг. 1914 г., о том, что А. примут участие в войне с оружием в руках. Это входило в противоречие с традиц. позицией членов АСД как невоюющих по религ. убеждениям. Ок. 2% членов АСД, категорически отказавшихся убивать и нарушать день субботний, что неизбежно случается во время военных действий, отделились от основного движения и в 1916 г. создали свою орг-цию «Пробуждение и реформационное движение». 24 дек. 1919 г. реформистами было создано и официально зарегистрировано «Международное миссионерское общество адвентистов седьмого дня старого направления» с центром во Франкфурте-на-Майне (Германия). Председателем был избран О. Вельп. После войны руководители АСД предпринимали попытки примириться с реформистами. Встречи председателя Генеральной конференции А. Даниельса и др. членов Комитета с представителями реформационного движения в г. Фриденсау (Германия) 21-23 июля 1920 г. и 2 янв. 1923 г. в Гланде (Швейцария), конфликт не урегулировали. В 1925 г. на собрании в г. Гота (Германия) реформационное движение окончательно сформировалось. В 1951 г. среди А.-реформистов произошел раскол на 2 Генеральные конференции. Одна из этих орг-ций с центром в Германии назвала себя Международным миссионерским об-вом. К ней принадлежат неск. общин на территории СНГ с центром в Кривом Роге. К кон. 90-х гг. она насчитывает ок. 23-24 тыс. членов. Др., приблизительно равная по численности Миссионерскому об-ву,- Американская генеральная конференция реформационного движения адвентистов седьмого дня с центром в Сакраменто (США). На территории СНГ действует Восточноевропейский союз этой конференции с центром в Черновцах (Украина). Всего А.-реформистов в нач. 90-х гг. ХХ в. насчитывалось ок. 40 тыс. чел. в 62 странах мира, хотя большая часть (30 тыс.) в странах бывш. СССР: на Украине, в России (на Сев. Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке), Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, Казахстане, Киргизии. Вероучение и богослужебная практика у основного направления реформистов совпадают с практикой АСД. Отличительной особенностью является пристальное внимание к т. н. реформе здоровья, к-рая фактически сводится к категорическому запрещению мяса.
В СССР А.-реформисты впервые появились в 1923 г., а в 1924 г., на 5-м Всесоюзном съезде АСД, они образовали свою орг-цию - Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня. Они считали недопустимым участие своих членов в советских общественных орг-циях (напр., в профсоюзах), повторное вступление в брак после развода, уклонялись от гражданских повинностей, в частности от воинской службы. 6-й Всесоюзный съезд АСД (1928) решительно отмежевался от взглядов и действий А.-реформистов. Во время усилившихся в СССР гонений на все религ. орг-ции реформисты в 1929 г. создали подпольный центр,- «Российское поле адвентистов седьмого дня реформационного движения» во главе с Г. А. Оствальдом, к-рый был известен резкой непримиримостью по отношению к советской власти.
19 мая 1995 г. совет Евро-азиатского отд-ния заявил, что расценивает решения 6-го съезда (1928) как ошибочные, но сближения АСД с реформистами не произошло. В 1954 г. от российских А.-реформистов отделилась группа «Верные и свободные адвентисты седьмого дня», основанная В. Шелковым, к-рый за свою религ. деятельность и связь с диссидентским движением подвергался гонениям и многочисленным тюремным заключениям. Эта группа существует только на территории СНГ с центром в Самарканде и насчитывает 3500 последователей. В 1980 г. эту группу возглавил Л. Муркин. Она существует независимо от остальных А.-реформистов. В вероучительном плане реформисты этого направления отличаются и от АСД, и от зап. реформистов. По их представлениям, главным атрибутом Бога является справедливость, а не любовь; их учение о Христе является арианским по сути, а Св. Дух не признается Божественной личностью. «Верные и свободные адвентисты седьмого дня» ввели понятие теократического правления, необходимости исповеди перед служителями общины.
Ист.: White E. G . Testimonies of the Church. , 1948. 9 vol.; Seventh-Day Adventist Bible Commentary. Wash., 1953-1970. 10 vol. .
Лит.: Froom L. R. The Prophetic Faith of Our Fathers: The Hist. Development of Prophetic Interpretation. Wash., 1946-1952. 4 Vols.; Bird H. S. Theology of Seventh-day Adventism. Grand Rapids, 1961; Москаленко А. Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосиб., 1978. Schwarz R. W. Light Bearers to the Remnant. Boise, 1979; Воронин П. Е. Адвентизм и реформация. Ставрополь, 1983; Настольная книга служителя: Учение и принципы жизни адвентистов седьмого дня / Ред. Н. Н. Либенко. М., 1989. Т. 1; Докош В. И. Этическая концепция современного Адвентизма. К., 1992; В начале было Слово: Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993; Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993; Зноско-Боровский Митрофан, прот. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектантство. N. Y., 1972. Серг. П., 1992р. С. 107-112; Адвентистский вестник: Журн. 1995-1999 гг.
Е. С. Сперанская, А. А. Дымань
Человека перед Богом даётся только даром - благодатью , и только по вере в Иисуса Христа (точнее не просто в Иисуса, а в Его заместительную жертву на Голгофском кресте). Дела в вероучении современных адвентистов имеют вторичное, или прикладное, значение и рассматриваются только как плоды веры, без которых, однако (в том числе и без пунктуального соблюдения святости субботнего дня), спасение не мыслится вообще (Библия, Послание апостола Иакова 2:10-12).
О названии
Название «Адвентисты Седьмого Дня» отражает две основные доктрины церкви АСД:
- о явном и видимом Втором Пришествии Христа во славе, которое ожидается вскоре
- о святости седьмого дня недели: адвентисты настаивают на соблюдении субботы как установленной при сотворении мира задолго до эпохи Ветхого Завета (упоминается также и в четвёртой заповеди Закона Божьего в Ветхом Завете).
История адвентизма
Церковь АСД зародилась в начале XIX века среди групп баптистов , методистов и других протестантов . Также к нему примкнули отдельные выходцы из католицизма .
История адвентизма в России
Первые общины АСД в России возникли среди немецких колонистов в 1886 году в Крыму, в пос. Бердыбулате и в Поволжье. В г. в Ставрополе образовалась первая русская община АСД. Вначале адвентисты подвергались преследованию со стороны властей и православной церкви, однако подчеркнутая позиция невмешательства в политику облегчила их легализацию в 1906 г. и уравнение в правах с баптистами. Ко времени революции г. их было уже около 7 тыс.
В 20-х годах география распространения и число последователей АСД заметно увеличились, создавались новые общины, множились издания. В 20-х годах российские адвентисты пережили раскол на почве отношения к советской власти, к государству вообще и к проблеме службы в армии. Отделившаяся часть - адвентисты-реформисты - образовала «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня». Наряду с другими религиозными конфессиями в 30-х годах, сектантские объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям, их руководители и члены подвергались приговаривались к тюремному заключению, ссылке и другим видам произвола, насилия и дискриминации . .
Лишь в 1945-1946 гг. было вновь зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный Совет АСД, который, однако, в 1960 г. был вновь ликвидирован властями. Только в 1977-1979 гг. началось новое возрождение церкви, и в 1981 г. произошло объединение общин на территории России. В 1990 г. состоялся съезд Церквей АСД России, который принял устав Российского униона (Союза).
Вероучение и образ жизни
Адвентисты седьмого дня провозглашают основой вероучения исключительно Священное Писание (принцип «Sola Scriptura »). Церковь АСД также признает в качестве вероучительного авторитета также труды одной из основательниц своей конфесии американской проповедницы и писательницы Елены Уайт , которую почитают как своего пророка и наставника. Руководством церкви выработаны критерии соответствия тех или иных работ и новых откровений в свете своих сложившихся традиций интерпретации канонических библейских текстов .
Отличительные черты вероучения и образа жизни
Главными отличительные чертами своей церкви адвентисты седьмого дня считают соблюдение всех заповедей Десятисловия (в том числе заповедь о субботе) и наличие «духа пророчества» - дара откровений свыше. По их учению, именно это является основными признаками истинной Церкви последних дней перед Вторым Пришествием Христа (на основании Откр.12:17 и Откр.19:10). Для вероучения ортодоксальной церкви АСД характерна также вера в служение Иисуса Христа в небесном храме (святилище), а также вера в Святую Троицу (Триединство Бога - Отца, Сына и Святого Духа), учение о полном правопреемстве новозаветной Церкви от ветхозаветного Израиля («народа Божьего»).
Как и во всех протестантских вероисповеданиях, в вероучении отсутствует догмат о непогрешимости церкви, а признание священства всех верующих членов церкви унаследовано адвентистами у позднего протестантизма (баптисты, методисты и т. п.). Кроме признания всеобщего священства всех членов общин, у адвентистов существует рукоположение священнослужителей, высший сан при рукоположении - проповедник; служитель в этом звании может занимать сколь угодно высокую или, наоборот, рядовую должность в церковной иерархии.
Роль Е.Уайт в формировании вероучения
С именем Елены Уайт связаны доктрины о санитарной реформе: воздержании от употребления психоактивных веществ (табака , алкоголя , а так же кофеиносодержащих напитков, таких как: чай, кофе и кола); рекомендуется воздерживаться от употребления в пищу свинину и другую «нечистую пищу»: змей, ящериц, насекомых и т. д. (исходя из заповедей Еврейских Священных Писаний с целью пропаганды здорового образа жизни(на основании Левит 11)). С этой же целью Елена Уайт проповедовала также вегетарианство как идеал, к которому должны стремиться верующие.
Здоровье, медицина
После реформ Е. Уайт церковь адвентистов седьмого дня известна своим «санитарным служением»: во многих странах адвентисты содержат медицинские центры и занимаются пропагандой здорового образа жизни, а также благотворительностью (агентство помощи и развития АДРА). Среди адвентистов седьмого дня много доноров крови, в некоторых странах проходят организованные акции по сдаче крови . В России и других странах сообщается о работе по профилактике алкогольной и табачной зависимости (особенно в молодёжной среде), а также о работе по воспитанию межличностных добрачных отношений молодёжи. Члены церкви являются противниками абортов и разводов.
Государство, политика, силовые структуры
Основатели адвентистского движения призывали быть сторонниками пацифизма - полного воздержания от участия в войнах и добровольной службы в разных силовых структурах, многие выступали за религиозную свободу - принцип отделения церкви от государства, светского государственного устройства и политики невмешательства церкви в дела государства и государства в дела церкви; то же и сейчас исповедуют многие из адвентистов. Необходимо заметить, что в данный момент отказ от службы в армии и силовых структурах у ортодоксальных адвентистов стал «добровольным делом» совести каждого отдельного члена церкви. Каждый член церкви ортодоксальных АСД теперь решает сам для себя, как ему поступить . Таким образом, в церквях адвентистов реформационных движений предусмотрено за добровольную контрактную службу в рядах вооружённых силах исключение из списков членов общины, а в общинах ортодоксальных адвентистов этого, скорее всего, нет.
Дисциплина в церкви
Исключения из списков общин положено и за развод между верующими супругами, и в тех случаях, когда верующие вступают в брак с неверующими из числа разведённых. Исключение из списков общины предусмотрено для давно не посещавших (обычно более двух лет) богослужебные собрания общины и за выход на работу в субботний день, за уклонение в другие вероучения, притом такое решение принимается голосованием на заседании членов общины. Эти юридические нормы жизни общины официально закреплены в уставе церкви и основных её положениях.
Суть учения об Следственном суде.
Стих, на котором основано это учение,- Даниил 8:14. В нём говорится: «И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится». Многие адвентисты связывают слова из этого стиха «и тогда святилище очистится» с главой 16 книги Левит. В ней описывается очищение святилища иудейским первосвященником в день очищения. Адвентисты также связывают слова Даниила с главой 9 послания Евреям, где речь идет об Иисусе как о Бо́льшем Первосвященнике на небе. Один из ученых АСД говорит, что основой их рассуждений являются «слова́ Священного Писания, приводимые в доказательство». Суть метода такова: находят «определенное слово, допустим, „святилище“ в Дан. 8:14, то же слово - в Лев. 16, то же слово - в Евр. 7, 8, 9» и заключают, «что все они [библейские стихи] говорят об одном и том же».
Адвентисты рассуждают: древнеизраильские священники исполняли в святилище храма ежедневное служение, которое вело к прощению грехов. Ежегодно в день очищения первосвященник совершал в Святом-святых (в самом внутреннем отделении храма) служение, которое приводило к очищению грехов. Адвентисты заключают, что служение Христа на небе в качестве Первосвященника состоит из двух этапов. Первый начался с его вознесения в I веке н. э. и закончился в 1844 году прощением грехов. Второй этап, «судебный», начался 22 октября 1844 года, продолжается до сих пор и приведет к стиранию грехов. Как оно достигается?
Как учат адвентисты, с 1844 года Иисус занялся расследованием того, как провели или проводят свою жизнь все называющие себя верующими (во-первых, умершие, а во-вторых, живущие), чтобы определить, заслуживают ли они вечной жизни. Это расследование и есть «следственный суд». После такого суда грехи людей, прошедших испытание, стираются из соответствующих книг. Но, как объяснила Элен Уайт, имена тех, кто не прошёл испытания, ‘будут стерты из книги жизни’. Поэтому «для каждого будет определена своя участь: жизнь или смерть». Так что небесное святилище очистилось и стих Даниил 8:14 исполнился. Но в своей публикации адвентисты признаю́тся: «В Библии не встречается выражение следственный суд».
Организация
Для церкви АСД характерен представительско-демократический (выборно-иерархический) тип организации; все руководящие должности в церкви являются выборными.
Всемирная организация церкви АСД состоит из 13 дивизионов (региональные организации), высшим представительским органом является Генеральная Конференция (ГК, ещё называемая «всемирной миссией»), на вершине которой находится Генеральная Ассоциация, являющаяся высшим руководящим органом во главе с самим президентом ГК. Сессии Генеральной конференции созываются раз в 5 лет, последний раз - в 2005 году.Насчитывает более 16 миллионов взрослых членов церкви. На сессии Генеральной конференции избирается президент Генеральной конференции и другие руководящие лица, решаются организационные и доктринальные вопросы. В настоящее время президентом является Ян Полсен (Jan Paulsen) (Норвегия). Офис Генеральной конференции находится в США (штат Мэриленд). Сессии Генеральной конференции чаще всего проводятся в городах Северной Америки и Западной Европы.
Поместная община во главе с пастором, старшим пресвитером и церковным советом является самой малой структурой АСД. Периодически собирается собрание членов общины для выборов дьяконов, пресвитеров, дьяконис, секретаря и казначея общины, церковного совета, а также для решения вопросов о членстве в общине и выборов делегатов на внутрицерковные форумы. Общие богослужения доступны для свободного посещения всем желающим. Обряд Евхаристии или Причастия пресным хлебом и пресным вином (виноградным соком), в который включён также и обряд предварительного ногоомовения, называемый «Вечеря Господня», доступен всем желающим (т. н. открытое хлебопреломление), однако адвентисты иногда могут отказать в причастии тем лицам, которые отрицают Триединство Бога - Святую Троицу (Отца, Сына и Святого Духа).Вопрос о Троице в среде АСД является очень важным и серьёзным.
Церкви АСД в странах СНГ составляют Евро-Азиатский дивизион, который в свою очередь делится на несколько унионов (то есть союзов церквей) .
Представители отколовшихся реформационных движений адвентистов также создали организации, во многим повторяющие организационные структуры адвентистов, но богослужения и собрания их являются в большинстве случаев тайными и нет открытого хлебопреломления.
Численность и распространение
Сами адвентисты оценивают численность членов своей церкви в 16 миллионов человек , из них в Российской Федерации около 60 тысяч .
По состоянию на 2007 год насчитывалось не более 16 млн взрослых крещённых членов церкви, а включая всех посещающих церковные богослужения и детей - не более 30 млн человек, тогда как в 1966 их насчитывалось немногим более 1,6 млн .
АСД развивают активную миссионерскую деятельность, имеют свои организации более чем в 200 странах мира(главным образом, в странах с развитой христианской традицией)
Адвентизм в России
В настоящее время в России действуют два Союза объединений Церквей АСД: Западно-Российский Союз Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня, охватывающий объединения поместных церквей на территории от Калининграда до Урала, с Духовным центром в г. Климовске Московской области и Восточно-Российский Союз Церкви АСД, охватывающий территорию от Урала до Сахалина, с Духовным центром в г. Новосибирске. Внутри Союзов существуют объединения поместных церквей - Региональные союзы (местные конференции), в которые входят на добровольных началах несколько десятков общин (поместных церквей). Первичной организацией АСД является поместная церковь (община верующих). Ее деятельностью руководит совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. Высший орган поместной церкви - членское собрание общины.
Церковь АСД имеет в России высшее учебное заведение - Заокский адвентистский университет в пос. Заокском Тульской области. В каждой общине организованы субботние школы по доктринальному религиозному обучению детей и взрослых, издаются ежеквартальные издания с материалами субботней школы, в бытовом лексиконе называемые «урочниками». Притом отдельно издаются брошюры для слушателей субботней школы, отдельно - для преподавателей, обычно в каждой общине также проводятся уроки детской субботней школы, материалы для которой издаются отдельно.
Адвентистское издательство «Источник жизни», расположенное также в пос. Заокском, выпускает различную религиозную литературу, издаёт журналы «Благая весть», «Адвентистский вестник» (ежеквартально), «Альфа и омега» (журнал для пасторов Церкви), «Образ и подобие» (молодежный журнал), газету «Слово примирения». Работает радиотелецентр «Голос надежды» (г. Тула), передачи которого транслируются по Центральному радио и телевидению, и телецентр в г. Рязани.
Церковь осуществляет обширную благотворительную программу при поддержке Всемирного центра АСД. Проводятся семинары по здоровому образу жизни при технической, информационной и материальной поддержке медицинского центра Университета Лома Линда (Калифорния , США). В Рязани открыт свой центр здоровья, - реабилитационная клиника для детей, больных церебральным параличом .
Персоналии
- Герман, Анна - знаменитая польская певица.
- Карсон, Бенджамин Соломон - всемирно известный американский нейрохирург.
- Картер, Джон - археолог, миссионер, проповедник.
- Келлог, Джон Харвей - бывший соратник Елены Уайт и Джеймса Уайта, создатель знаменитых кукурузных хлопьев.
- Финли, Марк Артур - профессор археологии, известный проповедник.
- Уайетт, Рон - анестезиолог, самобытный археолог-исследователь библейских мест.
- TAKE6 - официальный сайт всемирно известного музыкального коллектива, исполняющего протестантскую музыку в стиле Акапелла (джаз, госпел, спиричуэлс, r&b).
- Бэйли, Леонард - кардиохирург Медицинского Центра Университета Лома-Линда, Калифорния, США.
- Опарин, Алексей Анатольевич - автор книг по креационистской библейской археологии и священной истории христианства.
- Штеле, Артур Артурович - Президент Евро-Азиатского Дивизиона церкви Адвентистов Седьмого Дня
Адвентисты-реформисты
Кроме ортодоксальной церкви АСД существует ещё несколько религиозных групп - общин и церквей, вышедших по тем или иным причинам из официальной АСД. Самые многочисленные из них - «Международное Миссионерское Общество АСД Реформационного Движения» и «АСД Реформационного Движения» . Движение адвентистов-реформистов возникло в годы Первой мировой войны в Германии по инициативе адвентистских проповедников братьев Шпанкнабе.
Численность адвентистов-реформистов (вместе с детьми) - 40 тыс. человек. Они уже развернули активную деятельность, по крайней мере, в 62 странах мира. Большая часть (30 тыс.) адвентистов-реформистов проживает в странах бывшего СССР: в Украине, России (на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке), Белоруссии, Молдавии, прибалтийских государствах, Казахстане и Киргизии.
Другие ветви адвентизма не так многочисленны. Но все они также могут использовать материалы и символику ортодоксальных адвентистов.
Критика
Чаще всего богословие адвентистов седьмого дня подвергается критике с исторических и библейских позиций со стороны представителей богословия других вероисповеданий в вопросах буквального соблюдения субботы , за принятие догмата о смертности души и отрицание учения о вечных муках грешников в аду. Адвентисты подвергаются критике также за запрет употребления в пищу некоторых видов животных (взятый из ветхозаветного закона) и за введение учения о предваряющем Страшный Суд «следственном суде» - служении Христа во Святом Святых Небесного святилища.
Некоторые исследователи полагают, что отдельные специфические особенности вероучения АСД той эпохи (XIX в.) могли повлиять на формирование теологических и мировоззренческих взглядов Чарльза Тейза Рассела и его последователей .
Помимо этого православие и католицизм критикуют АСД, как и другие протестантские секты, за отказ от крещения детей, отрицание другого церковного предания, кроме Библии, отсутствие литургического служения (отрицание системы таинств).
См. также
Примечания
Ссылки
- Церковь адвентистов седьмого дня в России и СНГ - официальный вебсайт
- Официальные документы, статистика и архивы Генеральной Конференции АСД (англ.)